Кандидат биологических наук. Работаю в Институте проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН. Автор 11 монографий и более 70 научных статей. Имею дополнительное психологическое образование, повышающее эффективность преподавания и гарантирующее персональный подход к каждому ученику с учетом его индивидуальных психологических особенностей. Успешный опыт научной, научно-организаторской и педагогической деятельности, в том числе опыт подготовки к поступлению в МГУ, МГМУ, МГПУ, РГАУ-МСХА, МИТХТ, МГПУ, РХТУ, РГГУ, МГГУ, МГОУ, РУДН, другие ведущие вузы биологической и химической направленности. Опыт подготовки к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ по биологии и химии, в том числе экспресс-подготовка. Опыт подготовки к Всероссийской олимпиаде, олимпиадам «Воробьевы горы», «Ломоносов» и др. по биологии и химии, углубленное изучение биологии. Ориентация на максимально высокие результаты сдачи экзаменов (ЕГЭ на 90—100 баллов). Владение современными методами проведения предметных тренингов и ускоренного обучения. Результаты моих учеников в 2023—2024 учебном году. Биология: 97, 97, 93, 91, 89, 85, 71 Химия: 97, 95, 93, 83, 76, 72
Дорогие друзья!
Если попробовать образно определить цель занятий, которые я провожу, то она предполагает не просто объяснить как попасть из точки, А в точку Б, но, и научить пользоваться картой и компасом. Ключевой особенностью моего преподавания является системный подход. Суть его в том, что обучение не ограничивается запоминанием необходимых фактов и формированием навыков проведения определенных шаблонных действий, которые, без сомнения, тоже важны. Главным является формирование умения самостоятельно выделять ключевые аспекты нового материала, анализировать уже известные данные, выявляя взаимосвязи и взаимозависимости между ними, выстраивая все в единую целостную систему знания. Как известно, логическая память у человека в несколько десятков раз эффективней механической памяти. Однако современные школьные учебники, и это касается практически любого предмета, до предела пересыщены фактическим материалом, который, как правило, преподается учителем бессистемно в виде набора сведений под лозунгом «Запомни, что это так, а почему — не твое дело». Но вызубрить огромное количество слабо связанных между собой фактов крайне тяжело, а в нервной обстановке экзамена что-то перепутать или забыть проще простого, тем более, что на экзаменах обычно как раз и ловят на незнании какой-либо мелкой детали. Да и с шаблонными навыками возникают трудности. Учили одному, а на экзамене задачку немного видоизменили. При этом ученик, привыкший не задумываясь выполнять типовую последовательность действий, часто не только правильно среагировать на это не может, но даже не осознает, что задача теперь чуть-чуть другая, и решать ее нужно чуть-чуть иначе.
Иными словами, я учу ребят не только биологии и химии, я учу их самостоятельно получать и усваивать новые знания, органично вписывая их в свою картину мира. Я учу учиться — важнейшему навыку, который необходим человеку независимо от избираемой им профессии. Этот навык не развивают в школе, но без него почти невозможно получить высшее образование, ведь в вузе объем нового материала будет еще большим, а найти репетитора для студента гораздо труднее, чем для школьника. Да и при подготовке к олимпиадам бездумная зубрежка не поможет. Ведь эта подготовка требует от ученика не только запомнить большой объем информации, но и уметь самостоятельно его обобщить, выстроить в определенную систему, проанализировать и сделать обоснованные выводы. Именно освоение этого навыка и дает парадоксальный побочный эффект от моих занятий, когда ученик вдруг, начинает демонстрировать успехи не только в биологии и химии, но и в физике, математике, истории, кроме того он помогает адаптироваться к учебе ребятам с различными нарушениями когнитивных функций и памяти. У меня есть опыт работы и с такими учениками. А еще подобный осознанный, вдумчивый подход к обучению делает его по-настоящему интересным, решая проблемы мотивации. Иногда интерес к предмету появляется не только у моих учеников, но и у их родителей, которые, порой тоже просятся посидеть рядом и послушать.
