Что вы испытывали в детстве, услышав слова “список литературы на лето”? Дрожали от нетерпения, не зная, за какую книгу взяться? Или, наоборот, погружались в пучину отчаяния, с ужасом представляя, что всё это придётся читать, когда так хочется бегать и скакать? Традиция задавать чтение книг на лето жива и доныне, и поводов печалиться этому у современных школьников немало: лето — то самое время, когда можно безнаказанно просиживать за компьютерными играми долгие часы. Так ли уж нужно читать книги из школьного списка летом? Не забудутся ли они к учебному году? Может, летний список литературы — просто заговор учителей, решивших испортить лето школьникам? Попробуем разобраться во всех нюансах летнего чтения.
Хорошо, но много
Главное, что отличает лето от не-лета, — отсутствие ежедневной горы домашних заданий. Школьники это прекрасно понимают, поэтому любая попытка посягнуть на неприкосновенность летних каникул школьными предметами чревата бунтами.
Катерина Поливанова, доктор психологических наук считает, что, если ребёнку приходится делать школьные задания летом, это прежде всего проблема эффективности школьного образования, а не ребёнка.
“Лето как раз то время, когда может возникнуть другое обучение и когда можно приобрести то, что реально связано с успешностью, так называемые мягкие навыки (soft skills): умение классифицировать, организовывать свой день, формировать своё мнение, применять на практике навыки и так далее. Школа этому учит минимально. Когда-то я заставляла своих собственных детей заниматься летом, о чём жалею. Нельзя прогибаться под школу”.
Источник фото
В конечном счёте, решение о том, заставлять ли ребёнка учиться летом, остаётся на усмотрение каждого отдельного родителя. И всё же, чтобы принять такое решение, имеет смысл учесть кое-какие детали.
Как это работает?
Исследования, проведённые в 1996 году учёными из Университета Миссури и Государственного университета Теннесси, выявили взаимосвязь школьных каникул и успеваемости. В отчёте, опубликованном в журнале Review of Educational Research, они поделились своими результатами: в среднем дети успевают забыть то, что осваивалось от одного до полутора месяцев, притом больше всего “доставалось” математике, в частности, задачам на вычисление. Зато чтение почти никак не пострадало. В чём же причина?
Дело в том, что всё школьное обучение складывается из трёх уровней познания:
- концептуального
- фактического
- процедурного
Концептуальные знания — это понятия и общие знания о предмете (у книг есть авторы), фактические — терминология и детали (Чехов — автор “Трёх сестёр”). Процедурные же знания несут сведения о том, что нужно сделать, чтобы достичь чего-либо — например, решить пример.
Источник фото
Процедурный и фактический уровни, применяющиеся, например, для решения математических задач, постоянно требуют упражнений и практики — и именно поэтому математика и правописание больше всего страдают летом. Собственно, сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о том, нужно ли читать летом: навыки чтения также относятся к процедурному уровню, и если их постоянно не отрабатывать, то мозг просто-напросто забудет, как это делается.
Норма чтения
Какие количества литературы можно считать достаточными для чтения летом? Ведь у каждого конкретного учащегося своя скорость чтения, свои запросы, свои интересы — а у некоторых и вовсе диагностирована дислексия.
Источник фото
Можно ли говорить об общих рекомендациях для всех или же это утопия? К счастью, мы знаем научно обоснованный ответ на этот вопрос. Джимми Ким, руководитель группы учёных из Американской академии искусств и наук, утверждает: четырёх-пяти книг, прочитанных в течение летних месяцев, достаточно для того, чтобы не утратить беглости чтения и способности к восприятию информации за время каникул. Правда, нельзя не заметить, что результаты, опубликованные в The Journal of Education for Students Placed at Risk, относятся лишь к ученикам начальных классов. Более старшим школьникам рекомендуется читать хотя бы по две книги в месяц.
Вас нет в списке
Со списком литературы, который выдаёт учитель в конце учёбного года, есть ряд странностей.
- Во-первых, это те же книги, что изучаются на уроках литературы в течение следующего учебного года. В случае старшеклассников, которым по программе достаются фолианты вроде “Преступления и наказания”, это рабочий вариант — понятно, что время, чтобы изучить текст Достоевского в подробностях во время учебного года, удаётся выкроить не всем. А вот младшим и средним школьникам резоннее было бы предложить список литературы, которая скорее заинтересует, возбудит интерес к чтению и подстегнёт к последующему самостоятельному выбору книг.
- Во-вторых, эти списки на удивление инертны и упорно игнорируют представление о том, что такое литературный процесс и детство. Кажется, что главная их цель — вбить в голову школьника некий “золотой канон”, с которым он сможет продержаться до конца жизни и “не пропасть”.
- В-третьих, зачастую учителя просят вести “читательский дневник”, куда надо записывать прочитанное и сопровождать это несколькими предложениями (“О чём эта книга? Чему она учит?”). И если вписывание названий подогревает азарт читателя — книжки можно пересчитывать, — то вот описания их у многих вызывает отторжение. Любая форма отчётности в летний период — идея заведомо провальная.
- Наконец, в-четвёртых, как бы мы ни утверждали, что классическая литература — это литература на вечные темы, трогающие каждого жителя планеты, нельзя не заметить одну печальную деталь: чаще всего эти вечные проблемы дальше от современного школьника, чем хочется верить учителям, а вслед за ними и родителям.
Эти книги, безусловно, воспитывают чувство языка, развивают художественный вкус и приоткрывают завесу тайны над глубинами русской культуры, но, увы, чаще всего по-настоящему увлекающие школьников книги — с другой полки. Это зарубежная фантастика, фэнтези и что угодно, позволяющее соотнести себя с героем просто потому, что ему меньше двадцати лет — как известно, для учащихся в школе все люди старше двадцати лет — “пожилые”.
Как мотивировать на чтение?
Дедовские способы принуждения к чтению все как один основаны на запретах или ограничениях. Читать по двадцать минут в день, читать вслух бабушке, читать “Войну и мир”, чтобы получить доступ к чему-нибудь “поинтереснее”, не ходить на улицу, пока не прочтёшь положенное количество страниц… Давайте наконец признаемся: запреты провоцируют в первую очередь отторжение и негативные воспоминания.
Источник фото
Есть ведь и другие способы разбудить интерес к чтению у подростка.
- Сделайте книги доступными. Всё в том же исследовании Джимми Кима доказывается, что доступность книг делает чтение более интенсивным. Для кого-то “доступность” значит записаться в библиотеку, для других — наличие электронной книги, третьим просто можно оплатить подписку на читательском сервисе вроде BookMate.
- Предложите ребёнку вести дневник. Не читательский дневник, а самый обычный дневник: я был там-то, я видел то-то. Пробуя себя в качестве писателя, школьник заинтересуется и устройством литературы: ведь она тоже написана людьми на бумаге. Кроме того, это упражнение позволит отрабатывать навыки правописания.
Источник фото
- Пусть ваш школьник составит список литературы для вас. Звучит странно, но задайте себе вопрос: что сейчас читают сверстники вашего ребёнка? Инна Шолпо, преподаватель литературы, рассуждая о летнем чтении, рассказывает, как литературные вкусы её учеников помогли ей в преподавании: поняв, что читают подростки, она постепенно пришла к осознанию, как сделать так, чтобы подросток, который хоть что-то читает, постепенно пришёл от макулатуры и беллетристики к литературе — не обязательно программной классике XIX века, но хотя бы просто хорошей.
Достижимый идеал
Значит ли всё вышесказанное, что летние списки литературы — ретроградство и самообман? Вообще-то, нет: список книг, составляющих “золотой запас”, — отличное подспорье для школьников, у которых ещё нет даже приблизительной картины мировой литературы. Однако очевидно, что этот список не может быть статичным, а главное — универсальным.
Детский писатель Алексей Олейников вспоминает о своих школьных читательских увлечениях:
“Лучшие мои мгновения в школе никогда не касались уроков, а были связаны со свободным пребыванием в библиотеке. Свободным, понимаете? Не с мятым списком в руке, а ведомый читательским инстинктом, я забирался туда, куда меня ни один учитель бы не допустил”.
Источник фото
По мнению Олейникова, список литературы на лето должен составляться учителем для каждого ребёнка отдельно (разумеется, речь идёт об утопическом идеале), поскольку у каждого читателя — свой читательский интерес. Будучи по совместительству школьным преподавателем, Алексей выводит три главных принципа составления “летних списков”:
- необязательность чтения всего списка
- увлекательность произведений, в него входящих
- развитие, постоянное повышение планки чувств и мыслей, на которые толкает книга.
Напоследок — общий совет для всех родителей: помните, что сегодня чтение конкурирует с огромным количеством других форм проведения досуга. Будучи превращённым в “обязаловку”, оно с наибольшей вероятностью потеряет свою привлекательность для школьника.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: