Русский язык:
Хороший опыт подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. Развитие навыков правописания, написания сочинений. Повышение общего уровня грамотности. Отличное знание школьной программы. Выполнение домашних заданий, разбор правил, устранение пробелов. Развитие навыков анализа структуры языка.
Английский язык:
Я преподаю английский уже более 6 лет. Долгое время занималась частным преподаванием, работала с различными возрастными категориями: детьми дошкольного возраста, учениками младшей, средней и старшей школы, взрослыми. Сейчас, помимо этого, преподаю в онлайн-школе английского языка Scyeng.
Окончила филологический факультет МГУ по специальности «английский язык и литература»(профиль подготовки "Современные западноевропейские языки и литературы"). В преподавании делаю упор на то, как грамотно пользоваться языком в реальных ситуациях (на работе, в поездках, в личном общении). Не просто учу отдельным словам и правилам, а показываю, как эти слова сочетаются друг с другом, как строить из них фразы и предложения; даю студентам наиболее употребительные конструкции и выражения, чтобы при общении не возникало трудностей.
Подробнее о некоторых особенностях моего подхода:
В английском языке огромное количество устойчивых словосочетаний, выражений, конструкций и т.д., что налагает большие ограничения на сочетаемость слов. Именно поэтому для меня важно учить студентов не отдельным словам и грамматическим правилам, а показывать, какие именно фразы можно построить с помощью этих слов, и как затем из этих фраз с помощью грамматики построить предложение. Поэтому, когда мы со студентом изучаем то или иное новое слово, я сразу даю ему определенный набор коллокаций, в которых это слово чаще всего употребляется (этот набор варьируется в зависимости от уровня). В дальнейшем этот список пополняется для каждого слова. В противном случае студент, даже зная множество слов, не будет в состоянии грамотно употреблять их в речи, поскольку не будет знать, в каком контексте и с какими словами можно их использовать. Например, при изучении слова ‘walk’ (глагола и существительного) я даю такие коллокации, как ‘take a walk’, ‘go for a walk’, ‘walk down/up/along the street’, ‘walk up/down the stairs’, ‘walk around the town’, ‘walk out of the door/room’. Зная эти словосочетания, студент сможет как распознать это слово в потоке речи, так и грамотно использовать его самостоятельно. Далее я перехожу к уровню предложения, опираясь на пройденный грамматический материал: прошу студента перевести с русского на английский предложения, которые могут вызвать затруднения с точки зрения грамматики, но при этом будут очень полезны для речи: например, 'Shall we go for a walk?’ или ‘I enjoy taking long walks in the park (with my friends)’. Кроме того, я часто ввожу аналогичные коллокации, которые ученику легко будет запомнить вместе с уже изученной: например, по аналогии с take a walk мы можем сразу изучить и take a ride (проехаться), take a swim (поплавать), take a flight (полететь), etc.
В других случаях – при чтении, аудировании – я иду от коллокаций к отдельным словам и затем к другим коллокациям. Например, если в тексте или в аудиозаписи встречается фраза ‘to deal with complaints’, я выделяю целиком эту фразу, объясняю студенту ее значение, а затем перехожу к глаголу ‘to deal’ и привожу несколько других наиболее употребительных словосочетаний этого глагола с той же структурой: ‘to deal with a problem’, ‘to deal with a situation’, ‘to deal with a conflict’, ‘to deal with enquiries’. Таким образом у студента создается более целостное представление о данной лексеме и способах ее использования. Часто я также привожу синонимичные выражения, которые мы до этого уже изучали, например, ‘to handle/sort out/address a problem’.
Произношению на филфаке МГУ уделяется огромное внимание: нам ставили эталонное британское произношение, известное как RP (Received Pronunciation), которое распространено среди образованных людей Британии. В школе, однако, произношению не уделяют внимания вообще. Я стараюсь компенсировать этот недостаток, давая детям и подросткам, а также взрослым (по желанию) основы английского произношения (знакома также и с особенностями американского акцента). Не просто объясняю, как надо произносить тот или иной звук, а корректирую речь ребенка в реальном времени (например, всегда после произнесения учеником звуков ‘p’, ‘t’, ‘k’ напоминаю о том, что нужно сделать придыхание, или что в словах типа ‘cat’ надо открыть рот пошире).
Что касается школьной программы, у меня большой опыт сопровождения учеников как начальной, так и средней школы по школьной программе по учебникам типа Spotlight, Starlight, а также новой версии Starlight под названием City Stars. Также скажу о других учебниках, которые я использую в дополнение к школьным или в качестве основного пособия, если цели ученика не связаны со школьной программой, либо он взрослый.
В Scyeng, где я работаю, преподавание ведется на базе оксфордского методического комплекса New English File, который сейчас наиболее популярен среди преподавателей английского. В частном преподавании я использую этот учебник, а также, исходя из особенностей конкретного студента, могу привлекать и другие пособия: Cutting Edge, Headway, Opportunities (для средней и старшей школы). Помимо этого, я широко использую всю кэмбриджскую линейку English in Use для разных уровней: Grammar in Use, Vocabulary in Use, Collocations in Use, Idioms in Use, Pronunciation in Use. Для изучения и отработки грамматики прекрасно подходит также комплекс Round Up, зарекомендовавший себя за многие годы использования в школах. Также я знакома с большим количеством учебников по подготовке к IELTS.
Что касается детей, то здесь я отдаю предпочтение комплексу English World – очень красочные пособия от Longman. Иногда использую комплекс Excellent. Также я активно применяю различные распечатки по разным темам либо интерактивные задания в интернете.
Кроме того, я привлекаю большое количество аудио- и видеоматериалов: песни, мультики (от классического Muzzy in Gondoland до более современных анимационных роликов). Использование видеороликов также крайне продуктивно в обучении взрослых: мы со студентами регулярно смотрим и разбираем, например, кусочки из сериала Friends («Друзья»), где используется живой современный разговорный язык, причем разбор ролика строится именно на выделении полезных фраз и выражений, которые ученик в готовом виде сможет применить в своей речи. Часто я также использую познавательные видео на самые разные интересные темы (например, об отношениях, о работе, о мотивации, о жизни в Америке/Англии и т.д.)