Всюду жизнь

Изучение биологии в школе, вопреки названию предмета, чаще всего ассоциируется с довольно безжизненными вещами — грустными схемами лягушки в разрезе, моделями скелета, в лучшем случае – препаратом кожицы лука.

Думается, что если фанаты предмета появляются даже при подобной методе, то увлечь биологией остальных тоже несложно. Но как это сделать, если на секунду позабыть о привычных школьных схемах? Сегодня вместе с преподавателем химии и биологии Максимом Петровичем изучаем разные подходы и добавляем жизни в процесс обучения.

Застывшая природа

Давайте попробуем мысленно переместиться в прошлое. Вернитесь на какой-нибудь из своих школьных уроков по биологии и попытайтесь вдохнуть запах, стоящий в классе, услышать окружающие звуки, почувствовать текстуру материала под вашими пальцами. Образ, возникший в вашей голове (шуршание ручек, запах школьного класса, гладкость деревянной парты), скорее напоминает о человеческой культуре, чем о том гигантском контексте, из которого она себя самоисключила — о природе.

За весь школьный период соприкосновение с жизнью в форме, отличной от человеческой, происходит считанное количество раз. Само собой разумеется, что ученик, оказавшись в классе, уже прекрасно представляет, каковы собой соловей и роза — и значит, остаётся только описать устройство всего вышеперечисленного — с помощью всеобъясняющих схем.

Всюду жизнь

Источник фото

Но ведь задача биологии в том и состоит, чтобы изучать жизнь и исследовать её, в чём же проблема? Проблема, как это часто бывает со школьным образованием — в ракурсе. Понимать, как устроен фотосинтез и что такого особенного в пищеварительной системе ракообразных — безусловно, важно. Но ведь не менее важно и представлять себе всё величие места, в котором, так уж случилось, нам довелось жить, в его самых конкретных проявлениях — шероховатости коры дерева, яркости «шапки» дятла и странном изяществе прыжка лягушки.

Чистый утилитаризм подхода ведёт к утилитарному же отношению — и к соответствующим последствиям в виде экологических кризисов и катастроф. Хорошая новость заключается в том, что учителя могут (и зачастую так и поступают) привнести в изучение биологии недостающую компоненту. Благо арсенал существующих на сегодняшний день средств позволяет это сделать с лёгкостью.

Наглядность

Максим Петрович, выпускник химического факультета МГУ им. Ломоносова, считает, что в его интересе к биологии сыграла роль личная склонность:

«Мне была интересна природа и строение человека — интересно же что вокруг и что внутри!»

Кажется, в той или иной степени этот интерес присутствует в каждом ученике. Но, если не знать о том, что за пределами класса существует какая-то другая жизнь, представить её не так-то просто. Для преодоления этого разрыва в ход идут всевозможные наглядные пособия — от гербария до чучел.

«Я бы добавил приемы, идентифицирующие биологию с самим человеком, — говорит Максим Петрович. — Например, на анатомии можно говорить не «у человека здесь находится селезенка», а «у ТЕБЯ (ВАС) здесь находится селезенка», в ботанике всё показывать на живых растениях и т.д».

Этим приёмом уже воспользовалась датская учительница Дебби Хиркинс (Debby Heerkens): на уроке по анатомии человека для пущей наглядности она продемонстрировала всё на себе. Буквально.

На одежде Дебби мышцы и кости были изображены с анатомической точностью, что позволило перевести внимание учеников с человека абстрактного на непосредственного и конкретного — их собственного учителя.

Всюду жизнь

Источник фото

Я об этом читал!

Чаще всего литература — до того, как превратиться в нудную «обязаловку» в старших классах — вдохновляет и даёт повод для массы «почему». Преподавателям биологии повезло: зажигательной литературы о животных — масса.

Всюду жизнь

Источник фото

  • Джеральд Даррелл
  • Джеймс Хэрриот
  • Даниэль Пеннак
  • Эрнест Сетон-Томпсон

Это только несколько имён из огромного списка. Прочитать хотя бы одну книжку одного из этих авторов — значит если и не влюбиться в животный мир, то как минимум живо им заинтересоваться и начать видеть в «других» своих полноправных соседей.

Фильмы категории ‘B’

В кинематографическом фонде человечества можно обнаружить массу сокровищ. Парадоксальным образом документальные фильмы о животных (в особенности фильмы BBC) дают фору иным художественным детективам.

— Во-первых, иные шедевры (например, документальный фильм «Микрокосмос» о насекомых) с полным правом можно причислять к произведениям искусства — а ведь главная заслуга режиссёра при этом — в том, что он просто присмотрелся к происходящему вокруг непрерывному копошению.

Всюду жизнь

Источник фото

То же копошение — правда, с высоты птичьего полёта — запечатлено в фильме ‘Home’ Яна Артюса-Бертрана, и оно уже самым прямым образом затрагивает вопрос о том, зачем нужно изучать биологию.

Всюду жизнь

Источник фото

— Во-вторых, прелесть документальных фильмов о природе — в том, что они позволяют увидеть скрытое. И зачастую это «скрытое» — никакая не метафора: например, операторы фильма «Глубина» (Deep blue) побывали там, где просто так оказаться едва ли доведётся. Здесь же можно вспомнить знаменитый фильм Жака-Ива Кусто “В мире безмолвия” — кстати сказать, ещё и повод поговорить об этике исследователя, глядя на кадры со скачками на черепахах.

— В-третьих, это красиво. Это правда очень красиво, и среди всех других аргументов этот заслуживает не меньшего внимания и уважения.

Всюду жизнь

Источник фото

YouTube-вечеринка

В основном школьники используют YouTube для наблюдения за людьми. Но помимо роликов о смешных падениях, обзоров интернет-мемов и видео с неожиданно подскакивающими котами ресурс хранит ещё много чего интересного.

Один из самых ярких примеров — канал «Всё как у зверей», сделанный натуралистом-любителем Женей Симоновой. Ведущая в коротких пяти-семиминутных роликах рассказывает о самых невероятных видах животных (например, о голом землекопе или аксолотле, об эволюции человека, о старении, о патриотизме(!) — так, что заслушиваются даже взрослые.

Всюду жизнь

Источник фото

При этом всё, о чём рассказывается в роликах, подано грамотным языком с необходимыми биологическими терминами в нужных местах — так что придраться к «академической» стороне дела невозможно. А раз так — то почему бы не использовать их на благо образования?

Иллюстрации

«Природа — это пейзажи, пейзажи — это скука», — вряд ли эту логику можно признать несостоятельной. Медитативное созерцание заунывных степей Куинджи или водных пучин Айвазовского — не всегда, но часто привилегия людей с жизненным опытом.

Тех же, у кого этого жизненного опыта пока немного, можно очаровать (и даже зачаровать), например, иллюстрациями Эрнста Геккеля или Джеймса Одюбона.

Всюду жизнь

Источник фото

Домашние эксперименты

Мало что захватывает учеников так сильно, как эксперименты и исследования. Выращивание лука на подоконнике — безусловно, исследование, но его минус — в том, что оно требует продолжительного времени.

Куда менее ресурсозатратные (и более эффектные) эксперименты можно провести прямо во время урока — например, объясняя строение растения, поместить цветок в подкрашенную воду и наблюдать, как меняется цвет лепестков (а потом объяснить, почему).

Всюду жизнь

Источник фото

Эти маленькие мелочи, дополняющие объяснение, добавляют жизни сухому изложению фактов. Они — своего рода связующее звено между «здесь» пространства класса и «там» пространства внешнего мира.

Такие опыты можно придумать самостоятельно (или заручившись помощью коллег), найти в Сети или в специализированных изданиях. С последними, правда, есть нюанс: как правило, они рассчитаны на самых младших школьников.

Точка входа

Основной момент для репетиторской практики — в том, чтобы найти подходящую «точку входа», которая бы позволила захватить интерес ученика.

«Если интерес — спорт, то можно начать изучение предмета со строения опорно-двигательного аппарата человека, — считает Максим Петрович — объяснять его важность в физических упражнениях. Уже потом переходить к участию других органов в процессе жизнедеятельности, сравнить особенности строения человека и животных, etc. Если же ученик «технарь», начать можно с генетики и эволюции, а потом постараться свести предмет к технической структуре».

Всюду жизнь

Источник фото

Способов «зайти» — не один, не два и даже не три, главное — определить, что с большей вероятностью подойдёт ученику.

Как правило, любая попытка привнести жизнь в её изучение воспринимается на «ура», самая большая сложность для преподавателя — в том, чтобы решиться выйти из привычной парадигмы и найти источники вдохновения вне классных стен.

И разумеется, всё вышеперечисленное не имеет никакого смысла, если не сопровождается главным посылом, идущим от учителя: биология — это интересно и красиво, это — про саму жизнь. А что может быть интереснее и красивее жизни?

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 19 февраля 2016