Более столетия назад научно-технический прогресс научил нас если не полностью подчинять себе природу, то активно вмешиваться в установленные ею порядки. Сегодня мы вошли в эру, когда контролируемое потребление ресурсов и этичное отношение к окружающей среде стали не просто базовым требованием времени, а залогом выживания будущих поколений. Что такое экологическая этика, с какого возраста человеку нужно соблюдать ее принципы и должна ли она входить в школьную программу как самостоятельный предмет – разбираемся вместе с экспертами, преподавателями Ассоциации Репетиторов.
Найти истоки экологической этики можно еще в далеком прошлом: например, непричинение вреда всем живым существам стало одним из столпов буддизма, религии, возникшей примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры. Законы, запрещающие жестокое обращение с животными, начали появляться в англоговорящих странах в XVIII-XIX веках, а в 70-е годы XX столетия экологическая этика уже позиционировалась как более-менее самостоятельная дисциплина.
Краеугольные камни в ее основу заложили американец Алдо Леопольд, активист, последовательно выступавший за сохранение дикой природы, и франко-немецкий теолог, врач и гуманист Альберт Швейцер, в 1952 году получивший Нобелевскую премию мира за миссионерскую деятельность. В России одним из первых пропагандистов этичного отношения к окружающей среде был Лев Толстой: после пережитого им духовного кризиса писатель стал вегетарианцем и твердо придерживался позиции, согласно которой люди должны существовать в гармонии с природой и самостоятельно добывать себе пропитание, достаточное для того, чтобы выжить.
Ключевые проблемы
В наши дни ученые, философы и этологи все чаще говорят о том, что человечеству грозит масштабная экологическая катастрофа, а к числу ее составляющих обычно относят:
- Сокращение полезных ископаемых
- Загрязнение атмосферы, мирового океана и почвы
- Вырубку лесов
- Разрушение озонового слоя
- Исчезновение целых видов растений и животных
Но это еще не все.
«Как будущий врач, я хочу посмотреть на вопрос в первую очередь с медицинской точки зрения, - говорит Анастасия Игоревна, преподаватель биологии и химии. - Состояние окружающей среды – одна из ведущих проблем нашего времени. Многие люди не уделяют ей должного внимания, рассматривая ее скорее глобально. Тем не менее, она касается каждого из нас. Состояние атмосферы, почвы и воды непосредственно влияет на наше здоровье. Статистика показывает: в последнее десятилетие повысился уровень распространения опухолевых заболеваний, увеличилось число новорожденных с аномалиями развития. А ведь мы каждый день пьем воду, едим какие-то продукты, и их качество напрямую зависит от состояния окружающей среды».
«Окружающая среда - это то, где мы живем, где предстоит жить нашим потомкам, - соглашается Юлия Андреевна, преподаватель биологии и химии. - Забота о ней является важнейшей целью человечества, так как все, чем мы удовлетворяем свои потребности, происходит именно из природы. Если исчезнут зеленые покровы планеты, нам нечем будем дышать. Если загрязнятся все водоемы, нам нечего будет пить. Если почва потеряет плодородие, нам нечего будет есть. По этой причине окружающая среда нужна нам более всего остального, иначе человечество просто обречено».
Роль школы
Нужно ли подрастающим поколениям знать, что такое окружающая среда и какое место занимает в ней человек? Безусловно. В современной школьной программе существуют предметы, которые отчасти справляются с экологическим просвещением. Например, в начальных классах преподаются дисциплины под названием «Природоведение» или «Окружающий мир». В старших учителя биологии, географии и ОБЖ на отдельных уроках учат детей ценить видовое разнообразие планеты, рассказывают об уничтожении лесов в бассейне Амазонки и дают рекомендации, как вести себя, если произойдет выброс ядовитых веществ в воздух.
В сентябре этого года и вовсе распространилась информация о том, что в российских школах может появиться предмет «Экология» - для начала в качестве эксперимента. Департамент природопользования и охраны окружающей среды уже разработал соответствующую программу. Разумеется, в таком случае обучение этичному отношению к природе станет одним из важнейших направлений деятельности педагогов.
Начинание прекрасное, спору нет, но, увы, оно может привести к тому, что ответственность за просвещение в этой области будет полностью возложено на школу. К тому же наверняка найдутся те, кто скажет, что до определенного возраста детям в принципе незачем знать о таких тонкостях, как, например, глобальное потепление.
«Нет четкой границы, подойдя к которой ребенку нужно начинать прививать основы экологической этики, - говорит Юлия Андреевна. - Этот процесс стартует в тот момент, когда человек осознает мир вокруг себя и вступает во взаимодействие с ним. Вместе с тем необходимо приучать ребенка к грамотным действиям постепенно, не выливая на него сразу всю информацию. Но даже малыш вполне может понять, что, например, мусорить плохо. При этом разумное и гуманное отношение к нашей планете и ее ресурсам должно прививаться в первую очередь в семье. Маленькие дети по ходу развития практически на 100% копируют поведение родителей, бабушек и дедушек. Поэтому пример старших поколений играет очень важную роль».
«Я биолог(эколог)-профессионал, и, с моей точки зрения, необходимо говорить и заботиться не об «экологической этике», а об «экологическом сознании», - рассказывает Ирина Анатольевна, преподаватель биологии. - Не о тех или иных правилах, нравственности или морали, а о ясном осознании того, что сохранение природы — единственная возможность сохранить не просто живую планету, а живую планету с обитающим на ней разумным существом, человеком. Но так как «экологическое сознание», похоже, как и вообще «сознание», невозможная черта для общества потребления, в коем мы живем, уместно и необходимо говорить об «экологической этике». Сознание формируется с момента рождения, а может, и еще раньше. То есть мы все (люди, человечество) должны вырастать с сознанием того, что планета - наш единственный дом, и целостность этого дома поддерживается непрестанным взаимодействием всех живых компонентов (и приятных нам, и «непонятных» для нас), а неконтролируемые перекосы «экологической этики» рано или поздно приведут не к концу жизни на планете, а к разрушению самой сложной на планете живой системы - человечества. Да-да, бактерии, грибы, растения и животные продолжат жить и эволюционировать, и у них, наверное, будет много интересного, но человечеству этого уже не узнать!»
Принципы экологической этики
Несмотря на существование нескольких, в деталях отличающихся друг от друга концепций экологической этики, все они в целом опираются на несколько базовых принципов. Зная их, можно любому, даже очень юному человеку, объяснить, что нужно делать, чтобы стать полноправным участником будущего Земли, а не обломком давно вымершей цивилизации:
- Наша планета представляет собой единый организм. Старая присказка “Хочешь сделать мир лучше – начни с себя” прекрасно отражает суть экологической этики. На состоянии биосферы отражается не только деятельность больших фабрик, но и самостоятельное желание каждого из нас донести упаковку из-под чипсов до урны, а не бросить ее на землю.
- Потреблять ресурсы нужно умеренно. Дело не только в этическом аспекте: сейчас ученые пытаются разработать вещества и технологии, которые смогут заменить полезные ископаемые. Но прогресс в этой области идет отнюдь не семимильными шагами, и существует риск, что в какой-то момент ряда природных ресурсов у нас просто больше не останется.
- Права всех живущих на Земле существ достойны уважения. Если следовать этому правилу максимально строго, то даже муху, залетевшую в квартиру, мы должны не прихлопнуть, а найти способ подтолкнуть ее к форточке и выпустить на волю. Но, разумеется, существует множество проблем, гораздо более актуальных, чем судьба представителей мушиного царства. Речь идет о запрете тестирования косметики на грызунах, о борьбе с браконьерством, о запрете цирков с животными и т.д.
- На планете нужно поддерживать биоразнообразие. Здесь все просто: мы должны приложить все усилия к тому, чтобы сохранить все существующие биологические виды и не допустить исчезновения ни одного из них.
- Все люди должны жить в экологической безопасности. Экологическая этика часто воспринимается как система, ущемляющая интересы человека в пользу благополучия зверей и птиц. Но это не совсем так. Все мы помним нашумевший случай, когда река Далдыкан в Норильске окрасилась в красный цвет от загрязнений, выработанных горно-металлургической компанией. Подобные ситуации угрожают не только экосистеме в целом, но и конкретным людям, которые могут стать жертвами отравления. Существует даже специальный рейтинг самых грязных городов мира: его возглавляют Линьфэнь и Тяньин в Китае, Сукинда в Индии, Ла Оройа в Перу. Есть в нем и российский Дзержинск. Миллионы людей не могут выйти на улицу без маски, в то время как другие дышат чистым альпийским воздухом. Это несправедливо.
Планетарный приоритет
Проблема состояния окружающей среды подчинена другой экологической проблеме народонаселения, - говорит Ирина Анатольевна. - Научно-технический прогресс дает многочисленные идеи для предупреждения и устранения большинства проблем (в том числе и экологических), но принятие или непринятие природосохраняющих решений часто является делом политическим или финансовым и используется в целях «управления массами».
Абсолютно неверна и пагубна идея, приводимая в жизнь в нашей стране, а именно, искусственная концентрация всех видов социальных ресурсов в нескольких городах, формирование чудовищных мегаполисов при полном игнорировании экологических и природоохранных норм и законов. Это приводит не только к понижению качества среды (уничтожению естественных биотопов, появлению всех видов загрязнения, истощению природных ресурсов) в мегаполисах, но и к деградации комфортной для человека среды обитания в опустошаемых местах».
По сути экологическая этика подразумевает отказ от антропоцентризма, то есть от помещения во главу угла человека и его потребностей, в пользу справедливого распределения природных ресурсов между всеми живыми существами. Звучит очень просто, но следовать этому правилу на практике чрезвычайно трудно.
«На ком лежит продвижение «этического отношения к природе»? – продолжает Ирина Анатольевна. - Конечно, на государствах! Причем на всех: и на развивающихся, и на развитых, и даже на деградирующих. Школа, ученые, семьи на глобальном уровне незначимы. Мало того, поскольку существование человечества в его естественной среде обитания - проблема планетарная, необходим всемирный независимый экологический научный совет (институт) - организация, ведущая работу по сбору экологической информации, ее анализу и разработке стратегий, обязательных к исполнению.
Если экология станет государственным и планетарным приоритетом, то правила экологической этики перестанут быть бессмысленными на любом уровне. Языку учат нас и в семье, и в школе, но в каждом государстве есть государственный язык, принятый и понятный для всех граждан. Такой же принцип должен соблюдаться и относительно взаимодействия с природой».
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
17 ноября 2017