Штатный психолог есть почти в каждой школе, однако процент учеников, добровольно обращающихся к нему за помощью, крайне невелик: этот специалист зачастую воспринимается детьми не как потенциальное доверенное лицо, а как человек, который приходит на уроки раз в год и проводит странные тесты. Что на самом деле входит в функции школьного психолога, почему родителям стоит поддерживать с ним контакт и должны ли учителя иметь базовые знания в области психологии – разбираемся вместе с экспертами, преподавателями Ассоциации Репетиторов.
Деятельность школьного психолога обычно осуществляется по двум направлениям:
- Диагностика интеллектуальной сферы
- Диагностика личностной сферы
Диагностика интеллектуальной сферы подразумевает выявление трудностей с усвоением материала, которые, разумеется, далеко не всегда указывают на то, что ребенок отстает в развитии. Но если проблема существует, то чем раньше родители и учителя начнут ее решать, тем лучше. При диагностике личностной сферы может выясниться, что ребенку, допустим, сложно адаптироваться к школьной жизни, и ему нужна помощь взрослого в этом процессе.
«Универсального психолога – не существует, — рассказывает педагог-психолог Валерия Геннадиевна. — У каждого своя специализация и свои методики. Я, например, использую проективные методики – главным образом, рисуночные. Во-первых, их можно применять в ходе групповых занятий, а во-вторых, если в диалоге человек может сказать неправду, то рисунок – это разговор с нашим бессознательным. Что касается случаев, с которыми мне приходилось сталкиваться: например, бывает так, что ребенку с большим трудом дается освоение письменной речи. Учителя далеко не всегда могут понять, что ученик не просто ленится или не знает правил, а что у него дисграфия, то есть неспособность овладеть письмом при нормативном развитии интеллекта. В компетенции психолога выявить проблему, рассказать о ней преподавателям и оповестить родителей».
Таким образом, деятельность школьного психолога осуществляется в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с учителями. Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.
Дети
Принято считать, что в сферу ответственности школьного психолога попадают только «трудные» дети, и отчасти это действительно так: нагрузка на психолога настолько велика, что он попросту не успевает провести диагностику всех учеников поголовно.
«Мнение, будто педагоги-психологи работают только с «проблемными» детьми, распространилось в массовых кругах не просто так, — считает педагог-психолог Юлия Олеговна.– Это происходит потому, что в первую очередь педагоги и родители обращают внимание на детей с проблемами в развитии, отклонениями в поведении, испытывающих трудности в общении или обучении. Замечая такое поведение, педагоги или родители бьют сигнал тревоги и обращаются как можно раньше за помощью к педагогу-психологу. С такими детьми очень часто трудно найти общий язык учителям и родным, так как обычно просто невозможно, например, принять капризное поведение «кричащего» и «агрессивного» ребенка, постоянно ввязывающегося в конфликты с классным руководителем и драки со сверстниками. Такое поведение и неповиновение детей притягивает необходимость взрослого воспитать, «переделать» ребенка, «подогнать» под свой субъективный идеал. Но решить проблему таким образом не получается, в результате они обращаются к школьному психологу».
Источник фото
«Одаренные же дети, с особым потенциалом, опережающие сверстников в интеллектуальном развитии, чаще особых проблем педагогам и мамам и папам не доставляют, — продолжает эксперт. — Они спокойные, прилежные, выполняют требования взрослых. Поэтому на долю таких детей, к сожалению, поступает меньше внимания, и развитие их способностей, ума и креативности отступает на второй план. Также не всегда педагог-психолог в общеобразовательном заведении имеет возможность работать с одаренными детьми. Связано это еще и с нехваткой времени, сил и тем, что это направление в работе школьного психолога не является приоритетным. Департамент образования может поставить перед школой более “значимые” цели на учебный год. Или директор образовательного учреждения выдвигает перед педагогом-психологом более важные и объемные задачи».
Вместе с тем, наивно полагать, что благовоспитанные отличники не сталкиваются с психологическими проблемами: давление на одаренных детей со стороны учителей и родителей, как правило, значительно выше, чем на шумных, веселых двоечников, на которых все давно махнули рукой.
«Обычно дети лишь в редких случаях по собственной инициативе обращаются за помощью к школьному психологу, — говорит Валерия Геннадиевна. – Впрочем, от самого специалиста тоже многое зависит: он может прийти в класс, представиться, познакомиться с детьми, и тогда они с большей вероятностью захотят его слушать, задавать ему вопросы. Подростков, например, зачастую волнуют семейные трудности, конфликты с родителями. Конечно, они не говорят об этом напрямую, когда приходят на консультацию к школьному психологу, но в процессе разговора обычно выясняется, что прессинг со стороны учителей очень велик, а родители дома заботятся скорее не о гармоничном внутреннем состоянии ребенка, а о том, чтобы он поступил в престижный вуз».
Родители
«Работа школьного педагога-психолога в идеале подразумевает тесное взаимодействие с родителями,— считает Юлия Олеговна.— Во-первых, ЛЮБОЙ родитель может сам лично обратиться за помощью, профессиональным советом к психологу. Особо скромные родители могут подойти к классному руководителю с просьбой записать их на консультацию или привести для личного знакомства с педагогом-психологом.
Во-вторых, перед проведением какого-либо тестирования или диагностики ребенка, родитель (или опекун) должен дать свое согласие на его проведение. После тестирования родители могут узнать результаты также через личное взаимодействие с психологом. Психологи участвуют в проведении общешкольных или классных родительских собраний по запросу классного руководителя или директора школы. В настоящее время многие общеобразовательные учреждения практикуют первичное собеседование с ребенком перед поступлением в школу. В этой беседе всегда принимает участие педагог-психолог, ребенок и родитель (либо его опекун)».
Источник фото
В то же время, ничтожное количество родителей приходят на консультацию к школьному психологу по собственной инициативе: и дело тут не только в том, что они с предубеждением относятся к психологическим методикам. Родители склонны идеализировать своих детей, нередко проявляя при этом бездумную жестокость и требуя полного соответствия своим представлениям о прекрасном. Им кажется, что, обращаясь к психологу, они автоматически признают, что с их ребенком что-то не так, что он – в группе риска, что он – не идеален.
«По своему опыту могу сказать, что родители обращаются к школьному психологу крайне редко, — соглашается Валерия Геннадиевна.– Как правило, они делают это только в том случае, если проблема, что называется, вопиет, и самостоятельно справиться с ней уже не получается. Тогда родители приходят ко мне и просят продиагностировать ребенка и посоветовать, как поступить. С другой стороны, я могу их понять: во-первых, культура оказания психологической помощи у нас действительно развита на недостаточном уровне, а во-вторых, выбрать психолога, который подойдет именно тебе, так же сложно, как выбрать подходящего врача».
Вместе с тем, родителям важно помнить:
- Ребенок дома и ребенок в школе – это часто два совершенно разных человека. Психолог замечает особенности поведения детей, косвенно указывающие на нарушения психики, которые впоследствии могут привести к серьезным последствиям, включая нервные срывы, формирование зависимостей и даже суицид.
- Психолог часто лучше знает, с кем общается тот или иной ученик и есть ли у него трудности в отношениях с одноклассниками.
- В компетенции психолога помочь родителям найти с ребенком общий язык: конфликт отцов и детей будет актуален во все времена.
Учителя
Кажется, что психолог приставлен к школе лишь для того, чтобы работать с учениками, следить за их психологическим здоровьем. Однако благоприятная атмосфера в школе зависит как от спокойствия учеников, так и от спокойствия учителей. Причем на последних в этом смысле возложено даже больше ответственности.
Источник фото
«Давайте четко обозначим, что за консультацией к школьному психологу может обратиться любой человек: ребенок, родитель, учитель, даже представитель администрации школы,– говорит Валерия Геннадиевна.– Более того, вопрос необязательно должен касаться школьной повестки дня: проблемы личного характера бывают и у преподавателей. Другое дело, что они часто относятся к психологу настороженно, не любят, когда в процесс обучения кто-то вмешивается, а психологу неизбежно приходится это делать. В итоге начинается своего рода противостояние, и, конечно, в такой ситуации вряд ли стоит ожидать, что учитель с готовностью придет просить у психолога помощи. Исключения составляют, пожалуй, острые конфликтные ситуации в классе, с которыми учитель просто не справляется самостоятельно».
Почему именно в компетенции психолога находится решение конфликтов? На то есть несколько причин:
- Учитель, как бы он ни старался абстрагироваться от ситуации, все равно находится в центре конфликта. Психолог же выполняет роль стороннего наблюдателя;
- Даже если учитель уверен, что в классе у него нет любимчиков, он все равно может неосознанно выносить решения в пользу более симпатичных ему учеников. Психолог – беспристрастен;
- Психологу, вне зависимости от его специализации, как правило, лучше известны методики урегулирования споров: увы, получая высшее образование, далеко не все учителя уделяют пристальное внимание психологии педагогической деятельности.
«Я считаю, что учителя общеобразовательных заведений должны иметь базовые знания и навыки хотя бы в таких областях психологии, как: общая психология, возрастная, педагогическая психология,— уверена Юлия Олеговна.— Такие знания будут помогать учителю грамотно и более эффективно организовать обучение, воспитание и развитие ребенка с учетом возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Но не только. В условиях современного педагогического процесса каждому педагогу или любому специалисту, работающему с ребенком, просто необходимо прохождение личной терапии. Личные консультации с психологом, психотерапевтом позволят педагогам избежать эмоционального выгорания, а также проработать свои личные конфликты и амбиции, что будет способствовать более успешному общению с детьми и коллегами».
Недооцененный специалист
Несмотря на все вышесказанное, школьный психолог по-прежнему воспринимается как лицо, чья роль в системе образования сведена к минимуму. Важность его работы не осознают до конца ни родители, ни учителя, ни представители министерства образования.
«Как правило, в каждой школе работает только один психолог, и именно он одним из первых попадает под сокращение, – рассказывает Валерия Геннадиевна. – О том, чтобы нанять дополнительных специалистов, и речи не идет. Вместе с тем, в одиночку трудно продиагностировать даже начальную школу, на это может уйти целый год. А ведь есть еще и средняя, и старшая: в общей сложности – больше тысячи человек».
Увы, мы часто забываем о том, что школа должна не только научить детей грамотно писать, решать уравнения и отличать Ивана Грозного от Ивана Бунина: в школе формируется представление ребенка о том, какое место он занимает в обществе и какие законы в этом обществе царят. Редкий учитель готов потратить время и силы на то, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ученику, объяснить ему, что двойка – еще не конец света, помочь выстроить отношения с одноклассниками. В таких условиях школьный психолог становится незаменимым специалистом, опорой и поддержкой коллектива преподавателей.
Впрочем, нельзя не заметить, что уровень осведомленности о психологической помощи в России постепенно растет, и с каждым днем все больше людей доверяют свои переживания не друзьям или случайным попутчикам, а профессионалу, в чьей компетенции не только выслушать жалобы, но и подобрать ключ к проблеме. Хочется верить, что со временем эта благоприятная тенденция распространится и на школьных психологов.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
08 апреля 2016