Все профессии нужны, все профессии важны…

Всего через несколько месяцев закончится очередной учебный год, а это значит, что выпускникам уже нужно определяться с дальнейшим обучением в колледже или ВУЗе и выбирать будущую профессию. Актуальным этот вопрос будет также и для учеников среднего и старшего звена. Ведь чем раньше школьник определится с направлением своей будущей деятельности, тем больше сил сможет направить на подготовку к ней.

Чтобы помочь ребенку осуществить выбор среди огромного количества различных трудовых направлений, была разработана целая система профориентации, элементы которой вполне успешно могут применять родители в отношении своих детей. Сегодня мы и расскажем о ней.

Профориентация: основные понятия

По статистике только одна треть будущих выпускников точно знает, чем будет заниматься после окончания школы. Но в большинстве своем ученики представляют свою будущую профессиональную деятельность весьма расплывчато, затрудняются в выборе какого-то одного направления и не могут точно сказать, кем хотят быть. Часть из них склоняется к какому-то роду деятельности, но испытывает сомнения в его отношении. На помощь в данных случаях придет профориентация (профессиональная ориентация) – система мер, направленных на помощь школьникам в выборе профессии.

Все профессии нужны, все профессии важны…

Картина «Школьник выбирает профессию». Источник фото

В идеале профориентация должна проводиться в комплексе. Важную роль здесь играют педагоги, психолог и родители. К сожалению, во многих школах этому вопросу не уделяется должного внимания, и помощь школьникам в профессиональном самоопределении осуществляется на низком уровне или не осуществляется вовсе. Поэтому очень значительна роль семьи, которая может направить школьника в нужное русло, разрешить его сомнения и позволить сделать уверенный выбор.

Выбираем направление деятельности

Если школьник еще не определился с направление будущей деятельности, то необходимо сориентировать его в огромном многообразии различных профессий и помочь определиться с окончательным выбором. Для этого существует несколько способов.

Игра «Назови профессию»

Эта игра направлена на определения уровня ориентированности школьника в существующих профессиях. Нужно дать ребенку лист бумаги и попросить написать все профессии, которые ему известны, на какие-то определенные буквы (чаще всего, даются «М», «П» и «С»). Если ученик называет 17 и более специальностей, то это говорит о довольно высоком уровне ориентированности. Если же названных профессий менее 17, то необходимо ознакомить будущего выпускника с их разнообразием. Помогут в этом «Ярмарки профессий», энциклопедии специальностей, рассказы взрослых и пр.

Информирование

Важную роль в информировании играют ВУЗы и другие учебные заведения, которые проводят дни открытых дверей, распространяют свои брошюры и пр. Если в Вашем городе проходит «Ярмарка профессий» или выставка учебных заведений, то ее необходимо посетить по двум причинам:

  1. Ребенок ознакомится с многообразием профессий.
  2. Ученик узнает, какие учебные заведения есть в городе и на каких условиях они осуществляют прием.

Также в информировании может помочь специальная литература (например, энциклопедии), беседы с родителями, педагогами, психологами и представителями различных профессий (это могут быть приглашенные гости в школе, друзья семьи, знакомые и родственники и т.д.).

Ответы на вопросы

Чтобы понять, чем хочешь заниматься в будущем, необходимо нарисовать образ профессии. Сделать это можно, ответив на ряд вопросов:

  • Что бы я хотел на работе? (Например, руководить, создавать, рассчитывать и т.д.)
  • Подвижная или сидячая работа мне по душе?
  • Мне комфортнее работать с людьми/документами/машинами/животными?
  • Я хотел бы в процессе работы организовывать/исполнять?
  • Я бы хотел выполнять работу собственными руками, при помощи машин/техники?

Список подобных вопросов может быть абсолютно различным. Главное, чтобы школьник был заинтересован в этой работе, а не отвечал на вопросы «на отвяжись». Если ответы будут достаточно продуманными, то это позволит сориентироваться в основном направлении.

Все профессии нужны, все профессии важны…

Источник фото

Основные направления профессий

Существует пять основных направлений специальностей:

  1. Человек-человек. Такие профессии связаны с постоянным взаимодействием с людьми. Это может быть воспитание и обучение (учитель, воспитатель), медицинское и бытовое обслуживание (врач, няня, продавец, библиотекарь), защита (работа в правоохранительных органах) и др. Для профессий этого направления важно умение общаться с людьми, быстро вступать в контакты, сдерживать собственные эмоции, а также доброжелательность, отзывчивость, выдержка и т.д.
  2. Человек-природа. Подразумевают любую работу, связанную с животными и/или растениями: ветеринар, биолог, агроном и пр. Для этих профессий важно воображение, наблюдательность, аккуратность, научная направленность, терпеливость, умение работать в одиночку.
  3. Человек-техника. Это вариант для тех, кто предпочитает работать с техникой, постоянно что-то разбирает, чинит, стремится узнать, как устроено то или иное устройство, любит чертить и проектировать. Сюда относятся такие профессии, как слесарь, монтажник, радиотехник, оператор и пр. Для них важна хорошая координация движений, наблюдательность, аккуратность, точность, ловкость.
  4. Человек-знаковый образ. Это профессии, связанные со схемами, чертежами, цифрами, таблицами: бухгалтер, программист, конструктор, инженер, редактор и др. Успешно овладеть ими поможет хорошая память, способность длительно концентрировать внимание на одном предмете, точность, аккуратность, усидчивость, развитое логическое мышление.
  5. Человек-художественный образ. Данная направленность хороша для артистичных, талантливых, креативных, творческих людей. Это артисты, актеры, художники, музыканты и пр. Чтобы овладеть одной из этих профессий, необходимо иметь талант, стремление создавать что-то новое, нестандартный подход к жизни, креативность.

Существуют тесты, которые помогут определить, какая направленность ближе для ребенка. Вот один из них. Однако следует помнить, что склонность к тому или иному направлению еще не определяет будущей профессии, а лишь помогает сориентироваться в их многообразии и понять, какая область ближе для человека.

А правильный ли выбор я сделал?

Нередко возникают ситуации, когда будущий выпускник уже сделал выбор, но он сам или его родители сомневаются в нем. Чтобы разрешить эти сомнения и избежать разочарования в выбранной специальности в будущем, нужно заранее рассмотреть все ее аспекты.

3 неприятных момента

Ученики часто склоняются к конкретной профессии только по какой-то одной причине (например, престижность, такая же профессия у родителей и др.) и не рассматривают ее полностью. Поэтому необходимо обратить внимание будущего выпускника на возможные отрицательные стороны специальности. Пусть ребенок возьмет лист бумаги, подумает и напишет, какие три неприятных момента могут возникать в процессе осуществления выбранной деятельности. Если эти моменты хорошо осознаются и принимаются, то профессия выбрана достаточно осознанно.

Плюсы и минусы профессии

В любой профессии существуют свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки, на которые нужно обращать внимание. Если школьник действительно заинтересован в выборе и готов анализировать его, то нужно поделить бумажный лист на две части и попросить его написать все «+» и «-» профессии. Сравнение этих характеристик позволит будущему выпускнику заключить, стоит ли тратить свои силы на выбранную деятельность.

Какие качества необходимы

Чтобы достичь успеха в каком-то роде деятельности, необходимо обладать определенными качествами. Личностные характеристики чрезвычайно важны при выборе профессии и иногда могут препятствовать освоению какой-либо специальности. Например, хороший врач должен быть добрым, отзывчивым, доброжелательным, аккуратным и тактичным, выносливым в физическом и эмоциональном плане, должен уметь общаться с людьми и скрывать при необходимости свои эмоции. Подобным образом можно рассмотреть любую профессию, выделить главные качества, необходимые для нее. При этом важно, чтобы школьник мог честно ответить себе, обладает ли он этими качествами, и если нет, то может ли их развить.

Практическая сторона вопроса

Погружение в будущую профессию как нельзя лучше сможет показать, чего ожидать от выбранной деятельности, и позволит понять, насколько она подходит тому или иному ученику. Такие возможности предоставляют:

  1. Различные подготовительные курсы и кружки при учебных заведениях
  2. Стажировка (работа на общественных началах, помощь родным и знакомым и пр.)
  3. Тесное общение с представителями выбранной профессии

Возможность такой практики можно обсудить с педагогом, уточнить в определенном учебном заведении или попросить помощи знакомых, обладающих данной профессией.

Еще один важный совет родителям. Не стоит навязывать ребенку какую-то определенную профессию и давить на него, заставляя пойти в какой-то ВУЗ или другое учебное заведение. Школьник должен сделать выбор добровольно и осознанно. В противном случае можно потерять время и деньги на обучение, которое ребенок может бросить, или получить специалиста, который не любит свою работу.

Все профессии нужны, все профессии важны…

Источник фото

Чтобы обучение доставляло удовольствие, и будущая профессия была по душе, нужно предоставить ребенку возможность выбора и активную, но не навязчивую помощь. Также необходимо рассматривать альтернативные варианты того, куда можно поступить и чем заняться на случай, если обучение по основному выбранному направлению окажется по какой-то причине недоступным.

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 05 февраля 2015