В эпоху повсеместного распространения компьютерных технологий мы все чаще слышим о том, что люди воспринимают мир дробно, страдают от снижения концентрации и с трудом доводят начатые дела до конца. Виной всему – так называемое клиповое мышление. Но можно ли однозначно утверждать, что это явление оказывает лишь негативный эффект? Разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов.
Термин «клиповое мышление» вошел в обиход психологов, философов и социологов в конце 90-х годов: он происходит от английского слова «clip», которое переводится как «обрезать», «сокращать». Под клиповым мышлением обычно подразумевается характерная для современной молодежи особенность восприятия окружающего мира фрагментарно, посредством ярких образов, коротких сюжетов, отрывков из фильмов и книг.
Наиболее ярко этот процесс отражается в социальных сетях, формат которых подразумевает создание френдленты из разрозненных постов, статусов, ссылок, фотографий и т.д. Все они зачастую относятся к разным темам, проблемам, событиям, но, следуя друг за другом, вполне способны дать относительно полное представление о текущих политических, социальных и культурных трендах.
Впрочем, следует сразу оговориться, что клиповое мышление не является прерогативой исключительно подрастающего поколения: взрослому человеку действительность тоже может казаться причудливым мозаичным полотном. Однако дети и подростки больше подвержены этой тенденции, поскольку обычно значительно чаще взаимодействуют с компьютером. Кроме того, важно понимать, что нельзя стать «адептом» клипового мышления: склонность к нему проявляется подспудно, а не путем сознательного выбора.
Источник фото
«Люди не по своей воле начинают воспринимать мир дробно – все зависит от того, в каком информационном пространстве они находятся, – считает Дмитрий Дмитриевич, преподаватель математики и информатики. – Для жителей мегаполиса, которые активно пользуются смартфоном, компьютером, смотрят телевизор, клиповое мышление характерно в большей степени. Влияет ли на этот процесс возраст и общественное положение? Я думаю, да. Ни для кого не секрет, что двухлетние малыши порой управляются с планшетом более умело, чем их родители. Моей дочери, например, три года, и она сама может спокойно зайти на планшете на YouTube и выбрать, какие мультики или детские передачи смотреть. Почему так происходит? Взрослые – переучиваются, а дети – учатся с нуля».
Причины и следствия
Разумеется, формирование клипового мышления напрямую коррелирует с развитием компьютерных технологий, которые позволяют по-новому работать с информацией. Многие интернет-порталы фактически провоцируют пользователей бесконечно перескакивать с одной страницы на другую. Взять хотя бы Википедию: даже если человек изначально зашел на сайт, чтобы прочитать одну объемную статью, посвященную биографии Пушкина, ему чрезвычайно трудно не пройти по ссылкам и не узнать заодно что-нибудь о Царскосельском лицее, декабристах и особенностях разных поэтических жанров.
Однако, если вдуматься, то и передовицы советских газет, на которых были размещены несколько заметок одновременно, также способствовали развитию клипового мышления. Как и, например, художественные выставки, имевшие место еще в XVI-XVII веках: в конце концов, каждую отдельно взятую картину тоже можно воспринимать как клип.
Источник фото
Клиповое мышление является своего рода ответной реакцией человеческого сознания на объем поступающей информации, который увеличивается с каждым годом, и у этого процесса, безусловно, есть негативные стороны:
- Снижение концентрации. Обладателю клипового мышления трудно посвятить одному делу несколько часов подряд: он постоянно отвлекается, проверяет почту, смотрит, что написали друзья в социальных сетях. В результате заметно страдает продуктивность – как в работе, так и в учебе, а также способность анализировать материал;
- Невнимательность. Когда перед глазами – или в голове – один клип сменяется другим каждые несколько секунд, человек постепенно теряет способность замечать важные детали, и ему нужно приложить больше усилий для того, например, чтобы понять основную идею фильма, опираясь на подсказки, разбросанные режиссером и сценаристом по сюжету;
- Культ мультизадачности. Достаточно зайти на любой рекрутинговый сайт, чтобы понять, что особым спросом будет пользоваться соискатель, который умеет выполнять сразу несколько функций: например, продавец, способный быть одновременно товароведом, стилистом и smm-менеджером. Звучит вроде бы привлекательно, однако в действительности часто означает, что работник обладает весьма ограниченным набором навыков, почерпнутых из каждой отрасли, но не может считаться профессионалом ни в одной из них;
- Завышенная самооценка. У человека появляется ложное представление о себе и своих способностях: потребляя большое количество информации, он кажется себе экспертом во многих областях. На деле же его знания оказываются крайне поверхностными.
«Клиповое мышление заметно снижает способность к монотонной деятельности, — говорит Дмитрий Дмитриевич. — Представьте, что группа друзей выбралась на природу: часть из них запросто может весь день просидеть с удочкой у реки, а другие будут постоянно искать себе какое-то занятие. Если весь мир – это огромная коробка конфет, то люди с клиповым мышлением как бы разворачивают одну конфету за другой, даже не успевая порой их съедать. При этом момент насыщения они не контролируют. Люди же со стандартным мышлением ведут себя спокойно, наслаждаются вкусом каждой конфеты и не стремятся съесть как можно больше».
Как не стать заложником информационного изобилия
Несмотря на то, что выражение «клиповое мышление» долгое время имело негативную коннотацию, сегодня очевидно, что у этого явления есть и плюсы. К примеру, психологи в один голос говорят, что регулярная смена деятельности способствует продуктивности, и лучше ставить на день не одну глобальную задачу, а несколько мелких, и периодически переключаться между ними – тогда мозг будет медленнее уставать. Для обладателя клипового мышления соблюдать подобный режим не составит труда.
Источник фото
Клиповое мышление дарит способность быстро реагировать на изменения, а также известную мировоззренческую гибкость: будучи осведомленным о существовании множества разных точек зрения на одну и ту же проблему, человек становится менее категоричным и легче принимает тот факт, что всегда найдется кто-то, кто будет с ним не согласен, — и это нормально.
Наконец, клиповое мышление позволяет банально не сойти с ума от обилия информации и является вполне закономерным ответом мозга на распространение интернета, и противостоять этому процессу сегодня не просто невозможно – скорее бесполезно. Вместе с тем, существует несколько простых способов сохранить способность мыслить плавно:
- Читать художественную литературу. Речь идет, главным образом, о крупной прозе, и лучше отдать предпочтение классическим авторам, которые умеют сочетать интересный, интригующий сюжет с глубокой философской проблематикой: Достоевский, Бальзак, Диккенс;
- Отказаться от телевизора. Смотря телевизор, мы постоянно переключаем каналы – в том числе из-за того, что любая передача прерывается рекламным блоком раз в 10-15 минут. В фильмах и сериалах, скаченных в интернете или предоставленных стриминговыми сервисами, рекламы, как правило, нет, и зрителю гораздо проще не терять концентрации;
- Развивать способность к аналитическому мышлению. Для этого необязательно нанимать преподавателя или погружаться в омут специализированной литературы: можно просто начать играть в шахматы, или приучить себя вникать в суть поступков и суждений других людей, или, наконец, смотря детективный сериал пробовать, опираясь на улики, разгадать, кто убийца;
- Планировать свою жизнь. Одна из главных опасностей клипового мышления заключается в том, что человек приобретает склонность браться за несколько дел одновременно. В таком случае поможет грамотно составленный распорядок дня, в котором будет четко указано, сколько часов отводится на работу, сколько – на домашние дела, сколько – на хобби и т.д.;
- Устраивать информационный детокс. Как минимум раз в месяц стоит спрятать смартфон и планшет в ящик стола, уехать за город и провести один-два дня в созерцанием природы.
Новые возможности для педагога
Важно помнить, что, если взрослый способен самостоятельно определить, когда следует дать мозгу отдохнуть от поступающей информации, то ребенку в этом часто оказывается необходима помощь родителей и педагогов. Причем последним, безусловно, следует адаптировать методику преподавания под новые информационные реалии.
«Для детей клиповое мышление может быть как благом, так и бедой, — считает Дмитрий Дмитриевич. — Если ребенок обладает высоким интеллектуальным потенциалом, он способен быстро «оцифровывать» каждый «клип» в цепочке и возводить прочную стену из кирпичиков информации. Однако у обычного ребенка часто возникают сложности: он не успевает «оцифровывать» клипы с той скоростью, с которой они на него обрушиваются. Поэтому его стена строится вкривь и вкось: предыдущий кирпич еще не занял свое место, а уже пора класть следующий.
Как справиться с этой проблемой на практике? При подготовке к ЕГЭ в сжатые сроки самым оптимальным, на мой взгляд, методом является циклическое решение некоторого количества вариантов, когда репетитор помогает ребенку понять, как решается каждое задание. В этом случае мы извлекаем выгоду из клипового мышления, ведь именно оно позволяет быстро и успешно переключаться с одного задания на другое. Но и тут есть нюанс: вроде бы разобравшись под руководством педагога в решении двух однотипных задач, ребенок порой не может справиться с третьей самостоятельно. Это значит, что он не ухватил логику решения, и педагогу нужно оперативно менять метод подготовки, иначе на экзамене ученика ожидает провал».
Источник фото
Чуткий педагог не будет ругать учеников за то, что у них возникают сложности с концентрацией. Напротив, он постарается обратить глобальную тенденцию им и себе во благо: например, будет разбивать занятие на несколько блоков, подразумевающих постоянное чередование объяснения нового материала с самостоятельной работой, а на дом станет задавать не одно большое сочинение или объемный реферат, а несколько эссе – связанных между собой, но отвечающих на разные вопросы по теме.
«Мои ученики без проблем концентрируются на каждой теме, но это скорее специфика таких предметов, как математика и информатика, — продолжает Дмитрий Дмитриевич. – Впрочем, даже на основе монотонного и, на первый взгляд, скучного материала можно провести отличный, интересный урок. Просто нужно периодически делать вставки в виде примеров из реальной жизни или задач по текущей теме, а иногда вообще останавливаться на середине параграфа и начинать спрашивать материал из прошлых занятий.
Я бы назвал это креативным подходом, который, с одной стороны, подстраивается под механику клипового мышления, а с другой, эксплуатирует ее с целью получения максимальной эффективности. Преподавателю, несомненно, стоит подходить к занятиям творчески, проявлять гибкость. Только так можно удержать внимание и интерес ученика на протяжении не только одного урока, но и всего периода обучения».
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: