Про социальные сети доподлинно известно, что ничего хорошего от них ждать не приходится: люди зависают в них часами, пропадают с головой, а в самых тяжёлых случаях ещё и становятся жертвами каких-нибудь мошенников.
Как социальные сети сказываются на учёбе? Стоит ли запрещать Facebook и “Вконтакте” своим детям? Есть ли от социальных сетей хоть какая-нибудь польза? Обо всём этом сегодня будем говорить с преподавателями «Ассоциации репетиторов» Александром Игоревичем, Еленой Евгеньевной и Игорем Юрьевичем.
Двойная жизнь
Родитель, за уши оттаскивающий ребёнка от компьютера, — своего рода канонический родитель XXI столетия. Виртуальная реальность так плотно заполонила нашу повседневность, что иной раз кажется, что реальная жизнь — выдумка, а всё настоящее происходит на экране компьютера.
О влиянии компьютера на будни школьника мы уже подробно писали в материале “Живущие в сети”. Кроме того, относительно недавно мы рассказывали о том, как сказывается на школьной успеваемости пользование телефоном (в статье “Фоновый режим”). Сегодня настал черёд социальных сетей.
Несмотря на юный возраст (социальной сети Facebook всего 14 лет, «ВКонтакте» — 12), социальные сети успели обзавестись гигантской аудиторией всех возрастов и почти всех стран. Если верить официальной статистике, подростки проводят по 9 часов в день в социальных сетях, а на общение в них тратится в общей сложности 30% времени, проведённого онлайн.
Родителям эта статистика не так важна: и так понятно, что современные подростки в интернете проводят слишком много времени (по мнению родителей, разумеется).
“Нет ничего хорошего, когда ребенок сутками печатает сообщения и выкладывает сториз в Instagram, но не стоит полностью запрещать такого рода коммуникацию”, — считает Елена Евгеньевна, магистр государственного и муниципального управления, выпускница Института образования НИУ ВШЭ.
“Можно завести некоторые правила\договоренности. Например, вся семья убирает телефоны во времена приемов пищи или, например, ребенок прячет телефон в ящик, когда делает уроки, т.к. научно доказано, что даже просто лежащий на столе телефон отвлекает. Кроме этого, можно ограничивать пристрастие к социальным сетям игровыми методами - есть приложения, которые на время блокируют телефон (Forest: stay focused). Я сама иногда запускаю это приложение, чтобы на 30 мин быть уверенной, что я не буду отвлекаться на телефон”.
Страх и трепет
Тревогу относительно вреда социальных сетей забили в 2016 году, когда и без того распространённое убеждение “социальные сети — зло” подкрепилось невесёлыми фактами благодаря игре “Синий кит”, в результате которой погибла девочка-подросток. Из-за отдельных эмоциональных публикаций в СМИ собственно фактов в этой истории дознаться было сложно. “Группы смерти” вошли в число городских легенд, оставив родителей наедине с укрепившимся убеждением о вреде социальных сетей и желанием в идеале полностью их запретить.
“Во времена возрастающей опасности кибер-буллинга, родители и/или учителя должны обучать детей навыкам кибер-безопасности и правилам поведения в сети. Ребенок должен понимать, что нельзя, например, выкладывать в сеть точный домашний адрес, быть осторожным с разного рода фотографиями, т.к. данной информацией могут заинтересоваться недоброжелатели. На мой взгляд, родителям стоит отслеживать, какую информацию о себе сообщает ребенок в сетях, с кем он общается (с одноклассниками ли?). Более того, стоит помнить, что за страничками детей часто скрываются взрослые, которые могут назначить встречу с ребенком, обращаться с какими-то просьбами. За такого рода общением, конечно же, родителям стоит следить”, — подчёркивает Елена Евгеньевна.
Контролировать ли поведение детей в социальных сетях? История с “группами смерти” показала, что дети нуждаются в опеке родителей в виртуальном пространстве ничуть не в меньшей степени, чем в реальном: его иллюзорность делает происходящее даже более привлекательным, в особенности в том возрасте, когда “настоящая” реальность довольно-таки невыносима.
В отдельных частных школах, организованных родителями, даже принято правило, в соответствии с которым ребёнок до определённого возраста не может заводить аккаунты в социальных сетях.
“Скорее всего, данные меры принимаются по следующим причинам:
-
оградить ребенка от опасных контактов в сети с незнакомыми людьми,
-
избежать случаев контакта с так называемыми "группами смерти",
-
наладить дисциплину (грубо говоря, чтобы дети не отвлекались на уроках) и т.д.
На мой взгляд, данная мера может оказаться бесполезной - ребенок может спокойно зарегистрироваться под выдуманным именем или никнеймом. Гораздо важнее обучать детей правилам поведения в интернете, т.к. ребята до 14 лет (и даже старше) могут не задумываться, какие опасности их поджидают и какими данными могут воспользоваться злоумышленники, а также дети просто могут не уметь защитить свои личные данные и фото от чужих людей”,
— считает Елена Евгеньевна.
Игорь Юрьевич, преподаватель физики и математики с почти сорокалетним опытом работы, не считает подобные меры правильными, однако считает, что контроль в социальных сетях со стороны родителей — вещь само собой разумеющаяся:
“Ребенок должен знать что родители в любой момент могут попросить его показать переписку и он обязан показать”, — отмечает преподаватель.
Регуляция сверху
Несмотря на всевозможные попытки урегулировать каким-нибудь (хоть каким-нибудь!) способом ответственность людей, недобросовестно ведущих себя в социальных сетях, это пространство по-прежнему остаётся довольно непредсказуемым. Можно перевести деньги на карту незнакомому человеку, а позже обнаружить, что это было впустую — и обратиться за помощью будет не к кому: считается, что в социальных сетях каждый несёт ответственность за себя.
Именно принцип “сам за себя” делает социальные сети вдвойне привлекательными для подростков — виртуальная реальность по сути оказывается единственным местом, по-настоящему свободным от присутствия родителей.
“Эта ситуация осложняется тем, что контроль со стороны родителей нередко является раздражающим фактором для детей. Также некоторые дети воспринимают контроль как отсутствие доверия”, — поясняет Александр Игоревич, выпускник университета МИФИ. “Поэтому я считаю, что принятие решения о контроле ребёнка в интернете должно приниматься в индивидуальном порядке для каждой конкретной ситуации, исходя из характера ребёнка”, — добавляет он.
Надо сказать, исследования, проводившиеся для того, чтобы выявить влияние социальных сетей на успеваемость школьников, скорее успокаивающие: анализ научных работ, посвящённых этой теме, показал, что переживать, в общем-то, не о чем. Время, которое школьник потратит на учёбу в течение дня, будет приблизительно одинаковым вне зависимости от того, как часто он будет обращаться к социальным сетям.
Более того, есть и положительная корелляция (!): те, кто использует социальные сети для учёбы (например, состоит в специализированных группах для обмена информацией), в среднем немного лучше остальных успевают по соответствующему предмету.
Преподаватели также не отстают от своих учеников; многие из них используют возможности “ВКонтакте” и Watsapp,
“Да, я пользуюсь сетью ВКонтакте для того, чтобы передавать файлы (doc, pdf) с учебной литературой, домашними заданиями и пр. Ученики на групповых занятиях создают группу ВКонтакте и беседу, где мы делимся полезными ссылками, файлами, документами по предмету. Если группе удобнее использовать Facebook или, например, мессенджеры (What's app, Telegram), мы создаем беседы там с целью обмена организационной информацией и, как я уже сказала, учебной литературой и ссылками”, — говорит Елена Евгеньевна.
Похожим образом использует социальные сети и Александр Игоревич:
“Я использую мессенджеры, электронную почту и социальную сеть "Вконтакте" для общения со своими учениками. Сам предпочитаю электронную почту, но мало кто из учеников относится к ней серьёзно и способен быстро ответить на письмо по электронной почте. В таких случаях, в зависимости от того, чем пользуются ученики, я связываюсь с ними либо по whatsapp, либо в социальной сети "Вконтакте".
Как видно, социальные сети очень похожи на происходящее в жизни: там непросто разобраться с ходу, кто есть кто, можно стать жертвой мошенников или обидчиков, а также очень просто поверить, что всё происходящее — всерьёз. И подобно тому, как родители объясняют важные для выживания в реальном мире вещи, правила поведения в социальных сетях могут стать отличным компромиссом для спокойствия обеих сторон. Во всяком случае, это будет гораздо продуктивнее, чем полный запрет соцсетей — хотя бы по причинам, связанным с обучением, которое неизменно дрейфует в сторону онлайна.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: