Важен ли возраст педагога для учащегося?

Заводя разговор о возрасте преподавателя, мы ступаем на скользкую дорожку: мало есть других тем, столь же забаррикадированных стереотипами. Именно поэтому так важно разобраться, как всё работает на самом деле. Правда ли, что учитель почтенного возраста воспринимается с большим пиететом? Действительно ли молодых преподавателей ученики склонны «проверять на прочность»? В сегодняшнем выпуске блога Ассоциации репетиторов отвечаем на эти и другие «возрастные» вопросы.

Авторитетный возраст

Возраст преподавателя многими родителями воспринимается как нечто сродни весовой категории в боксе. Расхожее мнение таково: чем старше преподаватель, тем лучше. Молодым учителям склонны приписывать целый спектр недостатков, начиная с неумения владеть ситуацией и дисциплиной и заканчивая расплывчатой «невоспитанностью».

С другой стороны, жалобы не обходят и преподавателей почтенного возраста, которым обычно «предъявляют» усталость от детей, нежелание участвовать во внеклассных активностях и архаичные воспитательные меры.

Справедливы ли эти обвинения? Распространяются ли они на всех преподавателей? Очевидно, что своеобразие каждого отдельно взятого учителя не определяется одним лишь его возрастом. Однако с ходу заявить, что возраст не имеет никакого значения, было бы самонадеянно: сейчас средний возраст российского учителя составляет 52 года. И представление об учителе как о человеке «с опытом» прошито у нас в самой подкорке. Выбирая преподавателя для ребёнка — идёт ли речь о школе или же о репетиторе — родитель не в последнюю очередь думает о возрасте будущего преподавателя. Именно поэтому так важно, во-первых, назвать по имени все те стереотипы, которые закрепились за разными возрастными категориями, а во-вторых, узнать, насколько они справедливы.

Педагогический возраст

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/jessica_digiacomo/5548020380/sizes/l)

Молодо-зелено

Быть молодым учителем в школе значит постоянно бороться за свой авторитет. Если ты учитель младших классов, твою компетентность то и дело подвергают сомнению родители, если окормляешь старшие, то необходимо каким-то образом дистанцироваться от почти что погодок-учеников, и во всех этих случаях профпригодность постоянно проходит проверку коллективом более старших коллег.

«Многие дети воспринимали меня как «одиннадцатиклассника, который перепутал дверь» или как «друга моего брата», — рассказывает молодой преподаватель Дмитрий Доронин в письме «Учительской газете».

Проблема авторитета у старшеклассников — далеко не единственная, с которой сталкиваются молодые преподаватели. Среди других  наиболее распространённых — отсутствие обширного преподавательского опыта, что действительно может сказываться на ведении занятия.

«Я села за учительский стол и задала придуманный дома вопрос для обсуждения. Повисла тишина.  Не то, чтобы я ждала лес рук, но вдруг оказалось невозможно управлять вниманием, сидя за столом. Без усилий я могла общаться только с теми, кто сидел за первыми партами, остальные просто выпадали. Пришлось встать. Кажется, садиться за стол на уроках я стала только в третьей четверти», — вспоминает Лилия Брайнис, преподававшая обществознание в школе.  

Отдельной строкой стоит упомянуть о «дополнительной нагрузке», которой любят снабжать молодых школьных преподавателей и за которую не хотят браться их более зрелые коллеги. Словом, сложностей у них хватает.

Однако нельзя не сказать и о преимуществах.

Педагогический возраст

(Источник картинки:  https://www.flickr.com/photos/danlunde/4296374483/sizes/l)

Новый, ещё новее

В одном из самых заметных образовательных проектов «Учитель для России», аналоге одноимённых инициатив по всему миру, принимают участие преподаватели самых разных предметов. Большинство из них — молодые энтузиасты, готовые к трудностям.

Пример «Учителя для России» показателен в том смысле, что именно молодые люди в большинстве своём берутся осваивать новые техники преподавания, которые так необходимы для ведения уроков в классах, где это подчас кажется невозможным.

Новые методики обучения, включающие в том числе и компьютерные тренажёры, — преимущество молодых учителей, внедряющих этот опыт в свою практику. В материале «Учитель будущего: какой он» мы подробно разбирались с качествами, необходимыми преподавателю в школе, какой она будет через пару десятилетий, — и нельзя не признать, что у тех, кто рос и учился уже «при айфоне» понимание необходимости игрового элемента куда отчётливее.

