Что знают о подрастающем поколении учёные?
“Центенниалы” — именно так называются люди, которые очень скоро зададут всем жару. Впрочем, сделают они это очень спокойно и последовательно — во всяком случае, так считают исследователи, занимающиеся анализом этого поколения. Что мы знаем о поколении Z? Чего от него ждать — и стоит ли его бояться? Выясняем в сегодняшнем выпуске.
Последняя буква в алфавите
Название “поколение Z” — родом из теории поколений. Она появилась в 1991 году благодаря исследователям Нилу Хау и Уильяму Штрауссу. Если верить учёным, одно поколение приходит на смену другому раз в 20-25 лет. Предыдущее поколение, миллениалы, сейчас сменилось на центениалов, или поколение Z.
Согласно разным исследованиям, это люди, родившиеся после 1996 или же после 2000 года. Такая неточность связана с небольшим количеством исследований. Однако отсутствие однозначности в датах компенсируется более чем однозначными характеристиками: благодаря им центениалов невозможно перепутать с кем бы то ни было.
Среди главных черт, характеризующих это поколение, учёные-социологи называют следующие:
-
Постоянная “включённость” в интернет. Будучи рождёнными в эпоху, когда интернет уже не только существовал, но и был общедоступен, эти люди не представляют своей жизни без него.
-
Как следствие из п.1, они не расстаются с гаджетами. Цифровой и реальный мир для них — один и тот же мир.
-
Исследователи отмечают высокую распространённость среди детей поколения Z СДВ — синдром дефицита внимания. Действительно, им сложно долго концентрироваться на одном предмете. Зато оказываясь в сети, они как будто включают блокировщик рекламы: на них не действуют баннеры и нативная реклама.
-
Они не инфантильны. Невероятно, но факт: новое поколение крайне осмысленно тратит деньги, рекордно редко вступает в драки и показывает хороший пример предыдущему поколению по масштабам употребления запрещённых веществ и подростковым беременностям (они также на рекордно низких отметках).
-
Они толерантны и озабочены состоянием окружающей среды. Согласно опросам, центенниалы — самое терпимое поколение из существовавших: они выступают за равные права для меньшинств и требуют равных же прав для мужчин и женщин. Кроме того, они весьма обеспокоены состоянием окружающей среды: согласно исследованиям, 80% подростков из этого поколения не только знают об экологических проблемах, но и намерены им противостоять.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/angiojedimaster/33859008231/sizes/l)
Анастасия Михайловна, психолог, считает, что “негативные” качества нового поколения, такие как неусидчивость, не стоит однозначно клеймить.
“Работая с родителями подростков, я постоянно слышу о том, как сложно последним концентрироваться. Родители жалуются на то, что ребёнок не может ничего довести до конца и прежде чем сделать домашнюю работу, отвлекается на всё что угодно. Тревогу родителей можно понять, но я предложила бы посмотреть на происходящее с другой стороны. Представьте, что вы выросли в эпоху, когда главный вид информации — не книга, а короткий ролик на YouTube, где вы постоянно переключаетесь между открытыми вкладками и где ваше внимание может удержать только что-то по-настоящему вас интересующее. Конечно, ваше сознание будет привычно к совершенно другому типу внимания — постоянно смещающемуся, переключающемуся с объекта на объект. Возможно, это не самая подходящая конструкция для чтения «Войны и мира», зато куда как более нужная для выживания в дивном новом мире с его требованием быстрой реакции. Думайте об этом как об очередном эволюционном шаге. Это приспособленческий механизм. То, что он вас раздражает, абсолютно нормально”.
Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/96001428@N06/17322623275/sizes/l
Как их учить?
Обучение центенниалов — отдельный предмет для разговора. Очевидно, что с меняющимся типом внимания довольно сложно научить чему-то привычными методами. Классический академический подход регулярно даёт сбой (в недавнем материале о чтении литературы на языке оригинала мы рассказывали (https://repetit.ru/blog/articles/kitajskaya-gramota/ ), почему этот метод подходит не всем), и учителя зачастую просто не понимают, как конкурировать за внимание поколения Z.
“На мой взгляд, главная проблема, которую пока не может осознать образовательная система, — изменение роли учителя”, — считает Анастасия Михайловна .
По мнению психолога, современные подростки никогда не смогут доверять преподавателю, если у них не будет на то веских оснований.
“Авторитет преподавателя в глазах подростка-центенниала базируется не только и не столько на обширности его познаний, сколько на способности захватывать внимание. Преподаватель старой закалки, монотонно бубнящий себе под нос, не выдерживает конкуренции даже с роликом на YouTube, объясняющим ту же тему в десять раз зажигательнее (пусть даже она на иностранном языке).
