Как превратить «удалёнку» в занятие, приятное для всех

Мы все помним, как это начиналось: ничего не понятно, дети лезут на голову родителям, родители — на стену, учителя мучительно пытаются разобраться с наушниками и экраном, министерство образования всех успокаивает. Спустя полгода обучение на дистанте уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Кажется, что базовая адаптация уже случилась. Теперь, когда «дистанционку» уже освоили и учителя, и дети, самое время разобраться, чем и как в этом странном процессе могут помочь родители. Разбираемся с одним из  преподавателей Ассоциации репетиторов, Леонидом Юрьевичем

П — Продуктивность

Главный вопрос к дистанционному образованию — его качество. 

Преподавателям, не привычным к онлайн-формату, пришлось серьёзно поработать, осваивая различные платформы и инструменты, позволяющие эффективно работать с учениками. Многим это удалось, кому-то не очень. Так или иначе, обсуждение обоснованности дистанта продолжается в качестве основной формы образования продолжается (и кажется, не скоро затихнет). А как на счёт второй части тандема «учитель — ученик»? Для учеников, как известно, главной сложностью стала попытка заменить реальную школу с её чётким расписанием и настоящими классами квартирой с родителями и отсутствием понятного расписания. Как результат – постоянно «плавающее» внимание, отсутствие распорядка и странная смесь ощущения вседозволенности с необходимостью постоянно быть включённым. 

«По поводу родительской ответственности, мотивации и т.п. у меня такое мнение, — поясняет Леонид Юрьевич. — Если ребенок не хочет, то никакая палка не поможет. Надо, чтобы захотел. А в этом смысле онлайн слабо отличается от офлайна. То, что надо сделать удобное рабочее место и желательно в отдельной комнате —  все и так понимают».

День дистантника

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/77654185@N07/50306949203/sizes/l/

  • Режим ребёнка на дистанте — первая и главная ответственность родителей. И единственное, что в таких случаях работает, — контроль. Да-да, подъём по часам, совместные активности (например, зарядка), подготовка д/з — всё это по крайней мере придётся курировать. Собственный пример родителя, который тоже знает, что за чем происходит в течение его дня, очень сильно помогает (как и во многих других случаях).

  • Помимо пресловутого рабочего места очень важно следить, чтобы чадо поддерживало границы рабочей деятельности: не заваливалось делать уроки в кровать и не присутствовало на уроках в пижамных штанах или чём-то подобном. Такие поползновения очень снижают рабочую эффективность (вы наверняка уже проверили это на себе). 

Отдельной строкой нужно сказать о стрессе. Он копится, и копится довольно активно. Чтобы снимать напряжение, необходимо переключаться на другие дела. Главное — помните, что у вас и у дитяти эти «другие дела» могут существенно отличаться, и что хорошо и приятно вам, совершенно необязательно таково для ребёнка. Ниже примерный список, работающий как для взрослых, так и для тех, кто помладше.

1) Физическая нагрузка. В любой непонятной ситуации делайте 50 отжиманий. Или приседаний. Или чего угодно, что отвлечёт ваше тело от вечного памятования о необходимости сидеть перед компьютером и смотреть в бесконечное пространство монитора. 

2) Игры. Да-да, сидеть за компьютером и рубиться в видеоигры — так себе затея, но это не единственный доступный человечеству вид игр. Настолки, психологические игры, да даже прятки с семьёй — вполне действенный способ переключиться. 

3) Онлайн-общение. Пообщаться с кем угодно по видеосвязи — не то же самое, что выпить с ним чаю на кухне. Но это тоже кое-что, особенно в тот момент, когда необходима социальная подпитка. 

4) Офлайн-общение. Да-да, и оно тоже. Начиная с общения с родителями (полезно, например, обсудить эмоции, возникавшие в течение дня, — как вы злились, как вы радовались, чему удивлялись, etc.) и продолжая общением с друзьями и родственниками. 

День дистантника

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/wellor4884/4307747604/sizes/l/)

Учиться на ходу? 

Дистанционка — не повод отказываться от передвижений, не так ли? Многие родители, чья работа (или отпуск) позволяет не быть прикованными к рабочему столу, выбирают для себя двигаться. А раз двигаются родители, вместе с ними двигаются и дети. 

День дистантника

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/tripdog/527334818/sizes/l/)

Есть ли проблема, если вы едете в ближайший загород? Нет, справиться с интернетом в таких условиях элементарно. Но стоит не оседать на одном месте, как всё становится куда интереснее. 

«Многие знают как настроить интернет и учебу не только дома, но и на даче. А вот когда едут в путешествие, то зачастую пропускают урок», — рассказывает Леонид Юрьевич. «В действительности, мне самому приходилось проводить уроки не из дома. Для этого идеально подходит машина. Нужно найти вышку сотовой связи и встать недалеко от нее. В Ленинградской облати 4g есть во многих захолустьях, другие регионы врд ли сильно уступают. Кстати, 3g тоже подойдет. По моему опыту, устойчивый сигнал 100-200 килобит в секунду — уже терпимо», — объясняет преподаватель.

«Далее, в машине нужно завести двигатель, закрыть окна, настроить температуру. В прикуриватель включить переходник на розетку: одним концом вставляется в прикуриватель, другой конец —  розетка,  ещё инвертор называется. Телефон можно заряжать от ноутбука через usb. Современные телефоны бывают точкой доступа. Самому сесть на одно сиденье, ноутбук — на другое. Да, неидеально, но полтора часа потерпеть можно. 

А в кафе лучше вайфаем не пользоваться. Там сигнал нестабильный и шумно», — рапортует Леонид Юрьевич. 

«Для продвинутых можно брать две симкарты разных операторов (на том же или другом телефонах). На случай перебоев с интернетом. В любом случае, интернет как-то да работает, редко когда урок хуже из-за плохого интернета. В этом есть даже своего рода романтика путешествий». Вряд ли это вариант для родителей-нелюбителей экстрима, но отрадно знать, что он всё же существует. Хотите путешествовать и не пропускать уроки? Берите пример с наших репетиторов!

День дистантника

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/shannon-miller-lifestyle/6489652763/sizes/o/) Ресурс, ещё ресурс!

Странное и пока не прижившееся окончательно слово «ресурс» — на самом деле синоним ответа на вопрос «как я себя чувствую». Если у вас этого ресурса достаточно, вы бодры и готовы воспринимать информацию. Когда же ресурса предательски мало, вы превращаетесь в зомби, способного только сидеть на плоской поверхности и смотреть в одну точку (как правило это экран телефона). Невероятно, но факт: с детьми такое тоже происходит. И на дистанционном обучении подобная «невресурсность» — явление рядовое, учитывая монотонность происходящего. Как быть? Переключайте ребёнка между занятиями. Даже взрослым сложно сосредоточиться на чём-то дольше сорока минут, что уж говорить о детях! После выполнения домашнего задания обязательно займите чадо чем-то другим, что не занятия — например, просмотром чего-нибудь интересного или разминкой. Чередовать физическую и умственную нагрузку необходимо так же, как и обучение с развлечением, в противном случае ребёнок очень быстро возненавидит всё вокруг и может просто саботировать обучение. Кстати, это касается не только его — позаботьтесь о том, чтобы ваша рабочая деятельность тоже перемежалась чем-то интересным. 

Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/richardwalkerphotography/22713009615/sizes/l/

Мудрая сова 27 января