В своей работе я стараюсь максимально учитывать личностные и психологические особенности своих учеников, чему помогает полученное мной дополнительное образование в этой области. Ведь не секрет, что все мы немного разные. Кому-то необходимо рисовать картинки, другому требуется сосредоточенно прослушать объяснение, а третий никак не поймет материал, пока не сделает что-то своими руками, например сам слепит из пластилина модели молекул, демонстрирующие оптическую изомерию. Для одного ученика нужно рассказывать медленно и очень подробно, а другой от такого темпа речи заснет. Я уже не говорю о том, что ощутимо различаются как исходный уровень знаний ребят, так и скорость усвоения ими материала. Именно поэтому нет, и не может быть единой универсальной методики преподавания для всех подобно тому, как не может существовать единого универсального лекарства, помогающего абсолютно любому человеку. В связи с этим идеальным вариантом являются, конечно, индивидуальные занятия. Впрочем, у меня есть также большой и успешный опыт проведения занятий для двух учеников сразу или для небольших групп, Учитывая, что я не меняю стоимость своих услуг в зависимости от числа учеников, работа в группах может быть интересна тем, кто не имеет возможности оплачивать индивидуальные занятия.
И здесь мы подходим еще к одному важному вопросу, который касается стоимости занятий. Не стану повторять много раз высказанные утверждения о том, что дешевый репетитор это такой репетитор, который или сам себя оценивает очень невысоко, выставляя минимальные цены за свои занятия, или его невысоко оценивают ученики, отказываясь платить достойные деньги, так что репетитору остается довольствоваться только работой по минимальной ставке. Такому репетитору не хватает профессионализма, уверенности в себе или того и другого вместе. В любом случае результат работы с ним очевиден.
Остановлюсь на другом аспекте. Многие дешевые репетиторы фактически занимаются «вдалбливанием» знаний, заставляя ученика раз за разом выполнять типовые шаблонные упражнения. Конечно, такое обучение тоже со временем повышает скорость и точность выполнения тестов, но резко снижает мотивацию, а также не позволяет выполнять нестандартные задания и задания высокого уровня сложности. Ни о каком развитии способности к обучению в этом случае говорить, очевидно, тоже не приходится. Даже если такой ученик и поступает в вуз, нормально учиться там он, как правило, не может.
Несколько слов относительно используемых методических материалов. Сейчас в книжных магазинах и интернете имеется в продаже, а часто и в свободном доступе, огромное разнообразие учебников, презентаций, аудио- и видеоуроков, тестов, в том числе сборников реальных заданий и целых вариантов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиад разного уровня. Выбор того, что будет применяться в ходе занятий с данным учеником, определяется его текущим уровнем подготовки, психологическими особенностями, о чем я уже писал, а также целью занятий и интересами самого ученика. Здесь хочется остановиться на двух аспектах. Во-первых, основой для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ являются школьные учебники. Это определяется самой спецификой заданий, в которых постоянно встречаются отсылки к приведенным в этих учебниках примерам, а часто даже к отдельным фразам и картинкам. В связи с этим разного рода пособия, справочники, циклы лекций и т. д. могут и должны быть хорошим дополнением к этим учебникам, но заменить их не в состоянии. Во-вторых, не существует каких-то особых, сверхуникальных методических материалов, позволяющих быстро и без особого труда повысить уровень владения предметом. Наверное, в каждом из нас, еще с раннего детства, когда мы с удовольствием слушали волшебные сказки, сидит такое ожидание чуда. Вот только в реальной жизни это ожидание приводит к тому, что ученик практически отказывается от серьезной самостоятельной работы (да, да, занятия с репетитором самостоятельную работу не отменяют!), надеясь на приход доброго волшебника в виде суперрепетитора, которые взмахнет волшебной палочкой в виде своей уникальной и, конечно же совершенно секретной методики, после чего ученик немедленно станет отличником. Увы, так не бывает! Как я уже писал, создание единой для всех универсальной методики преподавания невозможно, а любая методическая находка в век интернета почти сразу же становится всеобщим достоянием. Кроме того любое новое знание, тем более навык, требуют от ученика его обязательного освоения (само слово «освоить» означает «сделать своим»). В общем, давайте помнить, что репетитор помогает, направляет, объясняет, но учится все-таки ученик.
Итак, жду Вас на своих занятиях.