Мы очень любим поговорить о литературе. В блоге Ассоциации репетиторов мы уже неоднократно обращались к этой теме (например, в материале о списках литературы на лето или совсем недавнем - о гигантской роли книг о Гарри Поттере во взрослении современного поколения 25-30-летних).
Наша сегодняшняя тема - книги, которых нет в школьной программе по литературе.
Слишком рано, слишком поздно
Дело, разумеется, не в том, что школьная программа по литературе составлена каким-то “неправильным” способом. Как мы помним (из этого материала), формирование школьного курса по литературе - скорее результат долгого процесса, чем каверза отдельно взятого чиновника. Как подчеркнула тогда преподаватель “Ассоциации репетиторов” Мария Анатольевна, список по литературе - это результат проверки временем, и за основу его взята университетская программа по литературе, сильно сокращенная и адаптированная для школьников.
Однако же главная “университетская” задача - дать представление о динамике литературного процесса, изучить ключевые произведения разных эпох – досталась школьникам как бы в наследство от старшего академического товарища.
Как лаконично замечает по этому поводу преподаватель русского языка и литературы Елена Витальевна,
“Программу следует подработать.”
Пожалуй, учитывая все возрастающую конкуренцию между гаджетами и литературой, а также распространенностью дислексии у школьников, это стоило бы сделать исходя из несколько других - неакадемических - ориентиров.
- Разнообразие. Конфликт пророка и современности, проблема лишнего человека, богоискательство, отцы и дети - все это очень важные темы, которые поднимаются в произведениях из школьной программы. Традиционно отсутствующий (или выносящийся в “список на лето”) тип литературы - книги, в которых человеческая судьба не обязательно трагедийна и не обязательно прокручивается через жернова исторического времени.
- Чуть больше возрастной чуткости. Бессмертный роман “Отцы и дети” воистину бессмертен, но стоит отметить, что для поддержки подростковой психики “Курс выживания для подростков” Ди Снайдера - чтение не менее ценное. Даром что с точки зрения преподавателя литературы - скорее сомнительное.
- Сегодняшний день. Как верно подметила литературный критик Анна Наринская, смешно говорить о “неактуальности” романа “Анна Каренина” в связи с изменившимися реалиями - мол, сегодня герои бы могли спокойно развестись, чего же тут читать. Это так. Но есть и другая сторона: за прошедшее с “Анны Карениной” (и даже с “Тихого Дона”) время в мире произошло много чего, что едва ли можно проигнорировать. И хорошо бы, чтобы школьная программа по литературе обратила на это внимание: узнать о Холокосте, Хиросиме и т.п. в 17 лет из кино - по меньшей мере, грустно.
- Человеческое, слишком человеческое. Не менее грустно думать, что литература - это описание того, как люди ссорятся и мирятся, страдают и влюбляются. Это во многом так, но и не только. Литература - это еще и размышление, и постижение самое себя, и попытка силами языка упорядочить собственные догадки, касающиеся самых разных сторон человеческого опыта - в том числе научного, в том числе духовного, в том числе художественного. А еще литература - это дерзание, это самопреодоление, это летопись, это очень много чего. И как здорово было бы дать это понять еще в школьные годы.
- Объемы. В той же самой статье Анна Наринская настаивает, что “дети должны прочитать все эти длинные тексты”, потому что именно чтение длинных текстов и есть то, что прививает нам культуру чтения. И снова - да! И в то же время попробуйте вообразить, какое количество коротких текстов остаётся неохваченными. Коротенький рассказ Урсулы ле Гуин “Уходящие из Омеласа” содержит моральную дилемму не меньшего масштаба, чем иной том Достоевского. А короткие эссе (например, “Похвала скуке” Бродского или “Эстетика в трамвае” Хосе Ортеги-и-Гассета), может, и не наполнены такой художественностью, как “Ночь перед Рождеством”, но приучают к стройности мысли и аргументации так, как это мог бы сделать учитель риторики.
Добавки, пожалуйста
Конечно, в каждом классе непременно найдется “отличник”, который самостоятельно попросит у учителя дополнительного чтения. Не говоря уж о том, что при наличии домашней библиотеки и искушенных родителей юный читатель сам сориентируется в том, что ему хочется почитать.
Как еще можно помочь школьнику, интересующемуся литературой, раскрыть свой интерес?
