Кажется, нет ни одного родителя, у которого бы не вызывало никаких чувств сидение ребёнка перед компьютером. Компьютерные игры, социальные сети, YouTube и прочие радости жизни — всё это вызывает множество комментариев со стороны родителей. Разговоры о том, как Интернет ухудшает память, ведутся непрерывно, и кажется, разобраться в этой непонятной, но совершенно неизбежной теме, невозможно. И всё-таки мы попробуем — разумеется, с помощью преподавателей Ассоциации репетиторов.
Переходный период
“Я начала работать с ЭВМ и позднее с ПК фактически с начала их появления в нашей стране, с 60-70 годов”, — говорит Валерия Фёдоровна, преподаватель информатики. Поэтому я «лично» видела, как увеличивается их использование, как возникают локальные сети и возможность выхода в Интернет (в том числе в школе – начинали с БК и программирования на Бейсике, а сейчас используются современные ноутбуки с огромнейшим прикладным программным обеспечением фактически по всем областям науки, техники, медицины и так далее)”.
Эволюция Интернета происходила на глазах у Валерии Фёдоровны, а вместе с ней — и эволюция пользовательского отношения к сети:
“Если вспомнить первые выходы в Интернет, то это было удивление, восхищение и тому подобные чувства. Сейчас это обыденность, для меня сейчас в основном это получение информации по моему предмету (информатика), а также всё, что касается ЕГЭ и ОГЭ”.
Источник фото
Факт номер один: положение сидя перед экраном — это одна из норм современной жизни, и пока что явных альтернатив не предвидится. Это кажется очевидным, но принятие этой очевидности — по-прежнему проблема для многих родителей, большая часть которых и сами работают за компьютерами, подчас куда проводя за ними больше времени, чем дети.
А как же учёба?
Факт номер два: Интернет — это инструмент. В частности, инструмент образования. Андрей Вадимович, преподаватель информатики и программирования, считает, что без Сети современный образовательный процесс существовать не может:
“На мой взгляд, качественный учебный процесс попросту невозможен без Интернета. Школьная (или университетская) программа или любое отдельно взятое пособие значительно уступают Интернету (Coursera, Khan Academy, Stack Overflow и подобные ресурсы) по качеству и объему информации”.
Источник фото
Кроме того, уверен Андрей Вадимович, общение в социальных сетях и онлайн-играх может существенно помочь школьнику с мотивацией:
- к изучению программирования
- к изучению иностранных языков
- чтению литературы
“Пожалуй, отдельно, хотелось бы выделить YouTube. Видео сразу же привлекает внимание (всех, не только детей), видео есть на всевозможные темы. Это неиссякаемый источник знаний в доступной форме с большим количеством преимуществ перед обучением в школе: на YouTube можно посмотреть большое количество учителей вместо одного, и вероятно, что кто-то из них своим методом объяснения или даже просто личностью и манерой общаться, может лучше подойти конкретному учащемуся / быть более квалифицированным, чем отдельно взятый преподаватель или репетитор”.
Источник фото
У Дмитрия Анатольевича, выпускника Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, другая точка зрения: он считает, что Интернет снижает способность детей к самообразованию:
“Наличие интернета заранее сужает кругозор ребёнка, негативных последствий гораздо больше, нежели сиюминутных, мнимых удобств. Достаточно посмотреть на наших детей, «выключив» им Интернет на пару дней.»
Валерия Фёдоровна не спешит обвинять Интернет во всех бедах, но уверена: для пользования Сетью нужна соответствующая подготовка:
“Я считаю, что наличие Интернета важно и нужно для обучения школьников, но при этом необходимо ОБУЧИТЬ учеников правильному общению в нём, чтобы они не сидели часами в соцсетях, используя при этом искаженный до неузнаваемости русский язык (и часто с матом). Возможность получения информации по любому вопросу – очень хорошо, но списывание ответа на заданный пример (в том числе по ЕГЭ и ОГЭ) – никуда не годится. Ученик перестает думать самостоятельно”.
Вспомнить всё
Одна из главных претензий алармистов к Интернету — якобы стремительно ухудшающаяся способность к запоминанию у юных пользователей. Вероятно, это явление вызывает такое беспокойство не в последнюю очередь потому, что взрослые “диагностируют” его у себя.
Что думают об этом преподаватели?
“Что касается заметного ухудшения обучаемости в школе (в среднем), то это так, — делится своими наблюдениями Валерия Фёдоровна. Ухудшается ли при этом память? – не уверена, просто запоминание, заучивание чего-либо наизусть, не приветствуется учителями. Эти изменения, на мой взгляд, напрямую не связаны с Интернетом”.
Источник фото
Дмитрий Анатольевич согласен, что ухудшение памяти с Интернетом не связано. А Андрей Вадимович и вовсе считает, что у пользователей Сети есть все шансы память улучшить:
“На мой взгляд, интернет хорошо развивает память и интеллект, если информация, которую человек получает из интернета требует от него размышления или анализа. В противном случае интернет становится больше похож на телевизор, и соответственно, ухудшает память и интеллект”.
По мнению Андрея Вадимовича, один из инструментов могут стать (сюрприз!) компьютерные игры:
“Онлайн-игры, такие как Starcraft 2, способствуют развитию внимательности, дисциплинированности, памяти, остроте реакции и мышления”.
Специалисты по когнитивной психологии спешат нас успокоить : ухудшается не наша память, а привычка запоминать что-либо. Дело в том, что мы по природе своей склонны к максимальной оптимизации любой задачи, будь то добыча дичи на обед или же обработка информации. Если, например, мы можем обойтись калькулятором, то мы едва ли станем тратить время на умножение в столбик. То же касается и информации, которую мы запоминаем: зная, что она в любое время доступна онлайн, мы не будем тратить дополнительные усилия, чтобы её упомнить.
Источник фото
С одной стороны, это очевидный плюс, поскольку, казалось бы, нет никакой необходимости запоминать массу “ненужной” фактологии. С другой — если подумать, определённых специалистов (например, искусствоведов или филологов) именно знание фактологии делает специалистами.
И да, автора “Герники” можно в любой момент подсмотреть в Google, но нельзя не согласиться с тем, что понятие “образованность” связано частично и со знанием некоторого количества имён, дат и событий.
Источник фото
Не говоря уже о том, что информация в Сети, мягко говоря, не всегда корректна — и речь даже не обязательно о разночтениях в трактовке исторических событий.
“В информации из Интернета очень много ошибок, — сетует Валерия Фёдоровна. — Например, я просматривала задачи по программированию на Паскале и ответы на них. В задаче просят составить программу для нахождения периметра треугольника, зная длины его сторон, с клавиатуры вводятся три числа (типа integer), и считается их сумма (p:=a+b+c;), но не проверяется, составляют ли эти числа треугольник (сумма любых двух сторон больше третьей). Бывают ошибки и похуже”.
Интернет VS Реальность
Куда серьёзнее другая проблема, касающаяся, между прочим, и взрослых — едва ли не в большей степени, чем детей. Речь о виртуальном общении, притворяющемся реальным.
Источник фото
В реальной жизни мы получаем реальный же отклик на свою проблему и решаем её, а не просто публикуем информацию, которую, как мы думаем, прочтут другие. Трактовать “лайки” как одобрение (или, как теперь позволяет Facebook), некоторые другие формы оценки) значит поддаваться иллюзии — и, если верить когнитивистам, подобное иллюзорное удовлетворение потребностей характерно для определённых психических расстройств — в частности, алкоголизма и наркомании. И то, и другое терминологически родственно с Интернет-аддикцией: и то, и другое — формы психологической зависимости. Но в отличие от алкоголя и наркотиков Интернет охватывает куда большую аудиторию и кажется гораздо более безопасным. “О зависимости говорить можно и нужно, — считает Валерия Фёдоровна. — Но детей надо ограничивать по времени и по содержанию сайтов, которые они посещают. Родителям я могу посоветовать приобщить детей к какому-либо «земному» увлечению ? спорт, музыка, рисование, чтобы они не сидели долго за компьютером”.
Источник фото
Дмитрий Анатольевич согласен: “Можно и необходимо говорить о зависимости. Но у меня есть успешный опыт с моими двумя детьми — у них нет Интернет-зависимости. Просто надо организовать свое время так, чтобы оно было устроено для воспитания ребенка”. Родительское время, проведённое с детьми, — это, безусловно, важно, но как можно противопоставить свой родительский авторитет яркой реальности компьютерных игр? “В распространенном случае зависимости от онлайн-игр я бы попытался в первую очередь самостоятельно разобраться, насколько эти игры полезны, и после этого объяснить то, что я понял ребёнку, — советует Андрей Вадимович. Если окажется, что игра не приносит пользы, а просто затягивает ребёнка, то я бы поставил выполнение его личных интересов в зависимость от его успехов в здоровом образе жизни, хобби (отличных от компьютерных игр), учёбе, и т. д.”.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
24 февраля 2017