Кроме того, молодые преподаватели в массе своей более энергичны, что, опять же, определяется в первую очередь физиологией: у них элементарно больше сил на то, чтобы быть энергичными. Конечно, и в этом положении встречаются и исключения, но в целом активность и энергичность — именно то, что зачастую помогает молодым преподавателям «пробиться» к ученикам, которых сложно замотивировать.

Кроме того, когда речь идёт о сдаче ЕГЭ, стоит вспомнить, что преподаватели, которым ещё нет тридцати, имеют соответствующий опыт «с другой стороны» и могут помочь не только подготовкой, но и психологической поддержкой.

Бесценный опыт

В названии этого раздела всё сказано: педагогов «со стажем» принято ценить за те годы, которые они уже отработали в соответствующем качестве. Действительно, мало что помогает оттачиванию мастерства, как долгая работа над своим ремеслом.

Преподаватель, посвятивший педагогической практике значимое количество лет, в теории умеет не только чётко подавать свой материал, но и быстро разбираться в характерах своих новоиспечённых учеников, тем самым зарабатывая себе дополнительные очки (грамотно подобранный подход — половина успеха).

Есть также распространённое мнение, что преподаватель «в возрасте» заведомо вызывает у учеников более уважительное отношение одним своим видом. Но как, вероятно, знают и сами читатели, на одном лишь возрасте авторитет долго не держится, и это правило работает в обе стороны.

Педагогический возраст

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/kevinbenamer/5814334402/sizes/l)  

Непростых моментов у педагогов старшего поколения тоже хватает.

  1. Выгорание и усталость. Многолетняя работа с людьми — это тяжело. Многолетняя работа с молодыми людьми — это очень тяжело. И то, что результаты этой работы зачастую оказываются совершенно несоразмерны затраченным усилиям, выматывает не в меньшей степени, чем собственно потраченные усилия. Все знают об учительском выгорании в конце учебного года, но мало кто вспоминает о том, что это касается и возраста.

  2. Любовь к теории. Старая школа действительно стоит на многократном повторении и закреплении, и огромное значение придаёт теории. Поэтому опытным преподавателям часто может не хватать времени на практическую часть: большая часть уроков отводится изложению материала, и ему одному.

  3. Сильная рассинхронизация с учениками. Отчасти верно, что во все времена люди одинаковые, но также верно, что повестка сегодняшних школьников довольно сильно отличается от повестки преподавателей старшего поколения. И найти общий язык в таких условиях не всегда бывает простым, особенно если преподаватель придерживается крайне консервативных взглядов на взаимоотношения «учитель-ученик».

Тезис, антитезис, синтез

Влиять на выбор преподавателя в школе родители могут очень условно — в основном если это классный руководитель в младшей школе. А вот  выбор преподавателя, который будет работать с ребёнком вне школы, — полностью частное дело, и тут самое время вспомнить о критериях выбора.

Как всё-таки быть с возрастом, учитывая всё вышесказанное? Гарантирует ли молодой преподаватель хороший контакт с трудным подростком? Или же для авторитета педагога абсолютно неважен его возраст?

Педагогический возраст

(Источник картинки:  https://www.flickr.com/photos/mbellphotos/5398921721/sizes/l)

Как водится, в спорных моментах мы решили обратиться к опыту преподавателей Ассоциации репетиторов. С вопросом о влиянии возраста преподавателя на его авторитет в глазах ученика мы обратились к Елене Дмитриевне. Елена Дмитриевна — кандидат химических наук и преподаватель химии с 29-летним стажем. Она специализируется на учениках 8-11 классов (и это та самая причина, почему мы решили обратиться с этим вопросом именно к ней).

«Я уверена, что возраст для авторитета репетитора играет роль только при первых встречах», — считает Елена Дмитриевна.

«Самое главное — умение объяснять материал доходчиво, как говорится, на пальцах». К этому же выводу приходят и большинство родителей, имевших опыт общения и работы с самыми разными педагогами. На поверку профессиональные и человеческие качества учителя оказываются гораздо важнее возраста и сопутствующих ему характеристик.

Среди молодых учителей немало энтузиастов, пользующихся уважением и любовью учеников, умеющих найти к ним подход и элементарно уважающих в них личностей. А равно и среди педагогов старшего поколения достаточно тех, кто в качестве единственного метода взаимодействия с учениками использует свой возраст, что никак не сказывается на успеваемости.

Поэтому, пожалуй, единственный критерий, на который действительно стоит опираться при выборе частного преподавателя, — соответствующие задачам навыки и отзывы тех, кто уже работал с ним прежде.

 

Заглавная картинка — отсюда:  https://www.flickr.com/photos/jodieparissimms/5601047760/sizes/l

Мудрая сова 01 февраля