Понятия логики и логического мышления используются повсеместно. С точки зрения логики мы оцениваем поведение, поступки, ситуации. Школьникам знание законов логики необходимо как в обычной жизни, так и в учебе. Именно логикой приходится руководствоваться, решая математические задачи или проводя анализ. Сегодня мы поговорим о логике как науке, рассмотрим основные ее понятия и законы, узнаем, как развить ее у ребенка.
Немного теории
Логика – это наука о формах и законах правильного мышления. Это один из разделов философии. В школе логика редко изучается как самостоятельный предмет. Как правило, основные ее законы включаются в разделы математики, и зачастую им не уделяется должного внимания. Однако прививать ребенку логическое мышление необходимо, ведь именно на него приходится опираться в решении задач, оценке ситуации, анализе данных и пр. Вот основные понятия логики:
- Суждение. Это такая форма мышления, в которой утверждается/отрицается что-либо. Суждения могут касаться какого-то предмета (его качеств, свойств) или отношений между несколькими предметами/явлениями. Примеры: у кошки четыре лапы; собака друг человека; если завтра будет хорошая погода, то мы пойдем купаться.
- Рассуждение. Это ряд суждений, относящихся к одному предмету/явлению, следующих друг за другом таким образом, что одно вытекает из другого. Благодаря рассуждению можно найти ответ на поставленный вопрос. Пример: Если бы шел дождь, то земля была бы мокрой. Но земля сухая. Значит, дождя нет.
- Умозаключение. Это такая форма мышления, в которой истинность некоторого суждения выводится из истинности других суждений (двух и более). Суждения, из которых вытекает умозаключение или вывод, также называются предпосылками. Пример: Все дети любят играть (первая предпосылка). Миша – ребенок (вторая предпосылка). Значит, Миша любит играть (вывод, умозаключение).
- Индукция или индуктивное умозаключение. Это умозаключение, идущее от частного к общему. Пример: А1 имеет признак В. А2 имеет признак В. Все элемента от А3 до Аn имеют признак В. Значит, все элементы множества имеют признак В.
- Дедукция или дедуктивное умозаключение. Это умозаключение, идущее от общего к частному. Пример: Все люди смертны. Аристотель – человек. Значит, Аристотель смертен.
Понятия и операции логики позволяют человеку получать новые знания, не опирающиеся на личный опыт.
Основные законы логики
Источник фото
Существует четыре основных логических закона:
- Закон тождества. Он гласит, что каждое истинное понятие о предмете, логическая мысль о нем должны оставаться неизменными и однозначными на протяжении всего рассуждения и вывода. Другими словами, если в начале рассуждения мы использовали предпосылку «Все люди смертны», то в конце рассуждения она не может измениться на «Некоторые люди смертны».
- Закон противоречия (непротиворечия). Два противоположных по смыслу суждения не могут быть истинными одновременно. Хотя бы одно из них обязательно ложно. Т.е. мы не можем начинать рассуждения с предпосылок «Все люди смертны» и «Не все люди смертны».
- Закон исключенного третьего. Два противоречащих друг другу суждения о предмете/явлении, взятом в одно и то же время и при одних и тех же условиях, не могут быть одновременно истинными. Правильным будет только одно из них, и при этом третьего не существует. Например, или «Все люди смертны», или «Все люди не смертны». При таких условиях мы может выбрать и принять за истинное только одно суждение.
- Закон достаточного основания. Любая мысль, суждение может быть признана истинной только в том случае, если имеет достаточное основание, т.е. обоснована. Т.е. делая умозаключение, мы должны опираться на суждения, которые уже проверены и признаны истинными, являются аксиомами. Например, долька лимона меньше целого лимона, потому что целое всегда больше части.
Задания на развитие логического мышления
Источник фото
Задания на логику могут быть самыми разнообразными: шуточные загадки, задачки с подвохом, головоломки, упражнения на отработку основных логических понятий. Мы рассмотрим разные типы заданий, которые можно предложить ребенку.
Суждение
Предложите школьнику вынести несколько различных суждений, которые являются аксиомами (т.е. истинны и не требуют доказательств). Они могут опираться:
- На личный опыт. На столе лежит книга. Яблоко зеленого цвета. Шоколад сладкий. И т.д.
- На знания, полученные в школе. Земля вертится вокруг солнца. В году 365 дней. Часть всегда меньше целого. И др.
Рассуждение
Упражнение на отработку рассуждений может предлагаться школьнику в двух видах:
- Свободное рассуждение. Предложите ученику порассуждать об окружающих предметах и явлениях. Например, во время прогулки можно затронуть тему осени: почему опадают листья, а птицы улетают на юг?
- Заданное рассуждение. Ребенку задается вопрос, ответ на который ему нужно найти в вашем рассуждении. Например: Мы не сможем сегодня пойти гулять. (Почему?) На улице мокро и сыро. А у нас даже нет зонта. Мы можем промокнуть и заболеть. (Ответ: потому что на улице идет дождь).
Умозаключение
Предложите школьнику ряд различных предпосылок, из которых ему необходимо сделать вывод. После того как школьник освоил это действие и перестал делать ошибки, необходимо попросить его самостоятельно придумать предпосылки и сделать умозаключения на их основе.
Аналогичные задания даются на отработку индуктивных и дедуктивных умозаключений с учетом их специфики. Также можно дать ребенку предпосылки, а потом спросить, по какому из этих двух типов делался вывод.
Примеры предпосылок:
- Все птицы – животные. Все воробьи – птицы. Значит?
- Некоторые уроки трудны. Всё, что трудно, требует внимания. Значит?
- Тем, кто лыс, расчёска не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос. Значит?
Занимательные задачки на логику
- Человеку не нужны глаза, чтобы видеть. Ведь если мы закроем правый глаз, то все равно видим, если закроем левый глаз, то тоже видим. У человека только два глаза, поэтому получается, что ни левый, ни правый глаз необязательны, чтобы видеть. Верно ли это суждение? Если нет, то в чем ошибка?
- После девяти стирок длина, ширина, высота кусочка мыла сократились вдвое от изначального размера. На сколько стирок хватит оставшегося мыла?
- Единственный сын отца плотника – сапожник. Кем приходится плотник сапожнику?
- Один рабочий способен построить дом за пять дней. А пять рабочих – за один день. Один корабль пересекает Индийский океан за пять дней. Значит, пять кораблей могут пересечь океан всего за один день. Где ошибка в данном рассуждении? Почему она возникла?
- Шуточная загадка: у фермера 8 свиней. 5 из них розовые, 2 – черные, а одна – бурая. Сколько свиней могут сказать, что у фермера существуют еще свиньи той же масти, что и они сами?
- Если к трехзначному числу приписать такое же число, то во сколько раз оно увеличится?
- Миша говорил неправду с четверга по субботу. А его друг врал с понедельника по среду. Однажды они одновременно произнесли: «вчера был один из дней, когда я говорил неправду». Что это был за день?
- У маленького мальчика спросили: «Сколько лет твоему отцу». «Столько же, сколько мне», — четко ответил малыш. Человек удивился, как такое возможно. Поэтому мальчик объяснил: «Мой отец стал моим отцом лишь тогда, когда я родился. До этого он им не был. Поэтому ему лет столько же, сколько и мне. Т.е. 5». Можно ли назвать данное утверждение верным? Почему?
- Закончи предложения:
- Тарелка – это посуда, потому что…
- Диван – это мебель, потому что…
- Воробей – это птица, потому что…
- Сорока умеет летать, потому что у нее…
- Математика – это наука, потому что…
- Из 12 счетных палочек собрали 4 квадрата. Убери 2 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
Источник фото
- Г-жа Роуз – богатая вдова. Она могла удовлетворить любую свою прихоть, но никогда не могла обмануть знаменитого сыщика Шерлока Холмса. Однажды она рассказала такую историю: «Было около трех часов утра, когда меня разбудил шум. Человек в маске стоял в моей комнате, направил на меня оружие и приказал, чтобы я не кричала. С ним были еще двое. Меня связали, заткнули рот и грубо бросили спиной на кровать, а эти ужасные люди пошли к моей шкатулке. Беспомощная, я наблюдала, как злодеи заполнили мешок драгоценными камнями. Я боялась и не смела предпринять что-либо, пока они были в моем доме. Но как только последний из них вылез, я закричала с призывом о помощи. К счастью, патрульный Кейси находился через квартал и услышал меня. Убегая от него, воры в спешке бросили драгоценности. Но страх будет со мной еще долго». Шерлок Холмс иронично улыбнулся и сказал, что эта история не может быть правдивой. Почему?
- Когда-нибудь человек обязательно прилетит на Марс. Саша Петров – человек. А это значит, что когда-нибудь он обязательно прилетит на Марс. Что не так в этом рассуждении? Почему его нельзя назвать верным?
- Чтобы получить оранжевую краску необходимо смешать желтую и красную краску в соотношении 6:2. У нас есть 3 г красной краски и 3 г – желтой. Сколько граммов оранжевой краски мы получим в этом случае?
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: