Время креативности: как ее развить?

Считается, что творчество и креативность присущи только талантливым людям, связанным с искусством. Но на самом деле это далеко не так и развить в себе эти качества может каждый. Особенную пользу различные упражнения и задания на креативность принесут в том случае, если давать их ребенку. В данной статье мы подробнее рассмотрим, что такое креативность и как ее развивать.

Креативность и творчество: теоретические моменты

Креативность (творчество, творческость) — это способность человека находить принципиально новые решения, генерировать новые и необычные идеи, мыслить нестандартно. Под этим понятием подразумевается все, что связано с созданием чего-то ранее несуществующего, т.е. то, что мы называем искусством. Но и умение найти «не штампованный» подход к проблеме, сгенерировать что-то интересное, используя неспециализированные или скудные средства/ресурсы, с уверенностью можно назвать склонностью к творческому мышлению.

Время креативности: как ее развить?

Источник фото

Креативность тесно связана с воображением и способностью к фантазированию. В этом отношении очень ярко она проявляется у детей. Ее пик приходится на 3,5-4,5 года: в этот период дети активно осваивают мир, фантазируют и выдумывают всевозможные новые способы достижения своих целей, новые игры и прочее. Высока творческость и в первые три года обучения в школе, затем несколько падает и снова возрастает в подростковый период. В эти моменты очень важно поддержать креативный настрой, развить его.

Почему важно развить креативность и творчество? Эта способность позволяет находить выход из самых сложных ситуаций. Ребенок, а потом и взрослый, умеющий мыслить нестандартно, более позитивно смотрит на мир, а учебные и жизненные задачи не вызывают особых трудностей. Он способен выдавать новые интересные идеи, которые могут стать очень ценными, востребованными. Без креативности не было бы хорошей рекламы, без способности взглянуть на мир под новым углом — и трети известных изобретений, начиная от лампочки и заканчивая смартфоном. И при этом в той или иной степени она присуща каждому человеку и каждый может ее развить. Для этого существуют различные упражнения и советы.

Время креативности: как ее развить?

Вот где начинается креативность… Источник фото

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Быть креативным и уметь по-новому взглянуть на вещи очень полезно и прибыльно. Например, на тот момент как Альберт Слоун возглавил «Дженерал Моторс», компания почти обанкротилась. Но благодаря творческому мышлению нового руководителя не только избежала этой участи, но и достигла новых высот. Именно он предложил и внедрил идею о том, что не обязательно сразу оплачивать автомобиль полностью, чтобы владеть им. Альфред Слоун первым предложил продажу машин в рассрочку, что и спасло компанию. А сама идея настолько прижилась, что до сих пор успешно применяется.

Определяем уровень развития креативности

Не всегда креативность, особенно у ребенка, можно заметить невооруженным глазом. Это качество связано с интеллектом, но не определяется им полностью. Школьные отметки малоинформативны в данном вопросе, но существуют некоторые несложные задания, с помощью которых можно проверить, на каком уровне развития находится креативность. И хотя данные задания в большей степени рассчитаны на детей, пройти их может и взрослый человек.

Задание 1. Применение предмета

Необходимо перечислить максимальное количество способов применения предмета, которые отличаются от стандартных. Например, газета, картонная коробка, доска и др.

Проверка. Чем больше количество вариантов, тем выше креативность. Однако при этом следует учесть:

  1. Соответствие заданию. Варианты должны быть отличными от стандартного применения, например, стандартное применение газеты — получение новой информации, нестандартное — подстилка для хомяка. Также важно, чтобы ответы были адекватными, соответствовали реальности. Т.е. ответ «газету можно использовать для полета в Космос» можно назвать оригинальным, но о креативности он свидетельствовать не будет, так как в реальной жизни это невозможно.
  2. Категорию ответа. Каждый ответ можно отнести к определенной категории. Например, создание чего-то нового (склеить из газеты игрушку, выполнить аппликацию и пр.), использование в строительной сфере (закрыть окна, клеить под обои и др.). Чем больше категорий, тем выше креативность.

Задание 2. Придумать слова

Необходимо придумать как можно большее количество слов, заканчивающихся или начинающихся на определенный слог. Например, придумай слова, начинающиеся на слог «ка»; заканчивающиеся на слог «са”; содержащие в себе слог «ма» и др.

Проверка. Чем больше слов, тем выше креативность. Однако нужно учитывать только существующие слова, а однокоренные относить в одну группу и не считать за новые слова.

ПРИМЕЧАНИЕ. Как правило, данный тест используют для детей 5-8 лет. Для более старшего возраста можно использовать модификацию: дать длинное слово, из букв которого нужно составить как можно больше слов. Критерии проверки аналогичны.

Задание 3. Чем закончится

Необходимо перечислить возможные последствия какой-то ситуации. Например, что будет, если животные научатся говорить как люди?

Проверка. Чем больше ответов, тем выше креативность. При этом важно исключать схожие последствия и считать их за один ответ.

Развитие креативности

После того как Вы определили уровень креативности у своего ребенка или у себя и решили, что его необходимо скорректировать, можно переходить к непосредственным действиям по его повышению.

Уверенность в себе — залог успеха и креативности

Психологи доказали, что уверенные в себе люди боле креативны. Дело в том, что они не боятся своих идей, чаще высказывают их и предлагают новые пути решения. Чтобы поощрить в ребенке творческую жилу, нужно:

  1. Советоваться с ним и прислушиваться к его мнению. Благодаря этому малыш-дошкольник, подросток или юноша будет чувствовать себя значимым и не станет бояться высказывать какие-то необычные мысли и идеи.
  2. Часто беседовать с ребенком. При этом важно давать ему различные загадки и ситуации, в которых необходимо подумать.
  3. Применять на практике высказанные ребенком идеи. Конечно, не все идеи возможно воплотить, но если уж возможно, то старайтесь не упускать такой шанс. Практическое применение и результат — лучший стимул к дальнейшему генерированию идей.

Ежедневная доза идей

Отличным тренингом креативности станет домашняя игра, по правилам которой нужно ежедневно выдавать какую-то порцию интересных идей, касающихся какого-то вопроса (обучение, игра, работа и пр.). Важно, чтобы в эту игру был вовлечен как ребенок, так и родители. Например, каждый вечер/утро собирайтесь вместе и обсуждайте новые идеи. Стоит записывать их, разбирать плюсы и минусы.

Поиск новых вариантов

Это упражнение подойдет для тех, кому нужно довольно длительное время добираться до места учебы/работы. Изобретайте (или давайте такое задание ребенку) каждый день новый маршрут, пока не исчерпаются все варианты. После этого можно разрабатывать новые пути для какого-то другого маршрута (например, до магазина) или качественно изменить задачу.

Ассоциации

Игра в ассоциации — это отличный вариант для тренировки мышления и креативности. И самое главное, играть в нее можно в любом месте, в любое время, с кем-то или в одиночку. Просто возьмите слово и придумайте к нему как можно больше ассоциаций они могут быть абсолютно любыми. Например, обезьяна — банан, зоопарк, цирк, эволюция, смех и пр.

Предположения

В эту игру лучше всего играть семьей/компанией. Возьмите самый обычный факт, например, в ресторане есть меню. Теперь сделайте абсолютно противоположное предположение — в ресторане нет меню. А теперь подумайте, как можно было бы воплотить в жизнь такую идею — создание ресторана, в котором не бывает меню. Запишите все возможные варианты и рассмотрите их со всех возможных сторон (предпринимателю на заметку: из такой идеи может родиться целый бизнес :).

Совершенствуем предметы

В эту игру также лучше всего играть семьей. Возьмите самый обычный предмет, например, отвертку. Рассмотрите ее со всех сторон и выпишите все ее характеристики и признаки: стальной стержень, деревянная/пластиковая ручка и др. А теперь попробуйте взять отдельное свойство и усовершенствовать его.

Время креативности: как ее развить?

А что бы придумали Вы? Источник фото

Советы напоследок

У каждого ребенка и взрослого есть свой способ подходить к решению проблем. Одни привыкли применять уже известные решения, другие постоянно ищут новые. Но даже если человек склонен к первому варианту, это не значит, что он лишен креативности. В ее развитии помогут приведенные выше игры и упражнения, однако при этом очень важны три критерия:

  • Уверенность в себе. Как уже отмечалось, только уверенный в себе человек способен генерировать новые идеи, высказывать их и воплощать.
  • Регулярность. Единожды выполненные упражнения принесут немного толку. Чтобы они принесли свои плоды, они должны войти в привычку и выполняться регулярно.
  • Сложность. Если задание вызывает особую сложность, то Вы на верном пути. Не бросайте его! Если какая-то задача не решается, отложите ее, но обязательно вернитесь к ней позднее. Также необходимо усложнять игры и упражнения по мере того, как выполнять их становится все проще.

И самое главное, не забывайте, что упражнения не принесут толку, если навсегда останутся для Вас или Вашего ребенка просто игрой. Креативность вполне поддается «дрессировке». Но для того чтобы новые и интересные идеи начали рождаться спонтанно, необходимо перенять новый способ мышления — способ, который задействуется при выполнении приведенных упражнений.

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 26 февраля 2015