Школьная программа – объект ожесточенной общественной дискуссии, в которой принимают участие и дети, и родители, и педагоги. Возмущает их не столько высокая учебная нагрузка, сколько то, что школьников пичкают фрагментарной теоретической информацией, а практических навыков – не прививают. В итоге знания оседают в юных умах бессистемно, и в повседневной жизни ребенок часто оказывается совершенно беспомощен. Какие уроки могли бы решить эту проблему – разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов.
Хотя первые школы на Руси появились уже в XI веке, основы распространенной сегодня школьной программы были заложены, по сути, в годы правления Екатерины II. Тогда перечень общеобразовательных предметов существенно обогатился: наряду с уже привычными чтением, письмом, арифметикой, историей и богословскими дисциплинами, в него вошли география России, физика, механика и т.д.
Позже, при Александре II, государство провело масштабную реформу образования, в результате которой школьная программа была унифицирована и стала примерно одинаковой как для престижных гимназий, так и для учебных заведений, куда отдавали детей представители низших сословий. Для советской власти однородность школьного образования стала идеей фикс: вся страна не просто занималась по одним и тем же учебникам – педагоги из Москвы и Владивостока могли вести урок в одинаковых выражениях, словно под копирку.
Источник фото
В конце 80-х СССР взял курс на плюрализм, а каждая отдельная школа если и не получила право составлять программу по своему усмотрению, то уж точно могла отныне выбирать, какие дополнительные предметы предлагать ученикам. В наши дни, несмотря на то, что количество специализированных школ неуклонно увеличивается, государство вновь постепенно усиливает контроль над системой образования и ратует за стандартизацию.
Это вовсе не означает, что перечень школьных предметов будет сокращаться. Напротив, учитывая царящий в стране культ инноваций, нас вполне может ждать введение дополнительных часов на изучение, например, компьютерных технологий. Вместе с тем, проводимая государством политика традиционных ценностей означает, что в ближайшие десять лет подросткам вряд ли стоит ждать, например, полноценных уроков сексуального воспитания.
?«Помнится, в педуниверситете нас учили составлять конспекты уроков, — рассказывает Оксана Евгеньевна, преподаватель математики и физики, выпускница физического и психологического факультетов Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. – Сразу после темы урока должны были быть прописаны его цели: образовательные, воспитательные, развивающие.? Если их не было, ни конспект, ни урок не могли быть зачтены.? «Бюрократия», скажете? ?Прошло 20 лет, и ?с каждым годом моя уверенность в правильности такого целеполагания только укрепляется. Школа должна именно образовывать, развивать и воспитывать. ? ? В требованиях к конспекту урока по новым ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартам) целеполагание урока формулируется иначе. Конспект должен содержать «тип дидактической цели темы и ?тип дидактической цели урока».? Что стоит за этими словами – тема для отдельной дискуссии. Тем не менее, в п. 4 общих положений ФГОС четко сказано, что Стандарт направлен на обеспечение в том числе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья.? ? Еще одна важная функция школы, на мой взгляд, заключается в создании условий для того, чтобы выпускник имел реальное представление о современном обществе, его перспективах и проблемах, о своих личных особенностях, возможностях, способах адаптации к внешнему миру». ?
Было – стало
Прежде чем дать волю фантазии и начать рассуждать, какие предметы, осуществляющие перечисленные экспертом функции школы, могли бы дополнить современную программу, стоит вспомнить, какие курсы уже были ее частью, но впоследствии исчезли – частично или полностью:
- Латынь. Изначально уроки латинского языка входили в программу школ, где готовили будущих представителей духовенства, но уже в XVIII веке уметь писать и говорить на латыни должны были выпускники большинства классических гимназий. С приходом к власти большевиков предмет был упразднен, и мертвый язык частично вернулся в школы в 1940-е годы, однако в наши дни его изучение можно считать скорее экзотикой, нежели распространенной практикой;
- Черчение. Уроки черчения – относительно недавняя потеря российской школьной программы: факультативный статус им присвоили примерно в начале нулевых. Впрочем, в ряде физико-математических школ под этот предмет выделены часы, однако их количество минимально;
- Астрономия. Во времена Советского Союза о тайнах Вселенной старшеклассникам рассказывали на специальных уроках. Теперь же знания в области астрономии школьники получают в рамках базового курса физики. Правда, в последние годы чиновники в сфере образования все чаще говорят о том, что науку о звездах и планетах все-таки стоит в школьную программу вернуть;
- Математическая география. Родственный астрономии предмет – математическая география изучает положение земли относительно других небесных тел – преподавался детям на протяжении XIX столетия, однако позже эта наука фактически была признана подразделом астрономии, и нужда выделять ее в самостоятельный курс отпала;
- Начальная военная подготовка. Попав в перечень школьных предметов в начале 40-х годов, НВП задержалась в нем аж до конца 80-х. На уроках ученикам, конечно, рассказывали об устройстве армии, но первостепенное внимание уделялось не теории, а практике: школьники учились собирать и разбирать автомат, перевязывать раны, отстукивать послания «морзянкой», надевать противогаз и т.д.
Кроме того, на протяжении непродолжительного времени в разные эпохи в школах преподавали церковнославянский и греческий языки, историю ВКП(б), а также политехнизм, предполагавший ознакомление с разными отраслями производства. Именно последний предмет с поправкой на современные реалии кажется особенно перспективным: далеко не каждый подросток к 15-16 годам четко понимает, какая работа подойдет именно ему. Школьникам будет крайне полезно получить представление о многообразии профессией хотя бы в рамках факультативных занятий.
Источник фото
Впрочем, обо всем по порядку. Предметы, которые существенно обогатили бы школьную программу, можно разделить на три категории:
- Предметы, дающие знания из разных областей наук и искусств
- Предметы, дающие бытовые навыки и представления о профессиях
- Предметы, дающие знания из области психологии и этики
Рассмотрим каждую из категорий в отдельности.
Системный подход – основа основ
Программы университетов и институтов направлены на то, чтобы дать студенту комплексное представление о выбранной им сфере знаний. В свою очередь, один из главных минусов школьной программы заключается в том, что даже хорошо усвоенная информация в головах учеников редко складывается в единую картину: как правило, они не видят прямой связи между химией и биологией, между географией и историей, между русским языком и обществознанием.
Наряду с уроками мировой художественной культуры, которые позволяют проследить за историей искусств, школьникам бы очень пригодился предмет под условным названием «История науки», призванный объяснить, как менялось научное знание с древних времен до наших дней, какова специфика деятельности ученого и какое место занимает наука в жизни общества. С его помощью детям будет гораздо проще усвоить, что преподаваемые им дисциплины представляют собой части единого целого.
Источник фото
В тесной связи с «Историей науки» находятся еще несколько предметов, которые учат мыслить системно:
- Логика. В ситуации, когда детей начинают готовить к ЕГЭ чуть ли не с первого класса, зубрежка правильных ответов на вопросы тестов становится настоящим бичом школьного образования. Благодаря развитому логическому мышлению ребенок может избежать бездумного заучивания, будучи способным выделять общее из частного, замечать противоречия и связи между явлениями, делать выводы и не бояться, что поставленная задача окажется слишком сложной;
- Философия. Конечно, даже от старшеклассников вряд ли стоит требовать понимания постулатов Канта и Ницше, но в широком смысле философия – это любовь к знанию. Дав школьникам общее представление о том, как возникла эта наука и как она развивалась, можно открыть им множество новых способов познания мира;
- Краеведение. Несмотря на скучное название, этот предмет чрезвычайно полезен: зная историю, географическое положение, особенности экономического развития и архитектурного облика своего города, человек формирует осмысленное отношение к нему, а не просто пользуется доступными благами. Не чувствует себя оторванным от среды, а, напротив, погружается в нее и обретает уверенность в своих взглядах и действиях.
«Современная школьная программа удивляет своей несовременностью, извините за тавтологию, — говорит Оксана Евгеньевна. — Она настолько архаична и скучна, что дети не любят самые интересные уроки: информатику, ОБЖ, биологию, химию, физику. Интересными я их считаю потому, что даже за последние 50 лет произошло множество новых открытий, было создано огромное количество фантастических технологий, спасающих жизнь, здоровье, позволяющих открывать уникальные производства. Что знают о них наши дети? Только то, что могут увидеть своими глазами – всевозможные гаджеты и новинки техники для развлечений и занятий спортом. ?Откуда же в таком случае взяться детской мечте, с которой вполне может начаться путь в профессию?» ?
От теории – к практике
Оторванность школьной программы от потенциального профессионального пути учеников является большой проблемой. Принято считать, будто подготовка ценных кадров должна целиком и полностью лежать на плечах преподавателей вузов. Однако прежде, чем выбрать вуз, абитуриенту нужно хотя бы приблизительно понять, чем именно он хочет заниматься в дальнейшем. Помочь ему в этом нелегком деле – задача не только родителей, но и школы.
Да, в ходе уроков у ребенка может сформироваться интерес к той или иной отрасли науки, но не всем суждено стать учеными, а в школе крайне редко рассказывают об особенностях профессий врача, повара, дипломата или журналиста. В этой связи было бы крайне полезно выделить профориентацию в отдельный предмет, а не ограничиваться эпизодическим тестированием. В американских школах, например, существуют так называемые «Career days» – дни, когда родители учеников приходят в класс и рассказывают, чем занимаются на работе.
Пожалуй, проводить подобные занятия еженедельно вряд ли нужно, зато практика хотя бы раз в месяц приглашать в школу представителей той или иной профессии, впоследствии окупится с лихвой. А вот обучать детей навыкам бытовой жизни необходимо на регулярной основе. На первый взгляд может показаться, будто эту функцию выполняют уроки труда (или технологии), но это не совсем так. Во-первых, современные уроки труда во многом опираются на советскую традицию: конечно, полезно уметь сколотить табуретку или сшить фартук, но сегодня это навыки далеко не первостепенной важности. Во-вторых, «труды» в большинстве школ по-прежнему подразумевают разделение по половому признаку, что в наши дни кажется непростительным архаизмом.
Источник фото
Предмет, который можно символически назвать «Основы ведения быта», должен учить детей (и девочек, и мальчиков на равных условиях):
- Готовить
- Поддерживать чистоту в доме
- Управлять своими финансами
- Грамотно расходовать воду и электроэнергию
- Покупать только те вещи, которые действительно пригодятся
- Правильно планировать свое время.
Последнее, впрочем, отчасти относится уже к следующему, «психолого-этическому» блоку предметов, которые органично влились бы в школьную программу. В конце концов, некоторые люди везде опаздывают не потому, что не могут заранее рассчитать, сколько минут занимает дорога до того или иного места, а в силу завышенной самооценки: мол, я – персона важная, подождут, не развалятся.
Школа жизни
Если в 90-е годы предмет «Этика» еще худо-бедно существовал, то теперь он как будто изжил себя – главным образом потому, что концентрировался на вещах вроде бы важных, но поверхностных: педагоги рассказывали, что девочке надо подавать пальто, но не объясняли, как разглядеть в этой девочке не набор первичных и вторичных половых признаков, а человека.
Когда мы сегодня говорим о школьных занятиях, посвященных межличностным отношениям, на ум нам приходят первым делом уроки сексуального воспитания. Они, безусловно, важны: максимально нейтрально и корректно дав школьникам исчерпывающее представление о правилах контрацепции, педагоги вполне способны оказать влияние как на устрашающих масштабов шквал подростковых беременностей, так и на эпидемию ВИЧ в России. Представление, будто ВИЧ болеют только маргиналы и самый надежный способ обезопасить себя – выйти замуж или жениться, иллюзорно.
Вместе с тем, коммуникация между людьми происходит не только в постели – и не только между мужчиной и женщиной: человеку нужно уметь выстраивать отношения с родителями, друзьями, коллегами, да и просто незнакомыми людьми на улице. Школе однозначно нужно приложить усилия к тому, чтобы ученики обрели означенный навык, и помочь в этом могут такие предметы, как:
- Основы социального этикета. Нет, речь здесь идет не о том, чтобы научить детей правильно раскладывать на столе вилки и ножи в преддверии званого ужина. Значительно важнее с юных лет усвоить, что во время разговора необходимо проявить уважение к собеседнику и не перебивать его; что свою позицию в споре нужно отстаивать уверенно и спокойно, не переходя на личности; что любое необоснованное проявление агрессии мгновенно ставит человека в проигрышную позицию; что спрашивать нового знакомого о его вероисповедании или размере его зарплаты – некорректно; что на деловую встречу не стоит приходить в вечернем платье или спортивном костюме – и т.д.
Источник фото
- Психология межличностных отношений. Разумеется, школьникам пригодятся навыки общения с противоположным полом: часто мужчины уже в зрелом возрасте страдают от одиночества только потому, что много лет назад никто не объяснил им, как правильно рассказать понравившейся девочке о своих чувствах. Однако начинать нужно с не с этого: раньше, чем у подростка появится первая романтическая привязанность, он должен будет выстроить здоровые отношения с родственниками, одноклассниками, учителями, с самим собой, наконец, и в этом сложном деле ему часто необходима помощь квалифицированного педагога-психолога.
«Вернусь к ФГОС. Цитирую: «Стандарт направлен на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности», – говорит Оксана Евгеньевна. – Возникает резонный вопрос: посредством чего это осуществляется сейчас в школе? Кто, каким образом и как часто помогает подростку «социально самоидентифицироваться»? Ведь это процесс – причем не одного месяца и даже не одного года. Школьный психолог? Один на всю школу? Кто и как определяет, какой вид деятельности является личностно значимым для конкретного ученика? ?Ключевые слова здесь «сам» и «личностный». Я считаю, что каждый ребенок должен сам лично социализироваться, самоидентифицироваться, самоопределяться и т.д. Но в этом ему нужна профессиональная и систематичная помощь педагога-психолога – проводника, помощника, вдохновителя. ?
?Поэтому я вижу необходимость уроков социально-психологической грамотности и безопасности. Первая важная их задача – самопознание: изучение своих интересов, творческих способностей, психологических особенностей эмоциональной сферы, зоны актуального развития, в том числе профессионального. Вторая задача – изучение социальных процессов современного мирового сообщества. Третья задача – изучение современной карты профессий, возможностей организации собственного дела и бизнеса, нововведений трудового законодательства. Четвертая задача – дать практические инструменты и техники для работы над собой, саморегуляции и саморазвития. Пятая задача – научить детей межличностному взаимодействию, уважению и учету чужих интересов, работе в команде. ?Мы так активно растили в последнее время «индивидуальности», но ведь жить этим индивидуальностям приходится в обществе, с его законами и правилами».?
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: