Как давать задания на лето, чтобы их выполнили?

Лето — само коварство: с одной стороны, преподаватель наконец-то может отдохнуть, сложив с себя обязанности ментора и контролёра. С другой — доподлинно известно, что к сентябрю забывается большая часть пройденного за год, и жить с этой мыслью все летние месяцы довольно-таки невыносимо.

Есть ли шанс, что задания, выданные преподавателем на лето, будут выполнены? Сколько их должно быть? С какой регулярностью стоит рекомендовать ученику заниматься летом?

Беседуем с преподавателем Ассоциации репетиторов и выясняем, как быть.

Хорошо забытое пройденное

В 2015 году мир облетело имя Чезаре Ката, школьного учителя из маленького итальянского городка с населением 35 тысяч человек. Като прославился не чем-нибудь, а заданиями, которые он дал своим ученикам на лето. Будучи преподавателем литературы, Ката должен был бы выдать школьникам список книг на лето и, как это называли в школе, «очертить круг вопросов по прочитанному». Вместо этого он составил список из пятнадцати заданий, первое из которых гласило «Найдите время погулять по берегу моря в полном одиночестве», а завершающее пятнадцатое — «Будьте хорошими людьми».

Пост с заданиями обошёл интернет, заставив всех на свете умилиться, прослезиться и в очередной раз посетовать, что в школах не учат очень важным вещам вроде наслаждения жизнью.

Мы не берёмся судить о последнем (всем по-разному повезло с преподавателями), но всё-таки не можем не признать, что летние задания даются в первую очередь для поддержания пройденного за год, а не для того, чтобы возвысить учащихся духовно.

«На мой взгляд, задания на лето — это что-то вроде тренажёра с минимальным весом. С одной стороны, он не даёт тебе потерять форму, с другой — не изматывает тебя», — считает Елена Леонидовна, преподаватель английского языка.

Летняя норма

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/mark281/34415665903/sizes/l)

«Я вспоминаю сейчас те задания, которые нам поручали в школе, и понимаю, что не выполнила из них ни одного. Смешно и грустно, но это правда. Суровая правда жизни: невозможно заставить себя что-то делать летом, если тебе это неинтересно».

Рассчитывать на дисциплину и прилежание со стороны школьника, считает Елена Леонидовна, — наивно, а привлекать к этому родителей — не за чем.

«В моей картине мира родитель — самый устающий человек на свете, поэтому я лично за то, чтобы летом дать ему отдых. Всё, что происходит по части учёбы, — это предмет моих отношений с учеником. Поэтому я не рассчитываю на родительские кнуты и пряники, а придумываю такие задания, которые захочется выполнять даже при тридцатиградусной жаре и с морем в паре десятков метров. И это работает!».

Приятное с полезным

Насколько действительно необходимы летние задания, учитывая, что первые недели сентября всё равно всегда уходят на повторение?

В целом, конечно, можно положиться на авось и рассчитывать, что как-нибудь да что-нибудь. Но вот немного невесёлой статистики, полученной ещё в XIX веке немецким психологом Германом Эббингаузом.

  • Через час после получения информации из памяти улетучивается примерно её половина.

  • Через 10 часов испаряется 65% заученного материала.

  • Спустя месяц мы помним лишь 20% этой информации.

Летняя норма

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/aureus18/2529449073/sizes/l)

Разумеется, этот механизм забывания нужен для оптимизации нашей памяти — совершенно незачем таскать с собой то, что не пригодится. Беда со школьной программой — в том, что мы никогда не можем быть уверены в том, а что именно нам пригодится, и забываем подчас именно те вещи, которые хорошо бы упомнить в следующем учебном году.

В этом смысле регулярное повторение — действительно полезная вещь, потому что позволяет пройденному материалу лучше усваиваться и дольше храниться в памяти, а при необходимости — быстро вспоминаться.

«Ясно, что это о себе может сказать преподаватель любого предмета, но мне действительно кажется, что иностранный язык — одна из тех дисциплин, которую особенно важно поддерживать в период каникул. Эффективность и интенсивность в изучении языка очень сильно (я бы сказала, почти полностью) зависят от регулярности занятий. Ни для кого не секрет, что лучше заниматься языком по пять минут ежедневно, чем наскоками по полтора часа. «Маленькими шагами к большой цели» — это ровно та поговорка, которая применима к изучению языка на сто процентов. И поэтому так важно, чтобы английский летом поддерживался. Даже пяти-десятиминутные упражнения к сентябрю дадут видимую разницу с одноклассниками, которые всё забыли напрочь, поверьте», — говорит Елена Леонидовна.

Буква закона

Родительские форумы ближе к лету расцветают знакомыми темами. Одна из постоянных рубрик — нормы заданий на лето и их правомерность. Родителей тревожит сама постановка вопроса: как это так, «задания на лето» — на то самое время, когда детям положено не заниматься ничем, кроме отдыха!

На самом деле, с точки зрения Федерального закона 273-ФЗ каникулы — это академическое право обучающихся, плановый перерыв для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

Так что, разумеется, ни о каких обязательных заданиях, за которые ваше чадо получит оценку в сентябре, речи быть не может. Но если вспомнить сказанное парой абзацев выше, очевидно, что немного учёбы летом в перспективе лучше, чем полное её отсутствие.

Летняя норма

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/iulia-pironea/14217669669/sizes/l)

Отсюда правило: присутствие и объёмы заданий на лето обсуждаются родителями вместе с детьми, а принятые решения поддерживаются. Никаких внезапных вторжений «домашки» за две недели до начала занятий, а равно и никаких многочасовых заседаний за учебниками в течение лета.

«Конечно, никто никого не может заставить учиться, в особенности летом, но мне кажется, если у учеников в течение года возникали сложности с определёнными темами, лето — отличное время, чтобы их наверстать в спокойном режиме, без психологического давления в виде контрольной работы и постоянных переживаний, что все одноклассники уже всё поняли, а ты нет», — подчёркивает Елена Леонидовна.

«Но ещё раз подчеркну, что бесполезно тешить себя иллюзией, будто вы можете как-то повлиять на ученика во время каникул. Максимум, что вы можете, — договориться, что задания будут делаться в небольшом объёме и будут максимально интересными. А ещё — что ребёнок сможет получить обратную связь от учителя. Это тоже очень важно, иначе возникает ощущение, что всё это делалось непонятно для чего».

Без отрыва от реальности

«Все задания, которые я даю на лето, я придумываю самостоятельно, — рассказывает Елена Леонидовна. — В процессе занятий мы выясняем, что больше всего интересует ученика, и поэтому летом нет проблем с тем, чтобы подобрать задания с учётом его интересов и слабых мест. Например, если ребёнок интересуется футболом, ему можно предложить тематический текст, куда нужно вставить глаголы в нужной форме. Ко всему прочему такие задания расширяют словарный запас — ваш личный интерес заставляет вас изучать специальную лексику».

Задание, которое ученик с максимальной вероятностью будет выполнять летом, — это что-нибудь как можно более сильно отличающееся от обычных школьных упражнений. С математикой (если речь не о задачах) здесь не очень-то разойдёшься, зато у гуманитарных предметов — настоящий простор для творчества.

Летняя норма

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/iulia-pironea/14326556408/sizes/l)

«Одна моя ученица оказалась фанаткой костюмных фильмов, — делится Елена Леонидовна. — Мне пришлось несколько расширить свои знания об исторических костюмах, зато её это настолько захватило, что за лето она не только отшлифовала английский до блеска, но попутно ещё и подтянула историю. Гораздо интереснее «заходить» в предмет через ту дверь, которая тебе интересна».

Поэтому, прежде чем вы отправитесь к преподавателю с вопросом, чем занять ребёнка летом, поинтересуйтесь, как можно адаптировать эти задания с учётом сферы интересов чада. И главное — ни в коем случае не запугивайте его школой, в которой он «ничего не будет помнить». Вы и сами мало что помните из школьной программы — зато очень хорошо разбираетесь в предмете, который вам интересен.

Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/50542505@N08/8013066491/sizes/l

Мудрая сова 21 июня