Почти любая колонка, обращающаяся к родителям школьников, рассказывает им, что нужно делать. Наш сегодняшний текст — редкое исключение. В преддверии самых жарких летних дней мы расскажем о том, чего делать не нужно ни в коем случае. За советами и подсказками мы обратились к преподавателю Ассоциации репетиторов Катерине Сергеевне.
Правило первое и главное
Прежде чем пуститься в размышления о том, что хорошо и что плохо родителям в летнее время, давайте поговорим немного о разнице восприятия.
Дело в том, что дети вплоть до восемнадцати лет воспринимают многое очень буквально. Поэтому слово “каникулы” для них значит ровно то, что оно значит: перерыв в занятиях. Если ещё точнее, “перерыв в занятиях, во время которого любая попытка к этим занятиям принудить воспринимается как личное оскорбление чести и достоинства отдыхающего”. И об этом стоит помнить, какие бы представления о каникулах ни были у вас.
Конечно, существует список литературы на лето, а равно и некоторые задания, которые наверняка раздали преподаватели географии и биологии, но ваша задача — не в том, чтобы заставить ребёнка учиться в летнее время любыми средствами.
Вместо того, чтобы положить свой отпуск на обучение ребёнка, задайтесь вопросом, а что, собственно, вы хотите от этого обучения?
Если того, чтобы ребёнок прыгнул выше всех в классе, — просто откажитесь от этого желания и перестаньте мучить себя и его. Если же просто чувствуете родительскую ответственность за “форму”, в которой ваш школьник попадёт в следующий учебный год, спросите у себя, как может выглядеть нагрузка, достаточная для того, чтобы ребёнок не растерял все знания и умения за лето.
«Я бы посоветовала родителям в летнее время выдохнуть и перестать беспокоится, — говорит Катерина Сергеевна, преподаватель истории, также работающая с дошкольниками и со школьниками младших классов. — Подключайте ребенка к выполнению посильной домашней работы. Посчитать расход воды на счетчике — уже математика, переписать любимый мамин рецепт — русский язык, сделать для папы презентацию о последних новинках авто — информатика».
Принципиальный подход
Если у ребёнка принцип в том, что касается каникул, один (“Я отдыхаю, все отстаньте”), то у вас, со своей стороны, должны быть свои. А именно — уважая границы ребёнка, сделать его занятия интересными. Потому что в противном случае грустно будет всем: вам — через силу заставлять заниматься, ему — учиться, потому что, видите ли, так угодно старшим.
Что важно помнить, пытаясь побудить ребёнка к занятиям летом?
-
Интерес.
Занятия должны проходить на добровольной основе и быть обусловлены личной заинтересованностью ребёнка. Как именно вы будете мотивировать своё чадо — вопрос к вам: кому-то достаточно посулить, что в конце лета он будет знать всё, что только можно знать о кишечнополостных, кому-то важно сознавать, что летняя работа скажется на результатах олимпиад, кому-то и вовсе достаточно того, что занятия проходят не в душном классе с двумя десятками соседей и одним учителем, а с любимым родителем и в интересном формате. Главное — чтобы интерес присутствовал.
-
Поощрение и похвала.
Мало кто из родителей на самом деле даёт себе отчёт в том, насколько важна похвала для ребёнка и как правильно хвалить школьника, чтобы слова похвалы звучали искренне и значимо. Об этом мы рассказываем в другой нашей колонке, которую рекомендуем изучить всем, кто считает, что занятия летом — норма.
-
Полезное хобби.
Очень часто провис по определённому предмету вызван не тем, что предмет плохо учится, а тем, что предмет преподаётся в той форме, в которой его совершенно не хочется учить. Уроки биологии , с которых обычно хочется сбежать, могут стать на удивление “живыми”, если заменить схемы и препараты кожуры лука чем-нибудь, что больше похоже на настоящую жизнь. Например, выбраться в океанариум, вооружившись рассказом о причудах эволюции и разнообразии видов.
-
Планирование превыше всего.
Как ни прискорбно это признавать, но планирование необходимо даже во время отдыха. Если вы собираетесь посвятить занятиям время на каникулах, договоритесь с ребёнком о том, когда, как часто и как долго они будут происходить.
-
Книги!
Да-да, список того, что нужно прочесть на следующий учебный год, уже выдан и заботливо припрятан под стопку старых тетрадей. Летнее чтение — благословение для тех, кто любит читать, и настоящее недоразумение для тех, кто всячески сторониться любых текстов длиннее двух строк. Однако именно книги могут привить интерес к самостоятельным исследованиям и занятиям. Главное — грамотно подобрать именно то, что будет любопытно вашему школьнику. Бестселлеры мирового нон-фикшна активно переводятся на русский язык, а нынешнее поколение школьников с большим интересом слушает лекции на самые, казалось бы, неожиданные темы, если они раскрыты интересно. Поэтому нет никаких причин сомневаться, что “Преступление и наказание” окажется более захватывающим, чем, к примеру, “Тайная жизнь деревьев”, которая к тому же может пробудить интерес к ботанике.
«Для школьников начальной школы я бы порекомендовала тетради с прописями по 20 минут в день и чтение вслух, но не просто "в пустоту", а так, чтобы вся семья собиралась и каждый по очереди прочитывал фрагмент текста. Дальше можно устроить обсуждение прочитанного, но так чтобы ребенок давал развернутые ответы, — комментирует Катерина Сергеевна . — Ребятам постарше стоит более углубленно изучать любимый школьный предмет, чтобы в этом деле стать лучшими и почувствовать себя супергероями.
Полезны индивидуальные занятия летом. По опыту могу сказать, что ученики летом приходят более охотно и работают более продуктивно, потому что находятся в "свободном полете" без школьной нагрузки и домашних заданий”.
Летние заповеди для родителей
Как показывает многолетний опыт существования школы, любимое занятие родителей школьников в летний период — нагнетать. Сперва это происходит в умеренном темпе, но чем ближе первое сентября, тем сильнее становится гнёт. В середине августа у среднестатистической мамы случается нечто очень похожее на нервный срыв. Если речь идёт о школьнике, которому только предстоит отправиться в первый класс, то всё ещё трагичнее: необходимо закупать школьную форму, портфель и кучу разных мелочей, о которых до поры не вспоминалось.
Именно в этот момент очень хочется произносить всякого рода несправедливые фразы, которые очень сильно сказываются на эмоциональном состоянии ребёнка. Поэтому давайте вместе попробуем предостеречь себя от самых распространённых ошибок.
-
Не нужно говорить об оценках. “Давай ты исправишь свою тройку…”, “Мы ведь идём на золотую медаль?” и тому подобные заявления вообще действуют довольно нервирующе. А в летнее время они нервируют вдвойне.
-
Не нужно обсуждать предстоящие “надо”.
Надо запомниться всем учителям, надо во что бы то ни стало сдать ЕГЭ на определённое количество баллов, надо подтянуть алгебру… Всё это, безусловно, надо будет сделать (или нет), но вот думать об этом летом вслух — очень плохая затея. “Надо” может настолько набить оскомину до конца августа, что школьник своим долгом будет почитать прямо противоположные вещи.
Не нужно сгущать тучи.
Если ваше чадо отправляется в одиннадцатый класс, худшее, что можно придумать, — это пообещать ему год без перерыва на что бы то ни было, кроме дополнительных занятий. “Мы не поедем зимой в горы, чтобы ты мог(ла) получше подготовиться к экзаменам” — один из вариантов фразы, которой можно в один миг превратиться в злейшего врага для своего ребёнка. Кстати, вы знаете, что дополнительные занятия во время, предназначенное для отдыха, дают негативный эффект? Теперь знаете.
Как и всегда в случае, когда речь заходит о личном пространстве и времени школьника, мы призываем максимально далеко уходить от принятых приёмов давления и вспоминать о том, что обучение — это в первую очередь процесс естественный, а потому (во вторую очередь) интересный и (в третью) приятный. Каникулы — время, когда этот процесс приобретает другую форму: вместо постоянных классов и перемен жизнь как будто бы превращается в сплошной отдых. И это важный момент как для родителей, так и для ребёнка.
Для первых — осознать, чем и как они могут помочь школьнику в его внешкольном обучении. Для последнего — осознать, что учиться можно по-разному и что учёба шире, чем пространство между школьных стен.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: