Как помочь выбрать ребёнку с выбором профессии (и сделать это грамотно)
Выбор профессии с недавних пор перестал быть сколько-нибудь простой задачей: школа готовит к ЕГЭ, но не к тому, чтобы осмысленно воспользоваться результатами его сдачи. Поэтому помощь с профориентацией целиком подпадает под ответственность родителей. Это означает только одно: ещё одна интересная и большая проблема. В сегодняшнем выпуске Ассоциации репетиторов говорим о профессиях будущего и о том, чего пока не знают среднестатистические родители.
Бремя выбора
Кажется, история не знала периода, когда бы родители, выбирая будущее для своих детей, руководствовались каким-то другим принципом, кроме как пресловутого «чтобы всё было хорошо». Как правило, это включает прежде всего представление о материальном обеспечении. В лучшем случае родители заботятся ещё и реализацией ребёнка, надеясь, что будущее дело принесет ему профессиональное удовлетворение и возможности для наилучшего применения своих природных склонностей.
И первое, и второе — прекрасные ориентиры для выбора будущей специализации, но любые, даже самые, казалось бы, обоснованные предположения родителей о том, что лучше для их чад, сталкиваются с постоянно меняющейся реальностью.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/patrick_foto/13819958714/sizes/l)
Профориентации в большинстве развитых стран сегодня занимаются на государственном уровне: уже с 6-7 класса школьники занимаются в соответствии с представлениями о будущей профессии. Европейские школы в этом смысле пример для подражания — на специальных занятиях в классах ученики могут изучить не только свои персональные интересы и особенности своих способов взаимодействия с окружающими, но и будущие потребности рынка, а также в полной мере узнать значение словосочетания «персональный карьерный план».
То, что в России подобные мероприятия не проводятся, не значит, что всё плохо. Это значит, что родители — люди, как правило, заинтересованным в будущем своего ребёнка — должны принять во внимание гораздо больше факторов, чем одно только представление о том, что хорошо для отпрыска и что престижно.
-
Экономическая ситуация в ближайшие 7-10 лет.
-
Изменения в трудовом законодательстве, происходящие уже сейчас.
-
Обновлённая повестка актуальных профессий.
-
Изменения на рынке труда, сказывающиеся на структуре профессий.
Конечно, дроны и видеоблогинг — это важно и интересно, но пафос этих четырёх пунктов не в том, чтобы обратить родительские взоры в абстрактное будущее, а в том, чтобы как следует вглядеться в настоящее и признать, что оно тоже требует пристального наблюдения. Уже сейчас, например, введено понятие «профстандарты», которое чревато запретом на работу без профессиональной подготовки (иными словами, уровень квалификации нужно подтверждать на независимых профессиональных экзаменах в специальных центрах). Это уже происходит — и об этом нельзя не знать. Хотя дроны и видеоблогинг — безусловно, тоже достойные предметы для пристального изучения.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/beija-flor/340878271/sizes/o/)
Будущие юристы
В норме родители, как правило, оказываются в ситуации, где о так называемых «новых профессиях» неизвестно ничего, равно как и о том, а насколько вообще чадо приспособлено к этому дивному новому миру.
Поэтому первое, с чего начинает поиск вдумчивый родитель, — словосочетание «профессии будущего», которое он отправляет в Google. Google честно выдаёт всё, что знает на эту тему. А дальше возникает проблема (она всегда возникает при работе с поисковиками) — чему верить?
«Почти все профессии, существующие сегодня, останутся столь же востребованными и в ближайшие десятилетия, с некоторым перевесом в сторону IT и цифровых технологий (в том числе разработчики мобильных приложений, веб-разработчики и т. п.).
Безусловно, появятся новые профессии, возможно, вымрут некоторые сегодняшние, но я считаю, что это не окажет существенного влияния на рынок труда», — комментирует ситуацию преподаватель математики и программирования Дмитрий Дмитриевич, педагог Ассоциации репетиторов.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/ehba/33778499834/sizes/l)
Дмитрий Дмитриевич — фактически сам недавний выпускник: он окончил СПбГУ в 2014 году и уже успел столкнуться с особенностями нового законодательства: будучи системным программистом по образованию, в 2017 году он прошёл профессиональную переподготовку, в результате которой ему была присвоена квалификация «Учитель математики и информатики».
Заводя разговор о профессиях будущего, считает преподаватель, нужно хорошо давать себе отчёт в том, что родитель, как правило, уже не понимает многие из тех профессий, которые успели появиться за время его работы как специалиста, и с этим надо считаться.
«Если определять профессии будущего как профессии сегодняшнего дня, наиболее перспективные в будущем, то родители не понимают те профессии, которые стали популярны в то время, когда они уже закончили обучение в университете.
Если же рассматривать профессии будущего как профессии, обеспечивающие функционирование и реализацию технологий будущего, то сами «технологии будущего» — слишком абстрактное понятие. Никто не знает, что из сегодняшних разработок будет воплощено в реальность, а что так и останется “на бумаге”».
Значит ли это, что ориентиры полностью отсутствуют и «хорошая профессия» — понятие столь же неопределённое, сколь и таинственное?
«Есть прописная истина, что все профессии будущего — эволюция профессий настоящего, — подчёркивает Дмитрий Дмитриевич. — А значит, каждый из нас должен выбирать ту деятельность, которая приносит ему удовлетворение, достаточный финансовый доход и удаётся лучше, чем большинству других людей. При этом продолжать обучаться чему-то новому, чтобы в нужный момент иметь возможность взяться за освоение вдруг возникшей «профессии будущего».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/annakwa/14928374349/sizes/l)
Навыки, компетенции, умения
Единственный консенсус, который пока что принимают все, кто говорит, пишет или проповедует на тему профессий будущего, — это отсутствие чётких границ профессии, с одной стороны, и всё возрастающая роль (около)профессиональных навыков, с другой. Специалист будущего — человек, который в первую очередь способен быстро меняться, уверены эксперты.
Первым в списке навыков, необходимых новому специалисту, идёт программирование. Каким бы противным «гуманитарному складу» ребёнка это ни казалось, факт остаётся фактом: «цифровая грамотность» в новую эпоху включает в себя не только умение нарисовать табличку в Word и скопировать ячейку в Exel, но кое-что ещё. Причин по меньшей мере три:
-
во-первых, программирование развивает функции мозга
-
во-вторых, огромная часть областей человеческой жизни уже автоматизирована или будет автоматизирована в ближайшее время. И чтобы понимать, как работают алгоритмы (в том числе и алгоритмы обработки данных в научных исследованиях), без программирования не обойтись.
-
в-третьих, на это указывают такие косвенные признаки, как, например, вдохновенные речи самых богатых людей современности (Билла Гейтса, покойного Стива Джобса, Марка Цукерберга). Посмотреть и убедиться можно вот здесь.
И если с программированием всё более-менее прозрачно, то настоящей неожиданностью для многих становится истина о том, что важность человеческих качеств сравняется с важностью профессиональных знаний и умений.
Автор книги «Эмоциональный интеллект в бизнесе» Дэниел Гоулман подчёркивает (на 570 страницах) превосходство эмоционального интеллекта над интеллектом «традиционным», последовательно одно за другим приводя исследования, подтверждающие его тезис. Поверить в это сложно, но в итоге приходится: «хороший человек» — это уже профессия, и профессия востребованная.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/carlesvg/5204119205/sizes/l)
В докладах экспертов Global Education Futures и Wordskills Russia (совершенно необязательно знакомых с книгой Гоулмана) эта мысль обыгрывается на новый лад: некоторые из навыков и компетенций весьма востребованы в мире будущего, поэтому время обучения стоит потратить не только на олимпиады по математике, но и на развитие этих, казалось бы, таких очевидных, навыков. Вот они:
-
Концентрация и управление вниманием (подробнее об этом см. наш материал)
-
Эмоциональный интеллект (о нём также можно прочитать здесь)
-
Креативность (вспоминаем материал о необходимости творческих студий).
-
Межкультурная коммуникация.
-
Способность к самообучению.
-
Умение работать в команде.
-
Самоорганизация (вы же читали о «синдроме дедлайна»?)
И если вам сейчас показалось, что всё вышеперечисленное имеет довольно мало отношения к реальности, в которой программисты с кофейными стаканчиками на перевес ходят по модным офисам с оранжевыми стенами, на которых красивым шрифтом сделана стильная навигация, спросите себя вот о чём: когда вам в последний раз нравилось на вашей работе и почему?
Потому ли только, что вы превосходно разбирались в предмете, для которого были наняты? Или дело ещё и в других факторах — вам удавалось поладить с коллегами, вписаться в рабочий темп без перегрузок, проявить свои творческие способности, etc.?
Если дело действительно только в профессиональной компетенции, у нас две новости — хорошая и плохая. Хорошая: вероятно, вы действительно отличный специалист. Плохая: вашим детям, чтобы быть действительно отличными специалистами в будущем, придётся взращивать в себе открытость к миру, способность идти на компромиссы, держать себя в руках и давать свободу своим творческим порывам. На это указывают все маячки в настоящем.
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/mybd/3973161051/sizes/l
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
22 февраля 2019