Пока мы мирно готовимся к празднованию Нового года, французские школьники переживают эпохальные перемены. В соответствии с принятым на днях законом с 1 сентября 2018 года в школах Франции школьникам нельзя будет пользоваться мобильными телефонами. Совсем — ни во время уроков, ни на переменах.
Мы поговорили с преподавателями Ассоциации репетиторов, чтобы выяснить, что думают об этом в России. Так ли страшны мобильные телефоны? Нужно ли их запрещать? Об этом и многом другом с нами сегодня рассуждают преподаватели Дарья Валерьевна и Владислав Георгиевич.
На пальцах
Запрет на использование телефонов в школе — история, произошедшая в Европе далеко не впервые. В Великобритании, к примеру, мобильные телефоны запрещены к использованию школьниками в абсолютном большинстве школ.
Скептики, правда, задаются вопросом, куда девать телефоны на время занятий и подсчитывают возможные расходы: на обустройство порядка трёх миллионов индивидуальных ячеек для хранения придётся потратиться, как и на персонал, который бы за ними следил. Впрочем, поскольку запрет на мобильные телефоны в школе был частью президентской программы Эммануэля Макрона, едва ли траты станут серьёзным препятствием на пути к осуществлению этого пункта. Такого серьёзного и очевидно наболевшего пункта.
Очевидно, что запрет активно поддерживают родители школьников и преподаватели: судя по их высказываниям, чем меньше ребёнок “отвлекается”, тем лучше. Насколько справедливо говорить “отвлекается”?
Как показывают исследования, более чем: оповещения с Facebook могут превратить любой, даже самый интересный урок в обременительное дополнение к виртуальной реальности. Более того, продуктивность запрета на мобильные телефоны уже получила конкретное выражение в цифрах.
- Успеваемость 16-летних учеников с запретом мобильных телефонов выросла на 6,4% (что эквивалентно дополнительной учебной неделе в году).
Иными словами, факты — за то, чтобы телефоны не участвовали в учебном процессе. А как насчёт преподавателей?
Работа на местах
“Гаджеты — часть нашей жизни, это нельзя игнорировать. Разумно предположить, что использование телефона допустимо в той мере, в какой это не мешает учебного процессу. Вопрос о том, где эта мера, остается открытым”, — считает Дарья Валерьевна, выпускница философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Зачастую эта мера становится очевидна для ученика в тот момент, когда преподаватель решает отобрать у него мобильный телефон во имя поддержания дисциплины. И тут, вероятно, важно вспомнить несколько положений из законодательства:
- Телефон — собственность ребёнка, а стало быть,
- Он не может быть отобран преподавателем.
- Устав школы может ограничить право использования школьником телефона. Ученик, поступающий в школу, в уставе которой содержится оговорка о запрете использования телефона, автоматически соглашается с положениями устава и обязуется их соблюдать.
Заметим, что школьный устав ограничивает право использования телефона, но не право владения им. Это значит, что максимальная дисциплинарная мера, к которой может прибегнуть преподаватель, — замечание, разговор с родителями, но никак не изъятие телефона.
“Я не думаю, что подобные вопросы должны быть жёстко регламентированы, — считает Дарья Валерьевна. — В то же время, если в отдельных школах такой запрет будет утвержден, было бы интересно проанализировать, к чему он привел, и сделать выводы”.
Настроения нынешнего министра образования РФ таковы, что запрет на использование телефонов в школе вполне может стать реальностью. В конце августа 2017 года министр огласила свою позицию по этому вопросу:
“Школа сама вправе выбрать, но моё глубочайшее убеждение, что оно (использование телефонов — прим. АР) мешает. Есть планшет, есть электронная доска — зачем телефон, для того, чтобы бесконечно писать эсэмэски?”.
Недовольство преподавателей телефонами, безусловно, можно понять. Все минусы налицо:
- Невыключенный звонок отвлекает всех, в первую очередь преподавателя.
- Упомянутые социальные сети способны увлечь гораздо больше, чем тема урока.
- Телефоны активно используются в качестве хранилища шпаргалок или способа передать вопросы проверочной работы следующему классу.
- Игры на смартфоне — отличный способ альтернативного времяпрепровождения на уроке.
- Наконец, видео, которые некоторые школьники делают с помощью видеокамер мобильных телефонов, подчас могут стать причиной если не карьерного крушения, то во всяком случае многих неприятных минут в жизни преподавателя.
Обратная сторона
Однако Дарья Валерьевна уверена: телефон — не более чем инструмент, и всё в конечном счёте зависит от того, как мы его употребим.
“В моей репетиторской практике телефон (планшет, ноутбук) - неотъемлемое условие комфортной и продуктивной работы. Социальные сети и мобильные приложения очень помогают нам!
- Со всеми учениками я общаюсь в ВКонтакте, где у меня собственный паблик.
- Обучение у меня проходит в мини-группах, для каждой группы - своя беседа в ВК.
- В этом году я стала использовать СДО (систему дистанционного обучения), теперь мы не делаем домашнее задание в тетрадках. В СДО наглядно виден прогресс, можно посмотреть процент выполнения заданий по каждой теме
- Домашнее задание мои ученики также могут выполнить с помощью бесплатного мобильного приложения (очень удобно сделать тест по теме, пока едешь в транспорте)
- Год от года все больше учеников выбирают дистанционное обучение, так что с телефона вообще можно заниматься с репетитором!
- В этом году я завела профессиональный блог в instagram и получила крайне позитивный отклик от своих учеников.
Резюмируя: использование гаджетов помогает поддерживать обратную связь между преподавателем и учениками”.
Дарья Валерьевна считает, что запрещать мобильные телефоны для проведения полноценного занятия не имеет смысла:
“Я отношусь к использованию гаджетов на уроке достаточно лояльно. Наверно, многие коллеги меня не поддержат, но я не вижу ничего страшного в том, что рядом с тетрадью у школьника лежит телефон. Когда я сама веду урок, у меня задействован ноутбук, планшет и ТВ. Телефон тоже лежит передо мной. Я могу кратко ответить на звонок или сообщение во время урока и считаю это допустимым для своих учеников. Разумеется, речь идет не о «серфинге» в интернете или играх (что абсолютно недопустимо), а о действии, которое занимает не более 10-15 секунд. Бывает, что родители «потеряли» своего ребенка, забыв, что сегодня он у меня на уроке. Бывает, что пишут другие репетиторы, чтобы перенести занятия. В таких случаях проще и быстрее прочитать сообщение или ответить на звонок, сняв таким образом проблему, чем сидеть и гадать во время урока, зачем же звонила мама и что решили одноклассники на счет празднования последнего звонка. Когда какая-то неразрешенная проблема “висит” над учеником во время урока, он не сможет сосредоточиться на материале”.
Владислав Георгиевич прямо обращается к своему школьному опыту, чтобы объяснить свою позицию относительно гаджетов.
“Современный человек, в том числе и ребёнок, редко покидает дом не взяв с собой свой смартфон. Гаджеты предоставляют нам возможности, значительно упрощающие нашу жизнь, и которые ещё совсем недавно казались нам чудом. Тем не менее многие родители и учителя бьют тревогу, настаивая на ограничении доступа учеников к смартфонам и планшетам в образовательных учреждениях. Оправданы ли эти опасения? Действительно ли распространение мобильных устройств угрожает образовательному процессах в школах настолько, что стоит регулировать этот вопрос на уровне уставов школ? Или может быть на государственном уровне? Попытаемся разобраться.
Если проанализировать жалобы учителей по поводу использования телефонов во время урока, то можно установить, что прежде всего они сводятся к одному и тому же: ученик отвлекается, занимаясь во время урока посторонними делами (переписывается, играет в игры и т.п.)
Однако, практика показывает, что, отобрав у ребёнка телефон преподаватель едва ли сосредоточит его внимание на теме урока: если манера, в которой преподносится материал, не завладела вниманием ученика раньше, очень высока вероятность того, что он найдёт другое, более интересное для себя занятие на уроке, даже без телефона. Другое дело, когда учитель живо и интересно преподносит материал, избегая монотонности и постоянно взаимодействуя с классом – тогда ребёнок, даже при наличии у него телефона, не захочет им пользоваться, чтобы не пропустить ничего интересного.
Я заканчивал 11 класс в 2014 году, когда «проблема смартфонов» уже появилась и активно существовала, поэтому мой взгляд по этому поводу отражает мнение не только с точки зрения преподавателя, но и с точки зрения ученика тоже. Не стоит противиться технологическому прогрессу, напротив, следует потворствовать ему, применяя новые возможности, вроде интерактивных опросов и тестирований с помощью смартфонов на уроке”.
К счастью или к сожалению, но законодательство РФ пока ничего не регламентирует в отношении смартфонов и их использования в школах. Что, естественно, не избавляет родителей от ответственности: именно им предстоит разъяснить отпрыскам, что значит внимание к окружающим, “личные границы”, “уместность” и почему личный выбор стоит сделать в пользу урока, а не комментария в соцсети.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
22 декабря 2017