Совсем скоро Первое сентября — день, когда на всех школьных линейках будут произноситься слова о важности образования, о формировании умов будущего поколения и о том, как ценны эти одиннадцать школьных лет для воспитания достойных граждан своей страны.
В ожидании будущих торжественных речей мы решили обсудить с преподавателями Ассоциации репетиторов роль школы в формировании этических воззрений учащихся и их представлений о морали.
Отдельный предмет
С 1 сентября 2012 года в программах школ Российской Федерации появился предмет “Основы религиозных культур и светской этики”. Из шести модулей, которые включает в себя предмет, лишь один посвящён непосредственно этике, остальные пять изучают основы мировых религий.
На изучение этих важных вещей у школьников есть две четверти (конец четвёртого класса и начало пятого).
51 час — столько времени отводится школьникам на изучение основ религиозных культур или светской этики.
Кому-то цифра может показаться вопиюще незначительной, кому-то — напротив: при внедрении нового курса в школьную программу было немало родительских протестов, общий смысл которых сводился к тому, что школа не должна заниматься религиозным образованием ребёнка. Компромисс как будто был найден: подходящий модуль (например, “Основы светской этики”) родители могут выбрать самостоятельно, основываясь на собственных взглядах.
А что думают об этом преподаватели?
“На мой взгляд, способность решать этические проблемы у школьников в первую очередь формируется на уроках литературы, — считает Сергей Романович, преподаватель математики, выпускник Московского физико-технического института. — Собственно, это и есть одна из задач художественной литературы - поднимать этические вопросы. Поэтому, вероятно на занятиях по литературе обсуждение вопросов этики могло бы быть вполне уместным”.
Лия Рифадовна, преподаватель обществознания, соискатель на степень кандидата философских наук, вполне однозначна в своих взглядах:
“Я считаю, этика вообще необходима как отдельная философско-познавательная и воспитательная дисциплина в школе. Задача преподавания этого предмета – помочь выработать социальную направленность поведения, опираясь на универсальные этические ценности, кристаллизированные многовековым моральным и философским опытом. Общеизвестно, что аморальное поведение является чрезвычайно дорогостоящей социальной проблемой, поэтому, полагаю, что этика вообще должна выступать главным объектом заботы и внимания всех уровней образования. Существует расхожее представление, что любой факт или истина, которая изолирована или удалена из широкого контекста, перестает быть правдой. В силу этого, если не включать в учебное пространство этику и дальше сохраняя этически нейтральное образование или, хуже того, смешать этику с богословием, то на базе чего мы ожидаем получить полноценного порядочного человека и достойного гражданина?
Нельзя требовать от молодого человека, чтобы он был моральным, если он не имеет знаний и представлений об этических нормах, принципах и ценностях, не способен различать добро и зло, правду от неправды, справедливость от несправедливости и т.д.
Я считаю, было бы оптимально так или иначе затрагивать этические аспекты на многих школьных предметах гуманитарного цикла. Это важно, поскольку человеческая мораль и поведение имеет решающее значение для всех сфер жизни общества. Исходя из этого, этическое знание должно стать одним из главных компонентов стратегии образования вообще”.
In My Humble Opinion
Объективность при обсуждении этики — конечно же, утопия: полностью беспристрастным может быть лишь компьютер, но едва ли кто-нибудь в здравом уме решит поручить этическое образование своего ребёнка компьютеру.
Однако есть и человеческий фактор — вещь куда менее предсказуемая, чем компьютерные технологии. В этом смысле поручать этическое образование школьника преподавателю — значит брать на себя определённые риски. Как же быть?
“Я думаю, что навязывать свои взгляды - непрофессионально, — подчёркивает Сергей Романович. — Однако, как и любой другой взрослый в жизни ребенка/подростка, преподаватель/учитель выступает в качестве образца поведения. И своим поведением, и в частности положительными его сторонами (уважительным отношением, готовностью помогать и договариваться, умением быть внимательным, проявлять эмпатию и сочувствие) преподаватель так или иначе может поучаствовать в формировании этических убеждений.
Кроме того, возможны ситуации, когда уровень доверия между учеником и учителем достаточно высокий и ученик сам обращается за помощью в разрешении этической проблемы. В такой ситуации учителю ничего не остается, кроме как искренне высказать свое мнение”.
Лия Рифадовна, в свою очередь, уверена: этика — не что иное, как связующее звено между образованием и воспитанием, а значит, в преподавании этики границы между “учить” и “воспитывать” стираются.
“Должны ли учителя транслировать свои взгляды? Прежде всего, хочется верить, что взгляды учителей не радикально разнятся с гуманистическими и этическими воззрениями. Сам статус учителя подразумевает, что, несмотря на возможные изменения социально-культурных предпочтений, он должен сохранять свой традиционно высокий духовно-нравственный образ.
Если учителя ставят своей задачей помочь детям усвоить этические идеалы, сориентировать в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности, привить чувство ответственности и т.п., то это невозможно сделать, сохраняя ценностную и эмоциональную нейтральность. Только эмоционально вовлеченный педагог способен вызвать высокие чувства, пробудить идеальные переживания и, соответственно, мотивировать своих подопечных на благородные проявления и поступки”.
По мнению Лии Рифадовны, вся человеческая жизнь от начала и до конца пронизана нравственными вопросами, и значит, этические категории — предмет, интересный школьнику в любом, даже самом раннем возрасте. И методов преподавать его — великое множество.
“Существует большое количество методов активного обучения, которые могут превратить этот образовательный процесс в своего рода увлекательное духовное приключение. Это ролевые игры, анализ ситуаций, игры-упражнения, философские размышления о нравственной стороне жизни, моральных дилеммах и конфликтах, использование невербальных форм общения и т.д.
В данном контексте очень важно развивать у детей эмпатию, сюжетное воображение как способность поставить себя на место другого человека, осмысленно воспринять его историю, понять, какие чувства и желания могут возникнуть у того, кто оказался в сложной ситуации морального выбора. Наряду с этим, необходимо расширенное применение в процессе обучения сократического метода, нацеленного на формирование критического мышления, умения самостоятельно думать, аргументировано спорить, не полагаясь только на шаблонные установки”.
Всепроникающая этика
Вполне резонный вопрос, который может возникнуть у любого здравомыслящего человека, — нужно ли уделять столько внимания тому, что кажется очевидным, более того — совершенно естественным? Ведь в состоянии же мы отличить чёрное от белого, почему бы не ожидать того же от детей и подростков?
Сергей Романович, к примеру, считает, что задача школьного образования — дать представление о законодательной стороне человеческого праксиса:
“В первую очередь школьное образование (в рамках предметов права или обществознания) может дать ребятам представления о законах (которые так или иначе связаны с этикой) и объяснить, как и почему они появились. Это уже снимет большую часть вопросов об этических проблемах. А остальное, на мой взгляд, выходит за пределы школьного образования и может быть приобретено человеком только по его собственной инициативе из разнообразных источников (в первую очередь из художественной литературы)”.
Лия Рифадовна уверена, что проблем, которые может решить этическое воспитание в школе, гораздо больше.
“Думаю, даже без скрытой иронии, можно сказать, что сама жизнь представляет собой этическую проблему.
Школьное образование в лице предмета этики безусловно может помочь в преодолении внешних и внутренних конфликтов личности ребенка. При этическом анализе (обыгрывании) реальных жизненных проблем, в частности, проблем взаимоотношений с людьми, происходит приобретение навыков, необходимых для понимания и разрешения сложных моральных ситуаций, управления эмоциями, проявления эмпатии и т.д."
Возвращаясь к теме эмпатии, особенно стоит выделить такое распространенное в школе негативное явление как буллинг (подробно мы писали о буллинге в одном из наших выпусков — прим. AR). Как известно, инициаторами буллинга часто являются не проблемные дети из неблагополучных семей, а довольно вежливые, воспитанные и преуспевающие в обучении подростки с задатками лидерства. Основное отличие таких детей – это их меньшая способность к сопереживанию и сочувствию. Для искоренения такого рода насилия формальные требования учителей не действуют. Нужны моральная оценка и, в целом, этический разбор ситуации, где лейтмотивом проходит вопрос: «Что бы вы чувствовали на его (её) месте?». И здесь роль этики естественно состоит в поддержании и развитии способности к эмпатии, формированию представлений о том, что все человеческие существа должны взаимодействовать друг с другом как равные, самоценные и достойные уважения.
"Этическое знание способно также помочь юному человеку в обретении смысла жизни, в поощрении идеальных стремлений к совершенству, справедливости, красоте, которые А. Маслоу относит к категории метапотребностей. Американский психолог отмечает, что при «авитаминозе» в удовлетворении высших потребностей возникают метапатологии – «болезни духовного… философского плана». С позиции гуманистической психологии проблемы неврозов у детей неразрывно связаны с этическими вопросами, ибо «каждый невроз представляет собой моральную проблему и обусловлен моральными конфликтами». Ввиду этого, осмысление подростками этических, моральных аспектов бытия человека в мире и осознание необходимости и возможности этичного поведения во многом освободило бы их от психологических конфликтов с собой и другими.
Таким образом, педагогическая задача современного образования состоит не только в том, чтобы информировать учащихся о накопленных человечеством знаниях, но и развивать навыки для этичного способа мышления и поведения, для принятия морально обоснованных, ответственных решений, конструктивного управления конфликтами, что в целом необходимо для продуктивной жизни в обществе”.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
10 августа 2017