Как не забыть иностранный язык за лето?
Что может быть лучше летних каникул? Только две порции летних каникул. Долгожданный отдых так и подначивает бросить всё, что хоть как-то связано с учёбой, и не вспоминать о занятиях до самой осени.
Школьники абсолютно уверены: каникулы честно заработаны, и никто не вправе принуждать их к учёбе. Учителя иностранных языков, сколь бы доброжелательны они ни были, в свою очередь уверены в том, что заниматься языком летом — необходимость, а не блажь.
О том, как не забыть разницу между определённым и неопределённым артиклем в летние каникулы, мы поговорили с преподавателями Ассоциации репетиторов Аллой Станиславовной и Надеждой Леонидовной.
Пространство для развития
Человечество не нашло пока ответов на многие вопросы, в числе которых вопрос о мотивации школьников в период летних каникул. Да, мы все знаем, что выучить иностранный язык можно только при условии регулярных занятий. Нет, не все дети способны, забыв о своём заслуженном отдыхе, засесть за учебники.
Удариться в панику? Провести воспитательную беседу?
«Летнее время — свободное от основной учебы время. Можно интенсивно заняться предметом, чтобы после, во время учебы было не так сложно. Это, на мой взгляд, и есть главный мотиватор», — считает Надежда Леонидовна, преподаватель английского и французского языков. «Многие школьники продолжают заниматься в летние каникулы, чтобы подготовиться к российским или международным экзаменам. В связи с большим количеством свободного времени это лучшая пора.
Родителям надо, прежде всего, предоставить детям свободу выбора: сколько раз в неделю заниматься, готовиться или нет к занятиям, не контролировать, что и как выполняется — так сказать, не давить на детей. Это всегда значительно снижает желание заниматься и родители могут встретиться с твердым отказом от занятий.
Преподавателям же стоит подумать, как сделать занятия более увлекательными — например, включить в занятия обсуждение современной популярной книги, которую школьник будет читать дома. Можно также попробовать не задавать домашние задания, а заниматься исключительно во время самих занятий. Думаю, многие школьники, будут согласны заниматься в таком формате» — объясняет преподаватель.
Принцип «догнать и перегнать» действительно может хорошо сработать для школьников, у которых иностранный язык не числится в любимых предметах. А как быть с теми, кто, возможно, и не против позаниматься, но не в состоянии себя организовать самостоятельно?
«На мой взгляд, самое первое условие самостоятельных занятий в летнее время — это наличие домашнего задания, — комментирует Алла Станиславовна, преподаватель английского языка. — Желательно, чтобы задание на лето было бы связано с отдыхом — например, письменное задание: написать сочинение о каникулах или выбрать самый замечательный день и подробно о нём рассказать. Родители могут помочь, просто несколько раз ненавязчиво напомнив о том, что хорошо бы сделать задание».
Ну а если обязательных заданий от учителя и обещаний лучшей жизни в течение учебного года недостаточно, попробуйте придумать свой способ мотивации — мы подробно писали об этом в статье, посвящённой этому вопросу.
Периодические задания
После того, как решён вопрос с мотивацией (а он, конечно, решён!), сам собой возникает следующий — сколько нужно заниматься? Как часто?
По большому счёту, за точным ответом стоило бы обратиться к нейробиологам — те наверняка знают, сколько нужно повторять, чтобы что-либо усвоилось. Однако у нейробиологов нет практического опыта, который есть у наших преподавателей, поэтому с этим вопросом мы тоже обратились к ним.
Алла Станиславовна уверена: обычный «школьный» график — совершенно не подходящий для каникул вариант, занятия с преподавателем нужны преимущественно для того, чтобы поддержать уже имеющиеся знания и навыки.
« Я считаю, что полноценные еженедельные занятия в каникулы не нужны, если, конечно, нет "хвостов" или в сентябре не предстоит сдавать сложный экзамен. Самый лучший вариант — это несколько занятий за лето, чтобы поддержать уровень языка и немного помочь в выполнении домашнего задания».
Надежда Леонидовна предлагает более требовательный вариант — по её мнению, занятия должны случаться хотя бы раз в неделю.
«График два раза в неделю будет наиболее оптимальным, если необходимо нарастить знания, выучить большой объем нового — как, например, при подготовке к экзаменам. Если же цель просто поддержать уровень, одного занятия в неделю будет достаточно. С учениками до седьмого класса одного часа достаточно, а с более взрослыми детьми можно заниматься и по полтора часа».
Мы же, в свою очередь, напоминаем о главном принципе, проповедуемом всеми апологетами альтернативных методик изучения языка, от русских Language heroes до французского Francais Authentique — ежедневно маленькими порциями. Любое, даже самое отчаянное сопротивление будет сломлено, если предложить вместо Занятий (именно что, с большой буквы «з») языком проводить десять-пятнадцать минут за несложными заданиями, а то и вовсе за просмотром видео.
Методы
«На каникулах самый лучший способ не забыть иностранный язык — это читать. Не важно, что. Блоги, статьи, Википедию, книги. Понемногу. Можно не каждый день, а пару раз в неделю. Также очень хорошо бы выписывать незнакомые слова в словарик. Просмотр видео или клипов также очень приятен и полезен», — подсказывает Алла Станиславовна.
Чтение — действительно, один из лучших методов, позволяющих освоить язык (а вовсе не упражнения на грамматику, как мы привыкли думать после традиционных занятий «по Бонку»).
Надежда Леонидовна также рекомендует, помимо чтения литературы в оригинале, познакомиться с форматами международных экзаменов и интенсивно пополнять словарный запас.
Помимо уже известных и рекомендуемых всеми и всюду способов (карточки, фильмы в оригинале), мы подскажем ещё несколько:
-
Социальные сети на иностранном языке. Интерфейсы социальных сетей все мы знаем как свои пять пальцев. Едва ли есть какие-либо функции, которые невозможно опознать по их расположению на экране. Смело переключаем Facebook на нужный язык — и заучиваем глаголы, написанные на кнопках, за пару дней.
-
Аудиогиды. Послушать экскурсию в большом музее на русском языке — обычное дело. Почему бы не сделать то же самое, вооружившись аудиогидом на изучаемом языке? В большинстве крупных музеев вас снабдят гидом на английском, а то и на французском, и на немецком языках.
-
И кстати о музеях. Если лень выбираться из дома, а душа лежит к искусству, ничто не мешает забраться на сайт какого-нибудь музея (девушки совершенно точно будут в восторге от собрания Музея Виктории и Альберта) и читать описания к экспонатам.
-
Блоги. Никому не нужно объяснять, кто такой BadComedian, и вряд ли кто-нибудь из школьников в здравом уме откажется от удовольствия познакомиться с зарубежными аналогами — не менее зажигательными и к тому же полезными в изучении языка. Подсказка родителям: смотреть весёлые ролики на неродном языке можно вместе с детьми, и это тоже здорово мотивирует последних.
И ещё раз остановимся на главном правиле — регулярность.
Всё, что ни делается летом, должно происходить исключительно в удовольствие. И это, среди прочего, — отличная возможность привить любовь к изучению языка. Регулярное и постепенное погружение в звучание речи, которой предстоит научиться, должно быть похоже на всё то, с чем обычно ассоциируются каникулы — и меньше всего ассоциироваться со школьной зубрёжкой.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: