Названия подавляющей части книг по популярной психологии начинаются со слова «как»: как научиться, как стать, как достичь, etc. Складывается впечатление, что человечество пытается справиться с комплексом вины за ничегонеделание в предыдущие тысячелетия своего существования.
Ни секунды впустую: каждый момент времени нужно непременно использовать с наибольшей эффективностью. Эта тенденция касается не только взрослых, жаждущих так называемого «личностного роста», но и подхода к школьному и университетскому обучению. Традиционно принято считать, что больше — значит лучше, а сидеть сложа руки — если и не преступление, то явное и тревожное отклонение от нормы. Неподвижность и тишина, таким образом, — главные враги эффективности.
Страх пустоты
Про гаджеты и повальную от них зависимость уже вовсю шутят профессиональные комики — верный признак того, что милая причуда переросла в полномасштабную проблему. Кажется, homo sapiens 2010-х годов — это человек, глядящий в экран смартфона или планшета.
Источник фото
В нашумевшем исследовании семейного психолога Екатерины Мурашовой полусотне подростков предложили провести без гаджетов восемь часов. Чтобы не нагнетать драматизм, сразу раскроем карты: до конца эксперимента продержались лишь 13 участников. Отзывы некоторых из них, мягко говоря, обескураживают:
«Слушай, мне это даже неловко как-то. Ты моя любимая подруга, вот мы тут с тобой разговариваем, а я все время думаю: что мне там в фейсбуке написали».
«Нам сначала стало очень скучно, и я даже на него разозлился. А он, наверное, на меня. А потом стало так… грустно, наверное. И мы оба подумали и сказали друг другу: что же это у нас за дружба такая? Получается, мы сами по себе, без компьютера и плейстейшена, друг другу и неинтересны вовсе?»
«Я привык, что все время музыка или телевизор. И тут прямо звон в ушах. Димка мне что-то говорит, а я его как бы и не слышу, слова не разбираю. И такие круги радужные расходятся. Димка говорит: давай тогда кончать это дело».
Сами по себе смартфоны и Интернет — не более, чем инструмент, призванный облегчать жизнь человечеству. Но на деле выходит, что это ещё и первейшее средство не оставаться наедине с самим собой. Как будто бы нам не по себе от себя.
«Я» в процессе обучения
Когда мы говорим об обучении, как-то само собой разумеется, что в школу приходит некто, вполне удовлетворённый жизнью и нацеленный на получение новых знаний и навыков. Правда, совсем забывается о том, что внутренний мир ученика со всеми его эмоциями, проблемами, комплексами и ни на секунду не умолкающими голосами приходит в класс вместе с ним.
В недавнем мультфильме «Головоломка» есть прекрасный момент, где «новенькая» впервые оказывается среди одноклассников. Мы видим происходящее в её голове изнутри: за место у пульта управления борются пять эмоций. В какой-то момент у руля оказывается Печаль — и «новенькая» начинает реветь на глазах у всего класса. Понятное дело, ни о какой учёбе дальше речь не идёт.
Источник фото
В реальном мире, конечно, переезд в новый город и знакомство с полностью новым классом случаются не каждый день. Но современный процесс обучения, особенно если речь идёт о школе, постоянно сопряжен с самопрезентацией — и, разумеется, тревожностью и стрессом. Бесконечные вызовы к доске, самостоятельные и контрольные, проверки домашних работ, оценки, экзамены — в особенности экзамены — влияют на качество обучения. Нельзя просто так взять и отделить учёбу и связанные с ней процессы от всего остального, что “упаковано” внутри.
Исследования профессора Ави Садеха из Университета Тель-Авива показали, что повышение уровня стресса непосредственно влияет на эффективность обучения. Кроме того, наблюдения показали корреляцию уровня стресса с тем, как испытуемые показывали себя на экзаменах: участники эксперимента, сильно волновавшиеся накануне экзамена, не только хуже отвечали устно (здесь, казалось бы, всё логично — дрожащий голос никому не добавляет баллов), но и делали гораздо больше ошибок в письменных тестах. Уровень подготовки у студентов, принимавших участие в этом эксперименте, разумеется, был приблизительно одинаковым — в противном случае можно было бы списать стресс на плохое знание предмета.
Многочисленные исследования других учёных (Шьян-Лин, Кира Уоррена Брауна, etc.) подтверждают сказанное. Уровень тревоги и стресса напрямую влияют на:
- состояние памяти
- способность к обучению
- уровень концентрации
- скорость и качество реакции
Всё это можно для краткости свести к одной формуле: то, как сильно мы переживаем во время обучения, влияет на то, как мы решаем задачи.
Вон из класса
В основе любого обучения лежит решение задач и, как следствие, — получение нового опыта. «Решение задач» — разумеется, лишь условное обозначение, речь не идёт о буквальных расчётах скорости велосипедиста или силы тяжести. Говоря о «задаче», мы имеем в виду поиск ответа на вопрос, и не важно, идёт ли речь о расстановке запятых в сложноподчинённом предложении или о попытке выяснить, как устроена пищеварительная система ракообразных.
Для этого процесса критически важно уметь, во-первых, сконцентрироваться на цели и, во-вторых, не выносить суждений о новом опыте до того, как он непосредственно появится (“Можно подумать, мне как-то пригодится знание о том, где находится Токио”).
Стресс здесь здорово мешает: вместо решения проблемы учащийся концентрируется на собственно проблеме. Она есть, и она мешает, и хорошо бы, чтобы всё это поскорее закончилось. Фокус внимания спешит уйти от неприятного предмета. Внутренний дискомфорт мгновенно выражается во внешних действиях — ёрзании, сонливости, всевозможных отвлечениях вроде тех же гаджетов.
Опыт любого из нас, вероятно, подсказывает и обратное: когда всё внимание целиком сосредоточено на предмете, обучение получается куда как более захватывающим, а изучаемое запоминается гораздо ярче и лучше.
Источник фото
Весь фокус – во внимании
Доктор Кабат-Зинн посвятил свою научную карьеру исследованию внимания — его влиянию на состояние здоровья, причём как телесного, так и психического. Кабат-Зинну мы обязаны появлением в широком употреблении термина, который на русский язык уже принято переводить как «осознанность». Пожалуй, само по себе слово неточно передаёт смысл, который в него вкладывается Кабат-Зинном, поэтому приведём несколько определений.
Джон Кабат-Зинн: «Безоценочная осведомленность, возникающая в результате сознательного направления внимания на настоящий момент развертывающегося опыта».
Скотт Бишоп: «Это саморегулирование внимания с тем чтобы оно направлялось на текущий опыт таким образом, чтобы усилить распознавание психических событий имеющих место в данный момент… ему присущи такие качества как «любопытство, открытость, принятие».
Мэтью МакКей: «Осознанность — практика безоценочного, принимающего наблюдения за собственным опытом».
Пожалуй, третье определение ближе всего к сути того, о чём речь: практиковать осознанность — значит «быть в себе».
Не выходя из себя
Практика состояния осознанности — процесс, начинающийся с осознания единственного внутреннего движения в нашем теле, которое поддаётся осознанному контролю, — дыхания. Прося испытуемых концентрироваться на дыхании в течение некоторого времени, исследователи обнаружили некоторые изменения в деятельности их мозга.
- Мозг работал более когерентно (то есть, целостно и упорядоченно)
- Кровоснабжение мозга улучшалось
- Снижался уровень стрессовой нагрузки
- При регулярной практике концентрации замедлялись процессы интеллектуального старения
Источник фото
Внешнее проявления этого эффекта — возрастающая неординарность и широта мышления, креативность, а также способность принимать правильные решения с большей скоростью. Словом, полный набор навыков, необходимых учащимся, как воздух.
Единственная загвоздка — в собственно практике: для того, чтобы привыкнуть «быть в себе», нужна некоторая тренировка. И это, пожалуй, самая сложная часть — бежать полумарафон, кажется, иным легче, чем заставить себя провести в тишине десять минут, не отвлекаясь ни на что.
Практика осознанности заключается ровно в том, чтобы, выражаясь привычным языком, ничего не делать. Необходимо оставаться с в полной тишине, целиком сосредоточившись на ощущениях в собственном теле. «Что может быть проще, чем просто сидеть с закрытыми глазами десять минут?».
Источник фото
Проведите небольшой эксперимент: выключите телефон на десять минут, закройте глаза и десять минут наблюдайте за собственным дыханием. Вопрос «Зачем я это делаю?», положим, будет занимать вас первые две минуты, следующие уйдут на то, чтобы понять, откуда взялось такое количество мыслей обо всём на свете — и ровно в тот момент, когда вы договорились, что будете просто наблюдать за воздухом у себя в носу.
Спешим успокоить: при должном усердии и регулярности занятий полной концентрации можно достичь довольно скоро.
Молчание — золото
Исследования учёных из Гарварда добавляют веса в копилку благотворных последствий практики осознанности. Наблюдая за эмоциональными реакциями в мозге практиковавших, они обнаружили интересный феномен: выяснилось, что у участников эксперимента существенно улучшилось эмоциональное регулирование. Это произошло благодаря снижению активности мозжечковой миндалины, ответственной за память и эмоции.
При этом эффект сохранялся вне зависимости от того, в какой момент проводились исследования — непосредственно ли во время практики или же в другое время, когда испытуемые «бодрствовали».
Кажущаяся очевидной польза такой практики упирается прежде всего в культурный барьер: тишина как форма человеческой деятельности постепенно уходит в небытие, оставаясь доступной лишь во сне. Лихорадочная деятельность-во-что-бы-то-ни-стало — примета времени. К счастью, отдельные опыты по её преодолению уже осуществляются.
Мировой опыт практики в школах
Название программы начальной школы Ланкашира (Великобритания) — «Образование на основе сознания». Директор школы, доктор Дерек Касселс, объясняет основной принцип её работы так:
«Уравновешенное состояние нервной системы является основой академического успеха учащихся и профессионального успеха учителей, а также образует очаг когерентности для страны. Это приносит не двойную, а тройную пользу».
Источник фото
Ученики этой школы в числе обычных школьных предметов практикуют вышеупомянутую технику осознанности: на пять-десять минут несколько раз в день под руководством учителя они погружаются в собственные ощущения, стараясь ни на что не отвлекаться.
Результаты этого несложного упражнения озадачивают: учащиеся, несколько раз в день сидящие в тишине
- менее склонны прогуливать занятия
- проявляют меньше агрессии
- меньше волнуются во время тестов
- лучше концентрируются во время уроков
- менее подвержены тревоге
- более эмоционально отзывчивы
Этот опыт не остался без внимания мирового педагогического сообщества. После всемирной педагогической конференции «Образовательный проект» метод взяли на вооружение многие образовательные центры в самых разных странах: программа «Тихий час» была запущена в Бразилии, Чили, Колумбии, Мексике, Швеции, Северной Ирландии, Канаде и США.
И всё же как и к любому нововведению в образовании, к практике осознанности пока что относятся настороженно — идея о том, чтобы намеренно “ничего не делать”, наверное, ещё долго будет вызывать недоумение как педагогов, так и родителей. Хочется думать, что успехи этой программы и широкая огласка помогут ускорить процесс знакомства.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
15 января 2016