- Библиотека. Да-да, “библиотека умирает” - традиционный поколенческий вопль. В библиотеках стоят пожелтевшие тома, светят странные белые лампы, там чужие люди и еще непонятно, за что взяться - на обложках ведь нет никаких картинок! Правда, что делать выбор в условиях неполноты информации сложно, Неправда, что библиотеки доживают свои последние дни. Объясните ребенку, в чем прелесть и привилегия бумажных книг, покажите ему, что можно мельком пролистать книгу, прежде чем решить, брать ли ее. Прежде чем вести его в библиотеку, почитайте несколько отзывов о книгах, которые хотели бы взять в библиотеке - и потом вместе найдите их там, пользуясь алфавитным указателем. Кроме того, библиотеки постоянно делают тематические подборки книг, не говоря уж о том, что во многих библиотеках есть полки с литературой, расставленной по странам, из которых происходят их авторы. Что может быть увлекательнее, чем познакомиться с книгой, которую написал человек с другого конца света?
- Учитель. Если в школе у вашего ребенка литературу преподает знающий и чуткий педагог, это прекрасно. Ваш школьник, вернее всего, с большим энтузиазмом обратиться к нему с вопросом “Что бы еще почитать?”, а учитель с таким же энтузиазмом ему ответит хорошо подобранным списком. Но есть и не менее рабочий вариант, который подойдет подросткам, не интересующимся ничем, кроме литературы. Это опытный педагог-филолог, который сможет помочь структурировать хаотическое чтение и, в конечном счете, направить литературные порывы ученика в соответствующее русло. Любому таланту нужна хорошая опора - это факт. Глубокое понимание и чувствование литературы - это большой талант (и это тоже факт).
- Волшебные списки. Интернет полнится всевозможными списками литературы - “100 лучших книг XX века”, “1000 книг, которые следует прочитать, прежде чем умрешь” (как будто бы чтение - первое занятие, к которому прибегают люди, осознавшие свою смертность), “20 книг, заставляющих задуматься”
Нет ни одной причины, почему одному списку следует предпочесть другой, но есть хитрый способ выбрать - понять, кому вы готовы довериться. Например, существует список книг, оказавших большое влияние на Льва Николаевича Толстого, знаменитый список Бродского, etc., etc.
- Литературная энциклопедия. Легендарная “Аванта +” выпустила, среди прочего, том, посвященный литературе. Именно благодаря ему многие школьники узнали, например, о существовании “Улисса” (которого, как известно, до конца не дочитал никто) и многих других произведениях мировой классики. “Книга о книге” - странная затея, но насколько же интересная!
- По мотивам кино. Не секрет, что костюмные фильмы способны захватить воображение ребенка всерьез и надолго. Этим стоит воспользоваться! Читать литературу эпохи, о которой шла речь в фильме (или посвященную ей) - отличный способ не только пополнить свои знания об истории, но и расширить словарный запас и представление о литературных стилях разных времен (а заодно и повод поговорить о том, что такое “литературный стиль”),
Объемы и трудности
Дислексия - заболевание куда частое, чем принято считать (об этом подробно мы писали здесь) Однако проблемы с чтением и уроками литературы возникают далеко не всегда из-за нее.
Как отмечает Елена Витальевна, больше всего трудностей у ее учеников возникает с романом “Война и мир”. То же подтверждала и преподаватель Мария Анатольевна, героиня одного из предыдущих наших выпусков, отмечая, что самые серьезные трудности вызывают в принципе “объемистые” произведения, включая “Тихий Дон”. Рискнем предположить, что проблема скорее общепсихологическая. Чтение прочно ассоциируется с толстыми талмудами, в которых незнакомые люди на подчас незнакомом же языке рассказывают о чем-то, что мало имеет к непосредственному тебе отношение. Почему и как это должно тебя волновать?
Другая проблема - в непонимании самой сути урока литературы. Книга само по себе может вызывать горячий отклик и желание о ней думать, но почему тебе непременно нужно высказывать свои мысли перед всем классом? Как, ради бога, отвечать на вопрос “как автор относится к своим героям?”? Как правильно ответить на вопрос “В чем смысл названия произведения?” и не выглядеть глупо? Зачем нужно что-либо знать об авторе, если тебя волнует только то, что он написал (иных взрослых этот вопрос волнует не в меньшей степени)? Разговор о книгах, не присутствующих в школьной программе, - разумеется, только повод задуматься на куда более важную тему: что такое литература для современной школы? И что она должна дать человеку, который готов узнавать о мире из книг, пока у него не отбили это желание?
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
25 августа 2017