Мечтам о том, как было бы здорово, если бы в сутках было 27 часов (а лучше тридцать), а в неделе — восемь дней, вряд ли когда-нибудь суждено стать реальностью. Это плохая новость. Хорошая — в том, что, грамотно взявшись за организацию собственного времени, можно без преувеличения творить чудеса.
Что нужно знать об организации собственного времени учащимся — и нужно ли вообще? Должны ли планировать время ребёнка родители — или это его обязанность? Как научить управлению временем? Сегодня обсуждаем эти вопросы нашими c преподавателями Юлией Сергеевной и Александрой Викторовной.
Сам себе хозяин
Словосочетание “планирование времени” кажется чем-то из мира взрослых — слишком официальное, слишком деловое, слишком не похоже на всё, что обычно ассоциируется с “детскими” обязанностями. Школьного расписания уже как будто достаточно: есть время для уроков, а есть время для самоподготовки и отдыха. Единственное, что здесь можно было бы спланировать — как поменьше потратить на “домашку” и побольше — на всё остальное.
Такая структура позволяет родителям не очень беспокоиться насчёт организации времени ребёнка — были бы сделаны задания, остальное неважно. Навык планирования считается встроенным по умолчанию. Чаще всего к подростковому возрасту такое отношение даёт о себе знать: новые занятия (будь то подготовка к вузу или всепоглощающее хобби) занимают больше времени, чем обычно, и выработанная годами схема здесь уже не работает.
“Большинство учеников, к сожалению, не планируют собственное время. В лучшем случае за них это делают родители”, — отмечает Юлия Сергеевна, преподаватель русского и английского языков, окончившая Государственную академию славянской культуры.
Источник фото
Авторы книги “Ваш ребёнок может всё” Пэг Доусон и Ричард Гуар уверены: научить ребёнка организовывать время — не только обязанность родителей, но и одна из самых полезных вещей, которые они могут ему дать. Обучить этому несложно. А чтобы оценить пользу, можно проанализировать собственный график: как много вы успеваете и как много могли бы, если бы лучше управлялись с планированием? Возможно, упражнения на тайм-менеджмент окажутся для вас не менее полезны, чем для вашего школьника.
Цели и задачи
Педагог-психолог Надежда Болсуновская специально занималась вопросом детской самоорганизации. Её опыт позволяет говорить о том, что проблема отнюдь не надумана: многие родители подмечали одни и те же сложности у своих детей.
- растрата времени впустую (до 36 часов в неделю);
- откладывание уроков “на потом” (или вообще невыполнение их вовсе);
- невозможность занять себя в свободное время иным способом, кроме телевизора и компьютерных игр
- огромная часть времени проводится за компьютером;
- плохая концентрация, постоянные отвлечения на посторонние дела;
- отсутствие режима дня;
- нехватка времени на отдых.
“Нагрузка на детей в школе довольно большая, — считает Александра Викторовна, выпускница факультета биологии МГУ. — Большую часть времени (в том числе и свободного) им приходится проводить в занятиях”.
В целом с этим сложно не согласиться, но обширная школьная программа не отменяет того, что школьники в большинстве своём не умеют планировать своё время.
Источник фото
“Для того чтобы у учеников было стремление планировать свое время, у них должны быть четко поставленные цели и желание их достигать. Часто у учеников не бывает желания делать, например, домашнее задание. Возникает сопротивление, которое мешает запланировать и сделать его. Стоит выяснить причины этого состояния и устранить их, тогда с планированием не будет проблем. Главное — желание и мотивация”, — подчёркивает Юлия Сергеевна.
Действительно, мотивация никогда не бывает лишней. Разберёмся с самым главным вопросом: чему мы хотим научиться, когда говорим о самоорганизации?
- Планировать заранее
- Фокусироваться на длительные промежутки времени
- Рационально использовать время
- Контролировать свои эмоции
- Решать проблемы самостоятельно
Как можно научить этому? Какие инструменты для этого нужно использовать?
Попробуем разобрать несколько принципов.
Основы основ
Первое, чему нужно научить ребёнка (и в этом сходятся все, кто так или иначе пишет о планировании) — расстановка приоритетов.
Юлия Сергеевна предлагает использовать для этого ставший уже классическим инструмент — так называемую матрицу Эйзенхауера.
“Смысл её в том, что вначале каждое дело или задачу оценивается по приоритетности и определяется в одну из четырех групп:
A — Важное и срочное
B — Важное и не срочное
C — Срочное, но не важное
D — Не срочное и не важное
А дальше для них выделяется определенное время. Нужно записать эти дела в ежедневник, а лучше нарисовать красочный план дел с главным призом в конце. Их выполнение можно превратить в увлекательную игру”.
Источник фото
Разумеется, игровая форма всегда предпочтительнее — и, что немаловажно, она одинаково хорошо работает как для детей, так и для подростков. Расстановку приоритетов можно попытаться уложить в определённый промежуток времени, используя для этого таймер или песочные часы. Первое время составлять списки дел нужно вместе — притом в качестве примера для такого списка можно использовать даже дела по дому.
Режим? Режим!
Дети и ограничения — два прямо противоположных друг другу явления? Как бы не так. Доусон и Гуар, посвятившие исследованию детской психологии больше тридцати лет, заявляют: режим дня — совершенно необходимая вещь. И главное её назначение — упрощать жизнь, а не усложнять её.
Казалось бы, строгие временные рамки должны сковывать творческие порывы? Совсем наоборот: отсутствие привычного уклада (или постоянное его нарушение) вызывает у ребёнка повышенную тревожность. Без стабильности он не чувствует себя в безопасности, и гораздо больше ресурсов тратится на то, чтобы просто успокоиться и привести себя в “рабочий” режим.
Самый простой (и самый эффективный способ) приучить ребёнка к режиму дня — выполнять его самому. Это можно делать, например, во время совместной готовки — комментируя последовательность действий или обсуждая планы на послеобеденное время. Тогда необходимость взяться за подготовку домашних заданий (скажем, ровно в пять) не будет неожиданностью, а со временем войдёт в привычку.
Источник фото
Необходимые и достаточные
Ещё одна важная вещь, которой важно научить школьника, — умение создать правильную обстановку. И это касается в равной степени как учёбы, так и отдыха.
“Обстановка” — это не только звуки и предметы, но и внутренний настрой. Поэтому первое, что нужно сделать, берясь за любое новое дело — проверить, как обстоят дела внутри. Дэвид Аллен, автор легендарной книги Getting Things Done, сформулировал основной принцип “прочистки мозгов”: все дела, которые “держатся в уме”, мешают этому уму работать. Так что список дел в нашем случае — действительно панацея. Лист бумаги и карандаш способны творить чудеса — дело, записанное в список, больше не отвлекает от выполнения текущего (а нам только того и надо!). Кстати, справиться с внутренней разболтанностью помогает и медитация (об этом мы писали подробно в выпуске “Как бездельничать со знанием дела”.
Источник фото
Разобравшись со внутренним состоянием, можно переходить и к диагностике внешнего. Несколько нехитрых приёмов, помогающих сосредоточиться:
- Беззвучный режим телефона (при желании/наличии силы воли можно сменить его на авиарежим или вовсе отключить телефон)
- Рабочее место. Стол или парта — то, что привычно ассоциируется с учёбой, поэтому всё, что требует сосредоточения, лучше делать именно за ними.
- Телевизор или радио — нет, нет, нет и нет. В качестве “фона”, если он необходим, отлично подойдёт классическая музыка. Попутно можно неплохо поднатореть в узнавании классиков на слух.
- “Я занят”. Быть занятым — отнюдь не привилегия взрослых. Приучите ребёнка просить не беспокоить его, если он чем-то занят — в первую очередь это касается телефонных звонков от однокашников и друзей.
Как почувствовать время?
Насколько абстрактны для вас десять минут? Что можно успеть за этот промежуток времени? Это кажется очевидным до тех пор, пока мы не вспоминаем о том, что речь идёт о школьнике.
Для того, чтобы улучшить восприятие временных промежутков, можно опять-таки попробовать упражнение с таймером. Пять, десять минут — выберите любой интервал, подходящий для того, чтобы решить какую-нибудь задачу (например, собрать рюкзак). Засеките время и позвольте ребёнку справиться с заданием. Когда оно будет выполнено, проверьте результат и обсудите его: получается ли уложиться в установленные рамки?
Источник фото
Это на первый взгляд элементарное упражнение, как правило, действует на детей совершенно волшебным образом: многие вещи, казавшиеся дотоле невыполнимыми, на поверку оказываются простыми, стоит их должным образом спланировать.
При этом хорошо бы учитывать принцип чередования деятельности: домашнюю работу по разным предметам хорошо перемежать пятнадцатиминутными перерывами. Чем занять эти перерывы? Составьте вместе с ребёнком список “пятнадцать дел на пятнадцать минут” и повесьте его на видное место — так к нему будет удобно обращаться в любое время.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
04 марта 2016