Выражение «братья наши меньшие» настолько прочно вошло в языковой обиход, что звери и птицы по определению воспринимаются как существа, которым человек оказывает покровительство. Мало кто усомнится в том, что кошки, собаки, обезьяны, лошади вроде бы «объективно» уступают людям в интеллектуальных способностях. Однако многие ученые не рискуют выражать свое мнение на этот счет столь однозначно. Почему – разбираемся вместе с экспертом.
Разговоры об интеллектуальном превосходстве человека над другими существами часто строятся вокруг идеи эволюции. Мол, не просто же так рыбы вышли на берег, потом стали амфибиями, а затем превратились в млекопитающих, самым совершенным из которых стал человек – хотя бы потому, что именно он (а не верблюд или кенгуру) смог придумать науку во всем ее многообразии и тщательно изучить сам процесс.
Давайте начнем с того, что вот так прямолинейно, без оговорок сравнивать людей, допустим, с лошадьми не совсем корректно. Они не просто представляют собой два разных вида: их эволюционные пути разделились миллионы лет назад.
На развитие того или иного организма влияет множество факторов – в частности, климатические условия или, например, количество хищников, которые на него охотятся и от которых ему нужно научиться обороняться. Ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, по какой именно причине наши предшественники вдруг начали резко «умнеть», а их мозг стал неуклонно увеличиваться. На данный момент существует три наиболее распространенные версии:
- Первая напрямую связывает увеличение мозга с прямохождением. Когда предок человека встал на обе ноги и начал постоянно использовать такой тип передвижения, преодолевая большие расстояния, у него автоматически освободились руки. Появился простор для совершенствования моторной деятельности, изготовления орудий, что, в свою очередь, подразумевало развитие интеллекта;
- Вторая версия близка к первой. Когда древние люди (которые, строго говоря, людьми еще не являлись) вышли из леса в более прореженную местность, им пришлось, с одной стороны, учиться спасаться от зубов хищников, а с другой, конкурировать с этими же самыми хищниками за пропитание. В таких условиях без смекалки и хитрости выжить было практически невозможно;
- Согласно третьей теории, не сложная социальная организация стала результатом увеличения интеллектуального потенциала, а совсем наоборот. В какой-то момент предки человека разумного стали жить и проводить много времени в группах: это было им нужно, допустим, для того, чтобы охотиться на крупную дичь. Существование в коллективе – не такой уж простой процесс, каким может показаться на первый взгляд. Чтобы участники группы не передрались между собой и смогли защитить общую территорию от нападок извне, им нужно уметь подстраиваться друг под друга, договариваться, вырабатывать общую стратегию. А там и до активного развития речи и появления искусства недалеко.
Мозг как инструмент
Все вышеперечисленные гипотезы – крепкие, стройные и опираются на результаты множества профессионально проведенных исследований. В истории человечества действительно имел место интеллектуальный скачок – и скорее всего не один. Но означает ли это, что все другие животные на протяжении последних сотен тысяч лет не развивались, не менялись, не эволюционировали? Разумеется, нет.
Самый простой пример – звери, которые по ходу течения истории становились домашними любимцами и приспосабливались под существование бок о бок с человеком. Собаки выработали способность смотреть людям в глаза особым взглядом и устанавливать таким образом прочную эмоциональную связь. Японские ученые доказали, что в такие моменты и у человека, и у собаки повышается уровень окситоцина – нейропептида, который отвечает за построение социальных и любовных отношений, а также за формирование привязанности, в том числе между матерью и ребенком. При этом одомашненные уже в наши дни волки в глаза человеку не смотрят, потому что для них это действие ассоциируется с вызовом, угрозой.
Существует также одно удивительное (если не сказать – странное) животное под названием мадагаскарская руконожка ай-ай. Это небольшой примат с темной, жесткой шерстью. На передних лапах у него длинные пальцы с изогнутыми когтями, а средний – еще и очень тонкий. С помощью этого пальца руконожка извлекает из коры деревьев личинок, которыми она питается. Кисть руконожки выглядит куда более продвинутой и сложной по сравнению с человеческой. Мы только говорим о том, что рано или поздно у людей будет по 10 пальцев на руках, чтобы можно было быстрее набирать текст на компьютере, а руконожка в ходе эволюции уже довела свои «руки» практически до совершенства.
«Но разве можно сравнивать руки и мозг?» - спросите вы. Можно. Да, мозг – орган более сложный для изучения. И задачи он решает куда более изощренные. Но как руконожке ее палец позволяет добывать пищу, так и мозг помогает нам в том же самом. Напомним, что, согласно одной из ведущих гипотез, именно усложнение поиска пищи способствовало нашему интеллектуальному развитию. Теперь нам уже не нужно охотиться, но, если подумать, для чего мы работаем, активно используя свой сложный, на многое способный мозг? Чтобы получить деньги и купить на них еду.
Гаджеты против лубяной избушки
В то же время вполне очевидно, что у традиции воспринимать зверей и птиц как существ «низших» есть глубокие корни. Им можно дать негативную оценку, но совсем не принимать их во внимание, увы, не получится:
- Антропоцентризм. Явление, которое принято связывать прежде всего с философией эпохи Возрождения, на самом деле распространяется гораздо шире. Лишь до недавнего времени, когда на повестке дня оказалась экологическая этика, наука, искусство, экономика, политика – все строилось вокруг потребностей и интересов человека.
- Урбанизация. Если верить данным Всемирной организации здравоохранения, примерно половина всего населения Земли живет в городах – в том числе в мегаполисах, где можно в лучшем случае столкнуться с бродячей собакой на улице или с белкой – в парке. В таких условиях человек перестает воспринимать других животных как полноправных участников своей жизни, с которыми ему приходится делить территорию, от которых зависит его собственное благополучие, которые могут быть его конкурентами за пищу.
- Цирки и зоопарки. На протяжении веков животные рассматривались как существа, которые должны развлекать человека. Никто не отрицает, что хорошо оснащенные зоопарки или заповедники, где животные содержатся в просторных вольерах или на открытой территории, получают достаточно пищи и имеют возможность уединиться, приносят огромную пользу науке. Но, к сожалению, далеко не все они соответствуют этим критериям: во многих зоопарках звери содержатся в ужасных условиях. К счастью, прогрессивные страны уже стали отказываться от цирков с животными. Хочется верить, что очередь дойдет и до России.
Есть и еще одно важное обстоятельство. Упомянуть о нем хочется вовсе не для того, чтобы посокрушаться о минувших временах. Как мы выяснили выше, эволюцию не остановить, и то, что мир постоянно меняется – абсолютно естественно. Так что давайте считать, что просто констатируем факт.
Раньше, когда развлечений у детей было относительно мало, они в основном читали книги и смотрели мультфильмы, героями которых были животные. Теперь им на смену пришли гаджеты, а героями популярных мультсериалов становятся роботы. Школьные психологи нередко говорят, что, когда они проводят с детьми тест, в ходе которого те должны нарисовать воображаемое животное, сегодня на бумаге появляются не полосатые львы с гипертрофированно большими ушами, а странные существа, похожие на инопланетян.
«Очень часто при изучении ботаники – раздела биологии, посвященного растениям и процессам их жизнедеятельности – ученики поначалу очень удивляются, что растения вообще живые, - рассказывает Анна Владимировна, преподаватель биологии. – Такие же, как мы, люди, или другие животные – и поэтому не менее интересные и разнообразные. Обычно детям сразу начинает хотеться узнать, как растения устроены, как они живут, как функционируют и развиваются. Кроме того, высок интерес всех моих учеников к себе самим – то есть к изучению анатомии и физиологии. К сожалению, школьные учебники не всегда дают исчерпывающую информацию по многим аспектам, особенно когда дело доходит до физиологии – науки о том, как функционирует наш организм. Поэтому ребята задают много вопросов и стремятся узнать как можно больше.
Что касается изучения животных – зоологии – то, как правило, этот раздел очень хорошо осваивается как раз в силу наличия доступной среды для изучения животных в детстве: зоопарков, различных музеев и просто наблюдений за живой природой на даче (в деревне) или общения с домашними питомцами. На мой взгляд, остальные разделы биологии не менее важны – и нужно рассказывать детям не только о животных, но и о растениях, о них самих и вообще о мире вокруг нас!»
Что делать?
Как и в любом деле, в оценке интеллектуальных способностей животных важно понимать, зачем мы вообще этим занимаемся. Чтобы в очередной раз доказать свое превосходство? У такой мотивации лучше не идти на поводу. Чтобы глубже понять природу интеллекта вообще, поспособствовать развитию науки, лучше осознать свое место в мире? В таком случае это стоит того.
«Я считаю, что объективно оценивать степень интеллектуального развития человека в сравнении с другими животными не только стоит пытаться: делать это необходимо, - считает Анна Владимировна. - Относительно недавно возникшая наука зоопсихология и ряд смежных дисциплин в частности этим и занимаются. К примеру, доказано, что интеллект специально обученных шимпанзе и некоторых других высших обезьян (эксперименты обязательно начинались с детства и длились много лет) достигает уровня интеллекта ребенка возраста двух-трех лет. Подобные данные были также получены в результате работы с некоторыми видами птиц: врановыми, попугаевыми.
Безусловно, степень интеллектуального развития зависит и от размеров мозга, и от сложности взаимодействия его частей: начиная с взаимодействия различных отделов и заканчивая взаимодействиями между клеточными нейронными цепями и сетями. Поэтому человеческий мозг, пожалуй, несопоставим по сложности с мозгом других животных, и в этом плане можно сказать, что мы «умнее». Однако нужно помнить, что для того, чтобы лучше понимать устройство и функционирование нашего «умного» мозга, следует изучать более «простые» мозги и более простые формы интеллектуального развития. Именно это дает ученым ключ к пониманию работы мозга человека и его интеллекта».
Нидерландский приматолог и этолог Франс де Вааль опубликовал несколько очень важных книг, которые демонстрируют научный взгляд на проблему мнимого или подлинного интеллектуального превосходства человека над его «братьями меньшими». Одна из них называется «Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?». Пожалуй, этот вопрос должен задавать себе время от времени каждый из нас
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
16 февраля 2018