Образование я получила на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, опыт наработала за 20 лет преподавания в вузе. А сейчас специализируюсь на подготовке к ЕГЭ по математике, являюсь автором учебного пособия и экспертом.
Я не провожу групповых занятий, у меня нет предоплаты и штрафов за пропуски. Только я и ученик, и наша общая ответственность за получение результата.
Работаю дома, в офисе в центре Москвы или выезжаю к ученикам в центральные районы Москвы и на северо-запад Подмосковья.Я убеждена, что качество очных занятий несравнимо выше, поэтому дистанционные занятия возможны только для моих действующих учеников (в случае болезни) и для 10классников.
Важно! Я НЕ занимаюсь со школьниками младше 10 класса.
При подготовке своих учеников к ЕГЭ я ставлю три цели:— дать знания, показать, что математику можно понять, а не просто заучить;— научить набирать баллы на экзамене в условиях четко определенного регламента, научить всем тонкостям оформления и соответствия критериям оценки работ экспертами;— научить не терять баллы, психологически правильно вести себя в стрессовых условиях экзамена, правильно распределять время и внимание, выходить из непредвиденных ситуаций, проверять себя, находить свои ошибки и реализовывать все свои возможности.
Основные принципы моей работы:
- Индивидуальные двухчасовые занятия (по 120 мин) обеспечивают ученику полную концентрацию на предмете и учат его сосредотачиваться на длительное время (экзамен будет длиться 4 часа). Уже через несколько занятий ученики перестают замечать, как пролетает время занятия! Кроме того, такой формат дает возможность заниматься всего 1 раз в неделю без потери эффективности, зато с экономией времени и денег.
- Объяснения «на пальцах», простым человеческим языком, с большим количеством примеров и наглядных материалов помогают почувствовать математику, хорошо разобраться в новом или не понятом в школе материале, а большие и четко выстроенные домашние задания — надёжно его закрепить.
- Комфортные условия занятий, дружелюбная обстановка и контакт с родителями позволяют учесть все нюансы и справиться со всеми «острыми» ситуациями. Для меня каждый мой ученик — индивидуальность, я стремлюсь достигнуть доверия со стороны ученика, чтобы все мои методы и рекомендации были им приняты в полной мере. Я искренне люблю каждого из моих учеников и свою работу в целом.
ЕГЭ — это единый для всех экзамен, но интересы, цели и способности у всех разные, поэтому каждого своего ученика я готовлю по индивидуальной программе, стараясь максимально раскрыть его потенциал. Я готова заниматься с учениками любого уровня, единственным условием является желание самого ребенка.
Далее я бы хотела ответить на два самых частых вопроса родителей:Готовите ли вы на 90+? и Каков средний балл ваших учеников?
Начнём с обзора заданий профильного ЕГЭ по математике и системы перевода первичных баллов в тестовые.С 2022 года в ЕГЭ по математике произошли некоторые изменения. Теперь экзамен состоит из 18 заданий — 11 заданий первой части, где требуется дать лишь ответ (без решения) и 7 заданий второй части, где нужно оформить решения задач. Порядок и тематика всех заданий строго определены. Все первые 11 заданий, не требующие записи решения, вполне посильны для подавляющего большинства школьников и имеют базовый уровень сложности. За правильное решение каждой из них дают по одному первичному баллу, а ответы проверяются автоматически, без участия экспертов. Задания второй части требуют оформленных решений, и их проверяют уже эксперты, а их «стоимость» в первичных баллах выглядит так: №?12 (уравнение), 14 (неравенство) и 15 (текстовая задача с экономическим содержанием) — по 2 первичных балла, №?13 и 16 (геометрия) — по 3 первичных балла и №?17 (задача с параметрами) и 18 (задача на числа олимпиадного уровня) — по 4 первичных балла. В зависимости от правильности и обоснованности решения и оформления или наличия тех или иных ошибок за эти задания можно получить как полные, так и частичные баллы, что чётко определено критериями оценивания.В совокупности же все 18 заданий по тематике полностью охватывают школьную программу и даже выходят за её пределы, и уровень их сложности также проходит полную шкалу от элементарного до самого высокого. И это вполне обосновано: ЕДИНЫМ экзаменом надо проверить и оценить знания всех учеников — от тех, кто с математикой не дружит, но должен сдать профиль согласно правилам приёма на условную ветеринарию, до тех, кто «болел» математикой все школьные годы, участвовал в олимпиадах и собирается поступать на условный мехмат. Именно поэтому на вопрос «Можно ли за год научиться решать все задачи?» я отвечу отрицательно — ни за год, ни за два нельзя «вдруг» научиться всему, что включает в себя одиннадцатилетняя программа по математике, а задачи высокого уровня сложности требуют глубокого понимания материала, к которому интересующиеся ученики идут долгие школьные годы. И те 100бальники, которыми гордятся репетиторы, на самом деле либо приходят на дополнительные занятия ещё в начальной или средней школе (и не за помощью по программе, а потому, что им школьной программы не достаточно), либо приходят «отшлифовать» те знания, которые у них уже есть. По крайней мере у меня было именно так, и я ни в коей мере не считаю их 100 баллов своей заслугой.
Так сколько же баллов реально набрать на профильном ЕГЭ по математике? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к таблице перевода первичных баллов в тестовые. Найдите её среди прикреплённых фотографий.
Первичных баллов всего набирается 31=11?1+3?2+2?3+2?4, а тестовых, как и во всех предметах — 100. Прежде всего обратим внимание на то, что каждый из первых 11 первичных баллов переводится в 5?6 тестовых, начиная с 12 — только в 2, а 29, 30 и 31 первичных баллов дают заветную «сотку». То есть прежде всего надо набрать 11 первичных баллов, они слишком дорого стоят, и потерять их на экзамене очень обидно. Очевидно, что это как раз самые простые задания первой части — серая, голубая и светло-зелёная зоны шкалы.
Хотелось бы сделать несколько замечаний относительно этих первых заданий и баллов. Минимальный балл, определённый Рособрнадзором, необходимый для получения аттестата — 27, но для того, чтобы иметь возможность подать документы в государственный вуз, надо (согласно постановлению Минобрнауки) набрать минимум 40. Очевидно, что если ученик собирается сдавать профильную математику, то его цель — поступление в вуз, а значит, ориентироваться надо именно на порог в 40 баллов. А для этого надо правильно решить хотя бы 7 заданий первой части. Интересно, что для того, чтобы перейти тот же порог в прошлом году, ученикам требовалось получить минимум 8 первичных баллов. Вообще, для самой слабой категории учеников изменения в ЕГЭ 2022 года принесли хорошие послабления — порог Роспотребнадзора тоже снизился с 6 до 5 первичных балла, а общее количество баллов, которые можно набрать, решив только всю первую часть, увеличилось с 62 до 64.
На этом положительные изменения шкалы перевода баллов в 2022 году заканчиваются. Посмотрим на задания второй части. К заданиям среднего уровня сложности традиционно относятся уравнение, неравенство и экономическая задача (№?12, 14 и 15) — «джентельменский набор», как я их называю. Причём уравнение я бы тоже отнесла к разряду лёгких заданий, так его могут успешно освоить даже самые непродвинутые в математике ученики, которые, однако, дошли до необходимости сдавать профильную математику. Хотя полный балл за это задание получает в среднем всего 35% сдающих, это не является показателем его сложности, т.к. около половины учеников вообще не преступают ко второй части, потому что «в школе к этому не готовят», а «мне и так нормально». Однако, правильно решив 12 лёгких заданий, можно набрать 68 баллов, а ещё в прошлом году это давало 70 баллов. Тем не менее это уже очень приличный результат, учитывая, что больше 70 баллов по статистике прошлых лет набирают в среднем лишь 30% сдающих. Аналитики ФИПИ характеризуют выпускников, набравших 56?68 баллов, как «успешно освоивших базовый курс математики и способных обучаться на технических специальностях большинства вузов, не предъявляющих очень высоких требований к математическим знаниям студентов».Полный «джентельменский набор», посильный школьному «хорошисту», даёт выпускнику 76 баллов, а уровень его математической подготовки аналитики считают «достаточным для продолжения образования по большинству специальностей, требующих повышенной и высокой математической компетентности». Средний процент правильно решающих неравенство и экономическую задачу был до этого года 15% и 12% соответственно. Точных статистических данных за 2022 год пока нет, но думаю, они будут не сильно отличаться, поскольку уровень сложности задач не изменился. А вот получаемые за тот же объем знаний баллы существенно снизились — до прошлого года тот же «джентельменский набор» стоил 80 баллов. Таким образом, сегмент хорошистов значительно пострадал из-за реорганизации ЕГЭ и шкалы перевода баллов, и видимо ещё в течение нескольких лет сдающие ЕГЭ будут проигрывать при поступлении выпускникам 2019?2021 годов.
До прошлого года лишь 7% выпускников набирали 80+ баллов, а 90+ всего 2%. В отсутствии свежей статистики не буду загадывать, каковы эти проценты на последнем ЕГЭ, но думаю, что вряд ли они стали больше. В любом случае больше 76 баллов набрали те, кто успешно решал задачи повышенного и высокого уровня сложности. Хочу обратить внимание на то, что к повышенному уровню сложности реально можно отнести только стереометрическую задачу — №?13. Её правильно решают всего около 5% выпускников. Однако по 1?2 балла набранные на «дорогих» заданиях высокого уровня сложности (№?16?18), расширяют жёлтую зону «отличников». Набрать 78?88 баллов реально, если ученик уверенно ориентируется в математике, имеет хорошую базу, мотивацию и пресловутый «математический склад ума». Полностью освоить и научиться решать задания высокого уровня сложности за 1?2 года невозможно, но получить некоторые навыки решений для стандартных ситуаций — вполне осуществимо.Оранжевая же зона 90+ - это зона «суперменов», глубоко и не первый год интересующихся предметом, которым, как правило, репетиторы для подготовки к ЕГЭ и не нужны.
Думаю, что на первый вопрос я ответила. Теперь о моих учениках и получаемых ими знаниях и баллах.
Я беру учеников любого уровня, так что среднего у меня нет как такового. До начала занятий очень примерно оценить исходный уровень подготовки и мотивации ученика можно предложив ему написать работу в формате ЕГЭ. То же самое делают и в школе, когда в сентябре предлагают подобную диагностическую работу. На основе знаний 10 классов уже можно решить существенную часть заданий. Полученные за эту работу первичные баллы берём за исходные. За один год подготовки мы с учениками можем успеть пройти нового материала на 7?12 первичных баллов плюс к их исходным. При переводе этих первичных баллов в тестовые результат может получиться очень разным. Если исходные первичные баллы скромны (от 4 до 7), то прогресс может составить до 50 тестовых баллов, если же исходно ученик наберёт 12 или больше первичных баллов, то прогресс в 20 тестовых баллов будет отличным достижением. Это связано с системой перевода, как вы уже увидели выше. Так что свои примерные перспективы при занятиях со мной вы даже можете оценить самостоятельно.
Но получить новые знания и реализовать их на экзамене все-таки не одно и то же. В процессе годового курса я прохожу со всеми без исключения учениками все без исключения задания первой части. Это как укрепление фундамента даже для тех, кто готов научиться большему, и пропустив этот этап обучения, мы рискуем потом «провалиться» при освоении более сложного материала. Более подготовленные ученики пройдут этот этап быстрее, менее подготовленные задержатся на нем дольше — кому сколько надо. Здесь все закономерно — чем дольше ученик будет проходить первую часть, тем конечно же меньше останется времени на вторую, но его хватит ровно на столько, на сколько хватает способностей этого ученика. Так показывает практика. А попытки угнаться за слишком большим количеством материала, не соответствующим исходному уровню и способностям, и игнорировать те или иные задания или этапы подготовки приводят лишь к тому, что в голове образуется хаос из недостаточно проработанных, незакреплённых знаний, которые не удаётся реализовать на экзамене, или просто к нехватке времени на решение и оформление большого количества пройденных задач. Я придерживаюсь принципа: лучше меньше, но надёжнее. Очень обидно, когда пройдено много, а результат оказывается не высок из-за досадных ошибок. Бывает, что я даже настаиваю на прекращении изучения нового материала в угоду отработке навыков уже пройденного, и это всегда сказывается положительно на результате. Такова реальная картина.
Надеюсь, этот обзор помог вам разобраться в системе начисления баллов на профильной математике. А если мой подход к достижению максимального результата показался вам разумным и близким — давайте готовиться к ЕГЭ вместе. Жду вас на своих занятиях.