Как изменятся преподаватели в ближайшие годы?
Едва ли не каждая дискуссия об образовании будущего — это дискуссия о технологиях. Эксперты размышляют о гаджетах (и о том, как школе приходится бороться за внимание учащихся), о новых возможностях обучения, которые появляются благодаря технологиям, и о новых трудностях, с которыми предстоит столкнуться образованию в новой эпохе. Одна из них — подготовка преподавателей нового типа, готовых к встрече как с новыми технологиями, так и с учениками, которых по умолчанию невозможно заставить оторваться от экрана телефона. О том, какими качествами и умениями должен обладать учитель будущего, говорим сегодня с преподавателем Ассоциации репетиторов Наталией Юрьевной.
В теме
Прошедшие два десятка лет были очень насыщены изменениями. Изменилось многое — от способов коммуникации до привычек. Появились сотни новых реалий, человечество освоило новые инструменты для обучения и написало об этом массу книг — короче говоря, для того, чтобы рассказать, что произошло, в школах неплохо было бы провести краткий факультативный курс “XX век: что случилось”?
Школьное образование, будучи одной из самых консервативных областей человеческой деятельности, не спешит меняться. Школьная программа мутирует с большим скрипом, а слово “нововведение” чаще всего вызывает у преподавателей экзистенциальный ужас (и не случайно: обычно “нововведения” связаны исключительно с увеличением “бумажной” нагрузки, а не с качественными изменениями в процессе преподаватения).
Кажется, что и преподаватели всегда останутся такими, какими мы запомнили их с детства и какими их сохранил фольклор. Так ли это на самом деле?
Наталия Юрьевна, преподаватель обществознания, выпускница юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, поделилась с нами своими мыслями.
“Я считаю, что требования к преподавателям в ближайшие 10 лет изменятся. Возможно, это произойдет и раньше. Современный мир меняется очень быстро и школа тоже меняется. Меняется отношение к детям, родительские стратегии и ожидания. Меняются экономика и структура общества. Все это задает свои параметры для школ, поскольку школа — пока единственный всеохватывающий, по сути универсальный механизм передачи накопленных человечеством знаний новым поколениям».
Школьные перемены
Для того, чтобы понять, что именно изменилось, достаточно ненадолго оторваться от чтения и оглядеться по сторонам. Мы очень быстро поймём, что именно изменилось.
-
Приоритет в мировом опыте образования сместился с выучивания фактов на поисковую грамотность.
-
Умение обращаться с компьютером из желательного навыка превратилось в необходимость: многие задания даются в интерактивной форме.
-
Взяв на вооружение социальную психологию, многие школы начали применять персонализированный подход, позволяющий скорректировать программу каждого в соответствии с его нуждами (blended learning).
Школьное образование в целом решено было пересмотреть в связи с появлением ранее не сущестовавших рабочих мест и необходимостью воспитывать соответствующие навыки уже на школьной скамье.
“Так что все просто: новые задачи — новые требования, — подводит итог Наталия Юрьевна. —Не долбежка, а мотивирование на самостоятельный поиск. Не догма, а творчество. Не устаревшее из учебника, а живое и актуальное из окружающего мира. Не формальный авторитет, а реальный межличностный контакт».
Если верить исследованиям, приведённым в книге “Эмоциональный интеллект в бизнесе” , большая часть успеха в личном деле зависит не от того, насколько хорошо вы считаете, а от того, насколько хорошо вы умеете выстраивать отношения с другими людьми. Преподавательская работа в этом смысле максимально показательна, даром что слово “бизнес” к ней если и применимо, то в самом широком смысле. В общем деле обучения будущего поколения определённые личные качества выходят на передний план. Умение найти подход и увидеть за двадцать пятым учеником личность становится как никогда критичным.
Учитель превращается в наставника.
В ногу со временем
“На мне смена парадигмы не отразилась, т.к. я работаю преподавателем с 2009 года, а в тот момент задачи преподавателя были уже примерно такими же, как сейчас”, — говорит Наталия Юрьевна.
На нашу просьбу объяснить понятие “современный хороший преподаватель” она отзывается охотно:
-
“Современных хороший преподаватель (как и всегда) — это неравнодушный, мотивированый, чуткий человек, который в состоянии видеть каждого ученика и реагировать на индивидуальные особенности. С течением времени эти качества все более актуальны.
-
Современный хороший преподаватель - это человек умеющий и любящий учиться сам, то есть человек, готовый к самообразованию, к изменениям, не догматичный.
-
Современный хороший преподаватель - это тот, кто способен уловить волну интереса ученика и использовать ее.
-
Современный хороший преподаватель уже не транслятор знаний. Он, скорее, проводник в мир предмета, тот, кто дает инструменты для исследования и учит ими пользоваться”.
Опрос, проведённый несколько лет назад изданием “Понедельник”, в ходе которого людей на улице опрашивали о необходимых качествах учителя будущего, показал очень похожие результаты: люди, вне зависимости от возраста, говорили в первую очередь о человеческих качествах и о способности увлечь своим предметом.
“Самое главное, он будет доступно объяснять материал, не важен возраст или пол, просто находить общий язык с детьми, этого будет достаточно”, — говорит 14-летняя респондентка.
“В основном, учитель должен быть в хорошем контакте с детьми, грубо говоря, быть другом-учителем. Понимать все проблемы детей и знать свое дело”, — это ответ 29-летней опрошенной, в целом мало чем отличающийся от первого мнения несмотря на 15-летнюю разницу в возрасте.
"Говорящие головы" уходят в прошлое, — подытоживает Наталия Юрьевна. Учитель должен научить грамотно ориентироваться в массиве информации, делать фактчекинг, вычленять сущностное, анализировать и применять — вот первоочередные задачи хорошего преподавателя”.
Завтра? Послезавтра?
Пресловутый “индивидуальный подход” впору было бы отнести на счёт трендов и записать в модные веяния. Об этом резко заговорили все, и сама популярность темы наводит на мысль о том, насколько стоит ей доверять. В конце концов, повальную дигитализацию тоже обещали ещё десять лет назад, но ученики по-прежнему учатся по учебникам и пишут в бумажных тетрадях.
Однако нельзя не принять во внимание важное изменение, произошедшее не столько в образовании, сколько в педагогике. С известной долей внезапности обнаружилось, что ребёнок — существо, которое очень легко травмировать и крайне просто замотивировать. И последнее зависит исключительно от того, насколько внимательно отнесётся к нему преподаватель, будь он школьным учителем или футбольным тренером.
Концепцию преподавателя-тьютора живо подхватили многие современные институты: её воплощает на практике, например, “Университет детей” Политехнического музея, где современные учёные, сойдя с кафедры, присоединяются к детям и вместе с ними разбираются в научных проблемах; тот же подход проповедует литературная студия “Читать и не скучать” , созданная энтузиастами, влюблёнными в детскую литературу. Всех их — учёных и любителей почитать — объединяет главное правило: ребёнку должно быть интересно.
Пожалуй, именно это осознание и станет стержнем, вокруг которого сама собой выстроится концепция преподавателя будущего. Потратить одиннадцать лет жизни на то, что неинтересно, — перспектива, которую современные родители, прошедшие через муштру и зубрёжку, едва ли захотят для своих детей, а нынешние студенты-педагоги — для своих будущих учеников.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: