Если попросить родителей современных школьников перечислить главных врагов учёбы, первое место, вероятно, займут гаджеты. А вот на втором окажется куда более традиционная лень: мать всех пороков, вездесущая, всепроникающая и всепоглощающая. Правда ли, что лень — главный противник “нужных” занятий? Откуда она берётся, зачем она нужна, нельзя ли обойтись без неё совсем? Почему до сих пор не изобрели таблеток от лени? Сегодня пытаемся понять, откуда же растут ноги у этого странного явления.
Уроки биологии
Было бы наивно думать, что человеческое поведение — исключительно продукт нашей культурной эволюции. “С точки зрения биологии лень — это чрезмерная реализация принципа экономии энергии”, — считает биолог Дмитрий Жуков, специалист по физиологии человека. Пристально изучая поведение животных, учёные вывели нехитрую закономерность: всё живое стремится оптимизировать расходы на добывание энергии. Иными словами, всё, чему нужно питаться, старается получить как можно больше, затратив на это как можно меньше сил.
Источник фото
Проявление этого принципа можно разглядеть даже в таком, казалось бы, лиричном моменте, как пение птиц на заре. К величайшему разочарованию романтиков, звонкое чирикание — не приветствие нового дня. Дело в другом. Условия для охоты на заре для птиц не самые выгодные:
- во-первых, плохая видимость,
- во-вторых, истощённые силы (большая синица, к примеру, за ночь теряет 10% своего веса)
Утренняя перекличка на деле оказывается всего-навсего проверкой освободившихся кормовых участков: некоторые из них за ночь освободились из-за того, что часть птиц не дожила до утра. Зная всё это, вряд ли кто-нибудь стал обвинять птиц в бесполезной трате времени на бесполезное же занятие. Конечно, использовать этот образ для объяснения поведения человека — несколько самонадеянно, но мы пойдём другим путём: попробуем посмотреть на него как на метафору. Для начала примем простейший тезис — “лень — это способ оптимизации баланса энергозатрат”.
Для чего всё?
Слово, завоевавшее бешеную популярность за последние годы, — “мотивация”. Орды коучей уверяют нас: мотивацией можно решить все проблемы. До каких границ простирается всемогущество мотивации, нам, видимо, не узнать. Посмотрим на факты. Исследования социальных психологов Гоффа и Аккермана, проводившиеся в 1997 году, должны были выявить корреляцию уровня IQ со степенью мотивированности испытуемого. Результаты показали следующее:
- плохие результаты теста могут быть следствием как слабо развитого интеллекта, так и низкого уровня мотивации;
- серьёзный побудительный мотив способствует резкому повышению количества решённых заданий;
- материальная заинтересованность “повышала” уровень IQ абсолютно у всех участников исследования, особенно у тех, чей IQ изначально был ниже остальных.
Иными словами, мы ленимся (читайте: оптимизируем баланс энергозатрат), когда маячащая перед нами перспектива не кажется нам стоящей того, чтобы ради неё прикладывать усилия.
Источник фото
Применительно к учёбе это может создавать определённые проблемы, и здесь самое время задуматься о том, как и чем вы мотивируете своего школьника (студента). Способов мотивации существует множество, мы здесь не будем разбирать их подробно, отметим лишь, что для каждого работают свои методы — кому-то достаточно добавить игровой элемент в выполнение домашнего задания, с кем-то лучше всего договариваться о “вознаграждениях” (в виде дополнительного времени вне дома), etc. Совет: если вы пользуетесь услугами частного преподавателя, обсудите с ним этот момент — результаты не заставят себя ждать.
Страх, да и только
Ещё один механизм, “выключающий” желание приниматься за учёбу — страх. (К слову сказать, этот пункт в огромной степени касается взрослых, которым “лень” чаще всего из-за страха смены привычной среды и уклада.) Страх обычно бывает связан с негативным опытом в прошлом (плохо написанная контрольная, неудавшееся выступление у доски, конфликт с учителем) или же с опасениями о том, чем всё может обернуться (если речь идёт о новой теме, новом предмете или не встречавшемся раньше типе задания).
Источник фото
Лень, возникающую в результате страха, распознать довольно просто — она очень похожа на ступор. “Лечить” её подбадриваниями можно, но не очень эффективно и всегда есть шанс столкнуться с негативной реакцией со стороны ребёнка. Лучшее, что можно сделать в этом случае, — совместно спрогнозировать трудности и придумать, как с ними справиться. Что будет, если это не получится? А если получится? Сами по себе эти прогнозы — по большей части терапевтическое занятие, самое важное в нём — погрузить учащегося в ситуацию “после” и дать время, чтобы её принять.
Режим экономии энергии
Выверенное по часам расписание — не самый часто встречающийся атрибут учащихся: как правило, за пределами школы график растекается в непонятных направлениях. Три самых популярных следствия такого расписания —
- неправильное питание;
- недостаточное количество сна;
- нерегулярная физическая активность (если таковая вообще присутствует).
Хорошая новость: если какой-то из этих пунктов (или все сразу) становятся частыми гостями, то мнимая лень вашего школьника — просто экстренный способ справиться со стрессом. Организму банально не хватает ресурсов для того, чтобы обеспечить себя на самом базовом уровне — и он переходит в своего рода режим спячки, временно игнорируя слишком энергозатратный процесс обучения.
Источник фото
“Лечить” такую лень нужно самыми простыми и всем известными способами. Во-первых, любыми силами организовать 7-8 часов сна. Во-вторых, пристально присмотреться к тому, чем питается “ленящийся”, добавить в его рацион витамины и минеральные добавки, сократить количество жирного и мучного. Наконец, в-третьих, обсудить и выбрать подходящую физическую активность. Прогулки, футбол, йога — подойдёт всё, главное, чтобы занятие нравилось и было регулярным.
Источник фото
Этот же тип лени, к слову, часто бывает спорадическим — не присутствует на регулярной основе, а заглядывает в гости в отдельных случаях перенапряжения организма. Единственное и достаточное условие, чтобы такого гостя выпроводить, — просто прилечь отдохнуть.
Ночь перед дедлайном
Этот вариант лени чаще всего встречается у студентов, больших любителей выучить весь курс за ночь перед экзаменом. Но и школьникам принцип “сделай в последний момент” не чужд. Сознание играет с нами интересные шутки: мы не воспринимаем образ себя-будущего как образ того же себя, каковым мы являемся сейчас. Отсюда — бесконечное откладывание “на потом”. Зачем переживать о расплате, которая настанет для кого-то, кто не я?
Источник фото
Доведя себя до уровня крайнего психологического напряжения, мы начинаем действовать очень активно, это правда — но справедливо и то, что информация, которую мы выучиваем в таком состоянии, практически полностью утекает из памяти, как только перестаёт быть нужной. Для того, чтобы сделать себя-в-будущем другом себе-настоящему, нужно не так уж много — а именно, хороший план. План занятий, план действий, план, соединяющий точку А с точкой Б, подготовку сегодня (а также завтра, послезавтра и т.д.) с пятёркой в конце четверти или семестра, а её, в свою очередь, — с умением выстраивать мысли и делать обобщения, очень нелишним умением в жизни взрослого человека.
Про-крас-ти-на-ци-я
Красивое слово, плотно вошедшее в обиход несколько лет назад, обозначает на самом деле “что угодно, кроме того, что должно”. Это то самое бесцельное блуждание по Интернету вместо подготовки домашнего задания, реферата, а позже — например, финансового отчёта. Это всё то, что мы придумываем, чтобы не делать что-нибудь, что должны делать. Не будь это занятие повальным бичом взрослых, можно было бы списать его на неустойчивость детского внимания, прыгающего с объекта на объект. Но нет: миллионы офисных работников по всему миру в рабочее время заняты самыми неожиданными вещами (и это отнюдь не работа).
Источник фото
С точки зрения физиологии прокрастинация — это подавленная активность, ставшая вдруг доминирующей благодаря конфликту двух других, более важных. Иными словами, если ученику нужно срочно сделать домашнее задание по физике и подготовить доклад по литературе, скорее всего, он займётся чем-то третьим (например, компьютерной игрой), поскольку не будет в состоянии решить, за что же взяться первым делом. Как и у любого другого вида лени, у прокрастинации есть свои противоядия. Лучшее из них — умение расставлять приоритеты. Можно с помощью красивого ежедневника, можно с помощью пробковой доски со стикерами, можно каким угодно способом — главное, чтобы он был рабочим и нравился тому, кто его применяет.
Травма
В отдельных, очень редких случаях, истоки лени прячутся так глубоко, что обнаружить их может только специалист. Речь о психологических травмах (совсем необязательно нанесённых родителями), случившихся в детстве и продолжающих омрачать своим присутствием уже повзрослевшего подростка. Разумеется, помощь врача совершенно необходима, причём речь здесь необязательно о психотерапевте. Лень может быть не только внешним проявлением депрессии или невроза, но и следствием гипертонии или гормонального расстройства.
Источник фото
В любом случае контакт с врачом для школьника вряд ли станет долгожданным подарком, поэтому важно максимально смягчить этот момент. Предварительная беседа (без обвинительных интонаций) вполне подойдёт в качестве амортизатора. Nota bene: родители, вообще склонные к переживаниям, запросто могут углядеть психологическую травму там, где её нет. Если вы знаете за собой привычку волноваться сверх меры по незначительным поводам, имеет смысл предварительно изучить вопрос — например, с помощью классического труда Эрика Берна “Игры, в которые играют люди”.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
22 апреля 2016