И совершенно точно невозможно мотивировать подростка золотым набором из наследия советсткой педагогики — все эти “выйди из класса” и тому подобные методы абсолютно бессильны. Противопоставить им по-настоящему можно только одно — интересный учебный процесс. Как именно это сделает преподаватель, зависит только от него”.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/130776265@N02/34220345963/sizes/l)
В каком-то смысле идеальный преподаватель нового поколения — это аниматор (как бы это ни звучало), который умеет оживить свой предмет так, чтобы сделать его привлекательным для людей с абсолютно другим типом внимания.
Как? У исследователей, к счастью, есть очень конкретные ответы на этот вопрос. Ряд инструментов гарантированно приносят успех в обучении поколения Z.
-
Игровой элемент в части заданий.
-
Изложение сложных тем с помощью презентаций: наглядность против текста.
-
Мотивация через конкуренцию: ученики должны соревноваться между собой.
-
Электронные книги и пособия вместо учебников.
-
Индивидуальный подход к каждому ученику (как бы утопично ни звучало это предложение).
-
Тимбилдинг — задания, направленные на групповую работу в классе.
-
Участие в школьных занятиях людей “извне”, достигших успехов в тех или иных областях: живой пример мотивирует как мало что.
-
Наконец, коучинг как предмет: умение ставить цели и достигать их — слабое место не только нынешних подростков, но и взрослых. Это навык, которому необходимо обучать.
Что хорошего?
“Мне кажется, ужас, испытываемый по поводу этого поколения взрослыми, абсолютно нормален. Не будем забывать, что это первое поколение, которое настолько не похоже на своих родителей”, — констатирует Анастасия Михайловна.
“Как я уже сказала, паниковать из-за этой непохожести не стоит. У всего есть обратная сторона. В случае с поколением Z это их осознание ценности себя самих. Я думаю, нам, взрослым есть чему у них поучиться”, — добавляет она.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/22471754@N04/4168648300/sizes/z/)
На самом деле, если верить данным исследований, людям из поколения Z больше всего подошло бы звание слегка аутичных гениев. Однако вместе с отстранённостью они проявляют и незаурядную терпимость. Давайте взглянем на цифры.
-
Они рано жаждут финансовой независимости: 76% центенниалов стремятся как можно раньше начать зарабатывать. Они хотят превратить своё хобби в основной источник дохода — и более того, многие из них уже это делают. 72% надеются заниматься своим бизнесом, а 61% предпочитают перспективу частного предпринимательства службе “от звонка до звонка”.
-
Центенниалы стремятся изменить мир. Буквально: 60% признались, что хотят, чтобы их работа оказывала влияние на окружающую среду. При этом ? из них активно занимаются волонтёрской деятельностью в возрасте от 13 до 19 лет (в частности, в социальном предпринимательстве).
-
Они ценят анонимность и не любят слежку. После известной истории с передачей Facebook личных данных пользователей с платформы удалились 25% американских подростков 13-17 лет. Большинство из них чаще всего выключает определение геолокации в социальных сетях, а некоторые и вовсе используют только те мобильные приложения, которые обеспечивают анонимность.
-
Наконец, это поколение совершенно не укладывается в представления о подростках как о пробующих все запретное. Согласно данным исследователей, центенниалы существенно меньше, чем поколение Y, пьют и курят, а кроме того, среди них выше число вегетарианцев и веганов.
Однако подобная “стерильность”, разумеется, имеет и обратную сторону — так, у центенниалов есть проблемы с тем, чтобы обзавестись друзьями, поскольку реальному общению они предпочитают виртуальное. Самоидентификация во многом становится затруднительной, будучи сопряжена с необходимостью в первую очередь презентовать себя виртуально.
“Что действительно меня волнует в отношении “новых подростков”, так это их отшельничество. Я наблюдаю этот процесс, можно сказать, вживую — я вижу, что с годами подростки становятся в массе своей более закрытыми и интровертными. Главным другом становится интернет с социальными сетями и разнообразными сервисами. Само по себе это не плохо, но вспомним о том, как происходит момент “становления”, обретения себя: это всегда столкновение с другими и “отражение” от них. У нынешних подростков этот момент сведён к минимуму, само слово “столкновение” следовало бы понимать скорее метафорически — они всячески избегают любых конфликтов. Поэтому мне лично кажется, что главной проблемой этого поколения станет формирование “я-концепции”, представления о себе. А может быть, выяснится, что человечество прекрасно справляется и без этой тяжеловесной штуки — и этим открытием мы тоже будем обязаны поколению Z”.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
14 декабря 2018