За время существования человечества взгляды на педагогику не единожды кардинально менялись. Один из самых спорных вопросов, не дающих покоя умудрённым макаренкам — хвалить или не хвалить? При всей кажущейся простоте вопроса очевидный ответ оказывается не так очевиден. Мы попытались разобраться во всех тонкостях похвалы с помощью преподавателей Ассоциации репетиторов Наталии Алексеевны, Ольги Викторовны и Натальи Сергеевны.
Да или нет?
Что бы ни говорили адепты строгих педагогических методов (а вместе с ними и добрая часть бабушек), метод кнута сам по себе не обеспечит ни мотивации, ни здорового энтузиазма по отношению к учёбе. Успех — то, что должно подкрепляться положительной обратной связью. Какой толк от “пятёрки” за контрольную, если это просто закорючка в классном журнале?
Источник фото
“Безусловно, похвала является необходимым элементом обучения, — считает Наталия Алексеевна, выпускница ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова. — Хваля ребенка за удачно выполненное задание, мы даем положительную оценку его действиям и стараниям. Впоследствии ребенок будет прикладывать еще большей усилий, чтобы получить эту похвалу”.
“Я считаю, похвала необходима, так она придает ученику уверенности в своих силах, в том, что у него все получается и получится, — соглашается Ольга Викторовна, выпускница Колледжа телекоммуникаций Московского технического университета связи и информатики. — Главное, хвалить нужно за дело, за реальные старания и успехи, и также необходимы умеренная строгость и требовательность”.
Положительный эмоциональный заряд в качестве обратной связи — очень мощный мотивирующий стимул. Попробуйте провести мысленный эксперимент. Представьте, что вы волею судеб оказались в заведении быстрого питания, а над вашим столом висит табличка “За неубранный поднос штраф 100 руб.”. Согласитесь, “Спасибо, что убрали за собой” звучит куда как убедительнее (и те, кто делает эти таблички, прекрасно об этом осведомлены).
Когда (не) хвалить?
Относительно “когда?” мнения разнятся. Традиция “хвалить за пятёрку” (или за исправление “четвёрки” на “пятёрку”) настолько глубоко въелась в нашу культурную ДНК, что сложно даже представить, за что ещё можно хвалить.
“Естественно, похвала не должна быть чрезмерной и бесконтрольной, — комментирует Наталия Алексеевна. — Нет необходимости постоянно говорить «хорошо, молодец, умница» или иными словами хвалить ребенка. Наиболее уместной она является при выполнении тяжелых заданий и при проявлении смекалки у ребенка”.
Источник фото
Наталья Сергеевна уверена, что главный критерий, на который следует ориентироваться, — это прогресс, сделанный ребёнком:
“Ученик должен четко осознавать, что он сделал правильно, и за что его хвалят. Важно хвалить за успех относительно среднего уровня данного конкретного ученика. Важно мотивировать ученика с каждым шагом повышать свои возможности. При похвале нужно акцентировать внимание на то, насколько лучше он стал относительно самого себя в прошлом, но ни в коем случае не относительно других учеников”.
Что нужно помнить, хваля ребёнка?
- Не стоит хвалить за то, что даётся легко в силу имеющихся талантов, похвала — это в первую очередь похвала усилия, а не способности. “Подсаживаясь” на слова признания, ребёнок начинает от них зависеть психологически, а прекращение похвалы несёт с собой хронический дискомфорт с последующей завистью, мелочной обидчивостью, ревностью к чужому успеху, подозрительностью и т.п.
- Ни в коем случае не стоит ставить ребёнка, которому легко даётся что-то, в пример другим, у кого это получается с трудом, несмотря на затраченные усилия. Это не только не прибавит мотивации последним, но и создаст между ними конфронтацию за счёт угнетения одних и превознесения других. Такое противопоставление провоцирует не прилежание, а только потакание эгоцентризму.
- Не стоит хвалить за задание, выполненное ребёнком из соображений “похвастаться перед другими”. Вообще, чем меньше поощряется тщеславие и другие проявления жадного “я”, тем лучше и здоровее для личности ребёнка.
Источник фото
Как хвалить правильно?
Два главных правила в тонком искусстве похвалы, — грамотно выбранные момент и форма. Безотносительно учёбы любое проявление индивидуальности и стремление удовлетворить любопытство — вещи похвальные. Заметить их — не самая простая задача для родителя, но учиться никогда не поздно, не так ли?
“Выражение похвалы зависит от возраста и характера ребенка, не обязательно ограничиваться «хорошо, молодец», — говорит Наталия Алексеевна. Например, при изучении китайских иероглифов я выделяю в рамочку хорошо написанные иероглифы и даю им титул «самых красивых иероглифов». Можно сделать многогранную оценку работы ребенка: например, д/з, поведение, активность на уроке, аудирование, тесты. Я предпочитаю использовать 10-бальную шкалу, нежели 5-бальную, т.к. дает больше возможностей для оценки стараний ребенка. Это тоже является своего рода похвалой, т.к. дети стараются получить максимальный балл”.
Источник фото
- Очень важно помнить, что для ребёнка взрослый — главный канал, из которого он может получить сведения о том, какой он. Поэтому, о чём бы ни шла речь, главное правило — оценивать поступок, а не личность ребёнка.
- Следуя той же самой логике, важно обязательно подчёркивать “я” в вашей похвале: для ребёнка очень важно, что это именно вы наблюдаете его достижения. “Мне нравится то, как у тебя получилось то-то”, “Я заметил, как ярко ты нарисовал то-то”.
“Похвала должна быть конкретной — не просто «молодец», а «молодец, все выучил» или «молодец, постарался и все сделал правильно», — комментирует Ольга Викторовна.
- Больше конкретики. Ребёнку важно понимать, что вы видите, что вообще делается. “Молодец”, сколь бы искренне ни было произнесено, так или иначе очень обобщает, и, поди разберись, действительно ли мама увидела, что все без исключения сказуемые подчёркнуты по линейке двойной чертой.
Связной, связной
По большому счёту, похвала — это не что иное, как обратная связь, в которой вы выражаете своё удовлетворение (радость, восхищение, одобрение, восторг) действиями ребёнка. Никто не мешает (а напротив, все только за) использовать обратную связь в качестве инструмента для профилактики чего угодно, опираясь на правило “отрицательный результат — тоже результат”. Основные принципы — просто следствие здравого смысла.
- Обратная связь (как положительная, так и отрицательная) должна быть своевременной. Хвалить ребёнка за шахматный турнир, выигранный неделю назад, а равно и журить за не сделанную месяц назад домашнюю работу, — совершенно лишённое смысла занятие.
- Если ребёнок не справился с чем бы то ни было (начиная с контрольной и заканчивая уборкой в собственной комнате), говоря об этом, предложите возможный путь решения проблемы. Не “Убери немедленно!”, а “Что, если разложить вещи на полках по цветам?”.
- Интересуйтесь мнением ребёнка. Задавая вопросы о том, как ему удалось, как ему понравился результат, что он думает о проделанных трудах, вы даёте ему понять, что вам не всё равно (с одной стороны), и явно показываете ребёнку значимость его собственного мнения.
В заключение
Разумеется, дотошные учёные не могли обойти внимания такой важный вопрос, как влияние похвалы на обучаемость. Кэрол Двек из Стэнфордского университета проводила эксперимент в группе детей, чтобы выяснить, как правильно использовать положительную обратную связь.
Часть детей одобряли за их способности (“Ты такой умный!”), а других хвалили за приложенные усилия (“Ты очень хорошо постарался”).
Результаты оказались ошеломляющими: “умные” дети выбирали себе задания “по уму”, стараясь не рисковать, в то время как “старательные” шли на риск и старались ещё больше.
Восхищаясь умом и природными способностями ребёнка, мы рискуем уверить его, будто ум — это постоянное свойство, которое невозможно контролировать. Новые сложные задачи при этом будут казаться чем-то, что этому умищу неподконтрольно, и страх не оправдать ожиданий будет парализовать любое желание продолжать. В эксперименте “умные” дети очень тяжело переживали свою неудачу и теряли мотивацию, а те же, кого хвалили за результаты, относились к трудностям с лёгкостью и терпением.
P.S. Интересно, что первая в истории человечества ссора, произошедшая на Земле, если верить Библии, случилась из-за отсутствия похвалы. Каина, как мы помним, чрезвычайно расстроила неблагосклонность Всевышнего, в результате чего случилось то, что случилось. Разумеется, мы не пытаемся привести религиозный текст для доказательства научных тезисов, но в качестве пищи для размышлений этот эпизод нам кажется весьма и весьма любопытным.
Источник фото
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
18 ноября 2016