Кому на самом деле нужен красивый почерк?
Писать ручкой, да ещё и не на сенсорном экране, — занятие не из рациональных (по состоянию на конец 2018 года). И уж тем более совершенно непонятно, зачем выводить буквы на бумаге старательно, стремясь к так называемому красивому почерку.
А нужен ли он вообще за пределами школы? И может ли учитель снижать оценку за плохой почерк? Как договориться в условиях этой странной технологической коллизии?
Умирающее искусство
Мало что звучит настолько же логично в контексте технической революции, как предложение отказаться от чистописания — того самого, которому нас учили в первом классе, сразу после того как были освоены печатные буквы. Жизнь бок о бок с печатными словами для многих начинается ещё до школы — все слова в играх на iPad написаны отнюдь не от руки.
Шутка про докторов и их ужасном почерке, кажется, теряет свою актуальность: в XXI веке плохой почерк — примета времени: хорошему просто неоткуда было взяться в отсутствие практики.
И хотя на первый взгляд трагического в этом мало, вместе с отказом от чистописания мы потеряем ряд очень полезных навыков. О них рассказывает психолог Анастасия Михайловна.
«Мало кто задумывается о том, что чистописание — не только образовательная прихоть, но ещё и тренировка для мозга. Когда мы пишем от руки, в голове работает целый небольшой завод, и на выходе мы получаем не только написанный на бумаге текст, но ещё массу всего полезного. Я поясню.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/147594647@N06/42117211064/sizes/l)
1.Развитие воображения и памяти.
Когда мы пишем от руки, мы, во-первых, с большей детализацией представляем себе, о чём идёт речь (это доказано научно), а во-вторых, стараемся ужать слова преподавателя до более ёмких формул, чтобы не записывать их целиком. То есть уже в процессе записи мы запоминаем и обдумываем всё то, о чём нам говорят. С компьютером такого не происходит: да, мы пишем гораздо быстрее, но запоминаем всё в разы хуже.
2.Координация, навыки чтения и мотор.
Всё вышеперечисленное при отказе от письма становится хуже. Дело опять-таки в мозге: когда мы печатаем на компьютере, участки мозга, ответственные за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи, почти не работают. Существует исследование, подтверждающее, что те, кто быстро пишет, гораздо лучше читает (и наоборот). Это связано с развитием отдельной области мозга (так называемый центр Брока).
Кстати, по той же причине мы «разучиваемся» читать написанный от руки текст, и это досадно: при восприятии выписанных букв работает гораздо больше отделов мозга.
3.Грамотность и стремление быть грамотным.
Автокоррект — прекрасная вещь, но до известных пределов (когда он начинает поправлять те слова, которые вы считаете правильными, это уже раздражает). Те, кому сегодня шесть, справедливо задаются вопросом, зачем в принципе учиться орфографии и пунктуации, если программа в состоянии исправить почти любые ошибки. И это, если подумать, драматичная ситуация: объяснить шестилетнему, что сам процесс научения — жизненно важный процесс, не так-то просто (особенно если родители сами не занимаются им регулярно).
Поэтому в целом моя позиция такова: писать от руки — важно и нужно, в особенности во время периода обучения».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/51910664@N04/14205357974/sizes/o/)
Красота в глазах смотрящего
«Пиши чётче», «Аккуратнее!», «Неразборчивый почерк!» — эти комментарии, кажется, были на полях у каждого, кто учился в школе. Почерк, действительно, через многое прошёл, прежде чем стать разборчивым — а у многих так и остался в том же виде, какой имел в третьем классе.
Справедливый вопрос в контексте вышесказанного — может ли и должен ли преподаватель выносить вердикт ориентируясь на почерк ученика? Должны ли «каракули» влиять на то, как в итоге будет оценена работа?
На этот вопрос, увы, нет однозначного ответа.
С формальной точки зрения это решение должно приниматься на основании школьного регламента. Если в нём сказано, что учитель может снижать оценку за почерк, то прав будет учитель. Если же (как это обстоит в большинстве школ) нет, но оценка снижается за «аккуратность», то родителям стоит обсудить этот вопрос с классным руководителем (завучем, директором).
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/monograms/32700350434/in/photolist-5n6dm8-RPBQVq)
«Снижать оценки за почерк — очень плохая идея», — считает Анастасия Михайловна.
«Дело даже не в том, что навык письма от руки может не пригодиться в будущем. Проблема на самом деле в том, что письмо от руки — это, как ни посмотри, очень сложное дело, требующее большой концентрации. Поэтому у учеников, особенно у младшеклассников, нередко случается «грязь» в тетради.
К тому же почерк может очень сильно «ломаться» из-за всевозможных психологических особенностей — да хотя бы от одного напряжения из-за школьной нагрузки. Справиться с ним сложно, в особенности когда знаешь, что любая твоя помарка станет поводом для негативной оценки. Которая, в свою очередь, не спровоцирует ничего кроме усиления зажима и нежелания что-либо исправлять в сложившейся ситуации.
Почерку нужно время, чтобы оформиться».
Оценка «за почерк» редко бывает только оценкой за красиво или некрасиво написанные буквы. Вспомним снижение оценки за помарки и за исправления — нет, они не изжили себя, а продолжают своё существование.
Откровенно говоря, логика в этом месте отказывает: выходит, что домашняя/контрольная работа — это прежде всего место для демонстрации своих каллиграфических навыков или умению блестяще переписывать с черновика на чистовик? В таком случае следовало бы посвятить этом отдельный класс.
«Пиши аккуратно!»
О том, как можно улучшить навыки чистописания, мы уже рассказывали в статье «Как курица лапой». Но сегодняшний материал всё же о другом — о красивом почерке как навыке, который оказывается как будто совершенно не востребован.
В XIX веке хороший почерк был своего рода карьерным преимуществом. Вспомним роман Гончарова «Обыкновенная история», в которой провинциальный юноша, приезжая в столицу, не справляется с данным ему заданием — ошибается при переписывании бумаг, а почерк его признают плохим. Другое знаменитое произведение, дающее нам представление о важности почерка, — «Шинель», главный герой которой с завидной аккуратностью выводит слова, переписывая бумаги.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/ecritureinfinie/5937049572/sizes/l)
В отсутствие печатной машинки или ноутбука подобная скурпулёзность более чем понятна, но заслуживает ли она того, чтобы быть обязательным навыком сейчас?
По мнению Анастасии Михайловны, почерк не должен однозначно быть критерием оценки, однако и вовсе списывать его со счетов было бы неправильно.
«Я за золотую середину. Снижать оценку за помарки или недостаточно круглые «о» неправильно, но так же неправильно во всём полагаться на клавиатуру и автокоррект.
Я повторюсь: когда мы пишем от руки, работает сразу очень много всего, и речь в итоге не о том, чтобы красиво написать «Мама мыла раму», а о том, чтобы помочь своей мелкой моторике, улучшить глазомер и заодно потренировать свой эстетический навык. Поэтому однозначно говорить о том, что красивый почерк — это архаизм, я бы тоже не стала», — подчёркивает психолог.
Музейный шрифт
Помимо того, что для многих школьников почерк становится поводом для многочисленных переживаний, он может стать ресурсной темой для обсуждения в кругу семьи.
Как можно говорить о почерке?
-
В контексте книг, переписывавшихся от руки до момента появления книгопечатания.
-
В контексте разнообразных рукописных шрифтов, многие из которых были основаны на чьей-то характерной манере письма.
-
В контексте пишущих предметов. Отдельно интересно обсудить, насколько удобно было пользоваться гусиными и стальными перьями (а также как выглядел красивый почерк в эпоху клинописи).
-
В контексте каллиграфии. Искусство красивого начертания букв существовало в разных странах и в разные эпохи. Почему бы не посвятить ей вечер, рассматривая образцы арабской, японской и готической каллиграфии?
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/leninka/8134621229/sizes/l)
Как и со многими другими предметами, разговор о почерке, будучи вынесен из жёстких рамок «хорошо — плохо», раскрывается множеством других сторон. И каждая из них — повод пересмотреть сложившиеся отношения с предметом. Кто знает, может быть, поразившись изысканностью арабских букв, бывший «неаккуратный» ученик обнаружит в начертаниях букв возможность для творчества — и сам возьмёт под контроль свой «некрасивый» почерк?
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/hotpants/5165610337/sizes/l
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
28 декабря 2018