Обучение экстерном уже давно перестало быть экзотикой, но единого мнения о нём так и не сложилось. Принять решение с помощью простого взвешивания всех “за” и “против” не получится: экстернат — ровно тот случай, когда единого рецепта для всех не существует, и решаясь на него, нужно учитывать все нюансы, которых немало. Мы решили поговорить о них подробнее, а заодно узнать об опыте работы со школьниками из экстернатов у преподавателей Ассоциации репетиторов.
О чём речь?
Начиная с 2000 года право внести в школьный устав пункт об экстернате есть у любой общеобразовательной школы, которая обладает государственной аккредитацией. “Положение о получении общего образования в форме экстерната» подробно объясняет, что такое экстернат: “Это форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение экстерном (учеником) программ начального, основного, среднего (полного) общего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию”.
Иными словами, обучение экстерном доступно как старшеклассникам, так и младшим школьникам. Мы сосредоточимся на разговоре о старших классах — именно они вызывают больше всего вопросов. Несмотря на то, что в аттестате школьника-экстерна никак не указывается форма его обучения, несколько важных моментов следует принять во внимание.
- Во-первых, это время обучения в экстернате. Есть экстернаты, позволяющие заканчивать 10-й и 11-й классы за один год, есть и такие, где этого сокращения нет.
- Во-вторых, экстернаты существуют на базе разных школ, поэтому, если для школьника принципиально важно углублённое изучение языка, следует выбирать соответствующее учебное заведение (именно оно будет указано в аттестате).
- В-третьих, нужно учесть занятия, которые будет (или не будет) посещать школьник. Для некоторых учащихся (например, спортсменов) свободное время имеет решающее значение, и в таком случае следует подобрать учебное заведение с соответствующей программой, предполагающей только сдачу экзаменов.
Кто уходит в экстернат?
Если вкратце, то экстернат создан для тех, кто хочет меньше времени тратить на школьную программу. Дальше разнообразие причин близится к бесконечности. Большинство выбирающих экстернат — это:
- Те, кто хочет посвятить последний год обучения подготовке к вступительным экзаменам в вуз.
- Те, кто просто хочет поскорее окончить учёбу и найти лучшее применение времени.
- Ученики, активно занимающиеся спортом, проводящие много времени на сборах и не успевающие посещать школьные занятия.
- Дети родителей, часто переезжающих с место на место.
- Школьники, ставшие заложниками конфликтной ситуации с преподавателем или одноклассниками.
Источник фото
Кроме того, в экстернатах изредка встречаются те, кто по какой-то причине не закончил 10 и 11 класс и навёрстывает упущенное семимильными шагами.
Самая большая группа из вышеперечисленных — абитуриенты, которые надеются с помощью экстерната выкроить больше времени для подготовки к поступлению. Особенно актуально это для юношей призывного возраста, “выигрывающих” таким образом себе ещё один год для поступления.
Часто решение о переводе в экстернат принимают родители, руководствуясь соображениями, связанными с учёбой лишь косвенно. Так, например, дети могут быть физически ослабленными (в том числе и дети-инвалиды), и школьная нагрузка им просто не по плечу — экстернат становится оптимальным вариантом решения проблемы. Или же это те, кто оказался в новой школе недавно и с трудом адаптируется в новой среде. Всё это говорит скорее не в пользу школы, которую принято считать главным социализирующим фактором для детей, — но странно было бы автоматически делать вывод, будто экстернат решает все проблемы.
Свидетельства обвинения
Минусов у обучения экстерном хватает — как, впрочем, у любой другой системы. Недобрые слова в адрес экстернатов звучат со всех сторон: психологи заявляют, что ребёнок не в состоянии заниматься самостоятельно без постоянной мотивировки в школе, а заодно критикуют якобы сверхдавление (по сравнению с обычной школой) интенсивности занятий в экстернате на не окрепшую ещё нервную систему ребёнка. Родителей, отдающих детей в экстернат, нередко клеймят за то, что они будто бы потакают своим собственным амбициям, заставляя детей осваивать гигантские объёмы знаний в кратчайшие сроки для того лишь, чтобы иметь возможность прихвастнуть ребёнком-вундеркиндом.
Источник фото
Кроме того, экстернат критикуют ещё и за правовую и финансовую непрозрачность, дающую повод для массы рассуждений (не всегда безосновательных: достаточно почитать родительские отзывы на форумах, чтобы убедиться: случаи злоупотреблений, во всяком случае в некоторых школах-экстернатах, имели место). Но разумеется, наиболее интересующая родителей часть — методическая. Обучение в экстернате отличается от школьного принципиально: там — маленькие порции и постоянное повторение пройденного, здесь — материал блоками и сразу же по завершении блока — экзамен. Как это сказывается на учёбе? Как отражается на мотивации? Преподаватель “Ассоциации репетиторов” Людмила Владимировна, выпускница РУДН, поделилась своим опытом работы с детьми, посещавшими экстернат.
“Я работала с двумя учениками, проходящими обучение экстерном. Работу не могу назвать успешной. С десятиклассником занималась физикой, с девятиклассницей — математикой. На мой взгляд, работа с экстернами довольно сложная: помимо разного уровня и качества мотивации (маломотивированный и мотивированная скорее на успешную сдачу экзамена любыми средствами, чем на учебу) дополнительную сложность я увидела еще в отсутствии базы знаний и компетенций, на которую можно было бы опираться. В связи с этим индивидуальный темп работы с учеником оказывался замедленным даже по сравнению со школьным. Ситуация была такова, что изначально слабые ученики переходили на обучение экстерном, требующее, по моему мнению, хорошего владения материалом предыдущих классов школы. Таким образом, складывалось ощущение, что обучение экстерном служило задаче облегченного прохождения аттестационных испытаний. Приоритетными были спортивные достижения, комфорт школьника, учеба в экстернате представлялась же более легкой по сравнению со школьным обучением. Соответственно, сложность работы заключалась в своеобразном отношении к занятиям, иногда недобросовестном, иногда поверхностном”.
Источник фото
Преимущества?
Вероятно, самый большой плюс экстерната — высвобождение большого количества времени. Он же — самый очевидный. Но стремление освободить время сталкивается с боязнью — чаще всего родительской — упустить что-то важное в программе. Появление ЕГЭ, кажется, помогло справиться с этим опасением: нужные на экзаменах предметы в любом случае отрабатываются.
Источник фото
Но есть ли у экстерната другие достоинства? Их масса. 1. Работа с экстернами проходит в группах, которые как правило меньше стандартного школьного класса, что позволяет ей быть гораздо эффективнее. 2. Школьник, вынужденный заниматься самостоятельно (а в экстернате это неизбежно), быстро приучается к самоорганизации и самомотивации. 3. Родители могут организовывать день ребёнка в соответствии с его потребностями, а не со школьным расписанием. 4. Количество времени, затраченное на “неинтересные” предметы (для каждого ученика они свои), сокращается до необходимого минимума, позволяя посвятить больше времени тому, что нравится и интересует. Есть и ещё одно существенное преимущество, о котором стоит сказать отдельно. Чаще всего школьники, уходящие в экстернат, оказываются в кругу новых преподавателей, которые ещё не сложили о них мнения как о “троечниках”, “отличниках”, etc. Это существенно снижает предвзятость в отношении учеников, и эффективность обучения только выигрывает: когда энергозатраты на конфликты с преподавателем меньше, больше сил остаётся для сосредоточенного погружения в предмет.
Кроме того, экстернат существенно разгружает количество “школьных повинностей”, не связанных с учёбой. Фактически, экстерн ходит на занятия как на работу — всевозможные школьные праздники, экскурсии и прочая социальная “нагрузка” отсутствует.
Как решиться?
Разумеется, первый шаг, который следует предпринять, решившись перевести школьника на обучение экстерном, — посоветоваться с самим школьником. Расхожая истина о том, что родители более опытны и им виднее, увы, часто не срабатывает. И уж точно не стоит с помощью обучения экстерном пытаться решить дисциплинарные проблемы.
Источник фото
Грамотная расстановка приоритетов — половина решения проблемы: если профильная довузовская подготовка важнее прочных знаний по всем школьным предметам, то вполне вероятно, можно сделать выбор в пользу первой. Не забывая, конечно, о нюансах.
“На мой взгляд, обучение экстерном является более сложным, требующим от ученика не только хорошего владения материалом школьных дисциплин предыдущих классов, но и навыков самостоятельной работы, постановки целей, ответственного отношения к получаемому образованию, самоорганизации и высоких внутренних стандартов”, — считает Людмила Владимировна.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
12 августа 2016