В новый год – с новыми знаниями

Наступление нового года – отличный повод если и не начать жизнь с чистого листа, то пересмотреть свой подход к привычным занятиям, в том числе – к процессу обучения. Это утверждение касается не только школьников и студентов, но и педагогов. Специально для тех, кто следит за развитием технологий и трансформацией отношений между учеником и преподавателем, Ассоциация Репетиторов выбрала 9 трендов современного образования, которые будут актуальны в 2017 году.

Геймификация

Под этим загадочным словом скрывается всего-навсего внедрение игровых технологий в образовательные процессы: в оригинале термин звучит как «gamification» и происходит от английского «game» — «игра». На первый взгляд может показаться, что ничего нового в геймификации нет. В конце концов, люди старшего поколения учились складывать слова из кубиков и тренировали простейшие арифметические навыки посредством пластиковых или деревянных палочек, а сектор развивающих компьютерных игр в России существует как минимум на протяжении двух десятилетий.

Однако сегодня геймификация все глубже проникает в систему не только дошкольного и школьного, но и университетского образования. Даже тренинги для работников крупных корпораций часто проводятся в форме игры: например, сотрудникам архитектурного бюро могут предложить собрать модель здания из конструктора LEGO, а маркетологам – выйти на улицу и выяснить, кому удастся продать товар большему количеству случайных прохожих.

Виртуальная реальность

Хотя технологию виртуальной реальности пока нельзя назвать повсеместно доступной, она постепенно завоевывает позиции в сфере школьного и университетского образования. Еще в 2015 году компания Google представила проект Expeditions Pioneer, благодаря которому более полумиллиона школьников со всего мира получили возможность с помощью специального оборудования увидеть улицы Лондона, берега озера Байкал и Большой Барьерный риф в Коралловом море, не выходя за пределы классной комнаты.

В новый год – с новыми знаниями

Источник фото

Если верить прогнозам аналитиков, одним из главных хитов следующего года должны стать платформы, которые позволят проводить уроки, лекции и семинары в виртуальной среде. Они будут служить не только в качестве средства коммуникации между преподавателями и учениками – например, в случае, если ребенок или подросток по состоянию здоровья не может посещать школу. Программа позволит смоделировать учебный процесс так, чтобы курс теоретической физики читал Альберт Эйнштейн, а историю философии – Аристотель.

Инклюзия

Безусловно, говорить о том, что все подряд школы в России и мире вот-вот начнут формировать классы, состоящие как из обычных детей, так и из детей с особенностями развития или инвалидностью, пока рано: это сложный процесс, который требует, в том числе, прохождения педагогами профессиональной переподготовки. Однако необходимость введения инклюзивного обучения все чаще обсуждается – и на уровне министерств, и в СМИ, и в родительской среде.

Дело тут не только в том, что инклюзия позволяет детям, которые раньше зачастую фактически жили в изоляции, почувствовать себя частью общества, завести друзей и, наконец, реализовать свое базовое право на получение образования. Она полезна и для тех, кого принято называть «обычными», поскольку:

а) Разрушает социальные мифы; б) Развивает эмпатию; в) Снижает уровень агрессии; г) И, что самое важное, позволяет понять, что понятие «другой» не синонимично понятиям «плохой», «страшный» и «отталкивающий».

Мобильное обучение

Очевидно, что в течение ближайших 10-15 лет смартфоны станут предметом первой необходимости: с их помощью уже можно оплачивать покупки, отслеживать посылки, контролировать сон и даже включать на расстоянии бытовую технику. Разработчики образовательных приложений тоже не дремлют: гаджеты служат подспорьем в изучении иностранных языков, дают возможность совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах, развивают память и реакцию и т.д.

В новый год – с новыми знаниями

Источник фото

В ближайшие годы мобильные технологии шагнут в сторону создания единых баз данных и информационных каналов, к которым ученики смогут подключиться через смартфон в любой момент, чтобы уточнить домашнее задание, задать вопрос преподавателю или сообщить о необходимости пропустить занятие по уважительной причине.

Обострение гендерного вопроса

Согласно последним данным, предоставленным ЮНЕСКО, женщины составляют не менее двух третей от общего числа неграмотных людей в мире. Объясняется это в частности тем, что в ряде стран третьего мира девочки не имеют доступа к школьному образованию: предполагается, что они должны учиться вести хозяйство, в то время как мальчики более достойны получить академические знания.

Впрочем, даже в прогрессивных странах Запада еще в середине прошлого века осознали проблему неравноценной представленности женщин в сферах науки и образования. Полностью решить ее пока не удалось, и студентки технических факультетов нередко испытывают значительное давление со стороны общества и чувствуют себя белыми воронами в толпе однокурсников-мужчин. Тем не менее, в Европе и США уже давно ведется ожесточенная борьба против гендерной дискриминации.

В России громко говорить о том, что пол никак не влияет на интеллектуальное развитие, начали совсем недавно. Очевидно, что эта тенденция будет только набирать обороты – особенно в связи с недавним резонансным случаем, когда студентке юридического факультета ВШЭ не позволили стать старостой группы, поскольку традиционно этот пост занимают юноши.

Персонализация

Долгое время одной из важнейших задач школы и вуза считалось выявить исключительно одаренных учеников и помочь им максимально реализовать свой потенциал. Остальных же, менее одаренных, нужно было просто эффективно снабдить базовыми навыками, которые помогут им чувствовать себя уверенно в профессии и бытовой жизни. Но, если у ребенка или взрослого нет выраженных способностей к математике или музыке, это вовсе не означает, что у него не может быть специальных интересов.

В США студенты давно имеют возможность выбирать понравившиеся курсы, не придерживаясь строго заданного вектора обучения. Однако теперь речь идет о популяризации индивидуального подхода, характерного в первую очередь для скандинавской модели образования. Он не только подразумевает повышенное внимание педагога к потребностям каждого конкретного ученика, но и размывает границы нормы: если к 8-9 классу подросток все еще не блестяще справляется с квадратными уравнениями, не стоит насильно вбивать науку в его голову – вероятно, ему просто суждено найти себя в какой-то другой области.

За дипломом – в Азию

Когда 5-10 лет назад разговор заходил о получении высшего образования за рубежом, на ум первым делом приходили европейские и американские вузы. В последнее время приоритеты начали меняться, и сегодня все больше абитуриентов задумываются о том, чтобы отправиться учиться в одну из стран Азии: университеты Сингапура, Сеула, Пекина занимают высокие места в международных рейтингах, имея при этом ряд важных преимуществ перед Стэнфордом, Гарвардом или Кембриджем:

  • В азиатских государствах часто дешевле не только само по себе образование, но также проживание и питание;
  • Получить учебную визу в Китай или Южную Корею обычно легче, чем в Британию или США;
  • Восточные культуры своеобразны, и адаптироваться к их требованиям может быть непросто, но местное население, как правило, настроено в отношении иностранцев очень дружелюбно.
В новый год – с новыми знаниями

Источник фото

Наконец, стоит учитывать, что экономика Азии бурно развивается, и этот регион очень привлекателен с точки зрения дальнейшего построения карьеры.

Учиться никогда не поздно

Долгое время считалось, что, получив на руки диплом о высшем образовании, человек должен закончить целенаправленно, осмысленно учиться и отравиться «в поле»: найти работу и начать применять знания на практике. В крайнем случае, он может подать на второе высшее или, если его интересует карьера ученого, поступить в аспирантуру, но уложиться лучше до 30 лет, потому что после начинается «зрелость» и негоже в этом возрасте сидеть за партой.

Теперь выражение «вечный студент» уже не имеет негативной коннотации. С каждым днем появляется все больше образовательных платформ, с помощью которых можно слушать лекции ведущих ученых мира, а также так называемых школ «продолженного обучения»: этот формат очень популярен, например, в Северной Европе, где распространены специальные учебные заведения, предлагающие взрослым широчайший выбор курсов на любой вкус: от бизнес-менеджмента – до техники приготовления суши.

Коучинг

Далеко не все, впрочем, готовы посещать курсы регулярно и в заранее установленное время, но и у этой проблемы вот-вот появится адекватное решение. Если верить Атласу новых профессий, в пределах ближайших нескольких лет свои услуги начнут активно предлагать личные наставники по эстетическому развитию, которые будут разрабатывать для клиентов индивидуальные программы приобщения к прекрасному: советовать выставки и спектакли, консультировать по вопросам, связанным с искусством, составлять списки литературы.

В новый год – с новыми знаниями

Источник фото

Аналогичные специалисты будут востребованы не только в культурной сфере: у многих людей есть потребность в коуче (или тренере), который разбирается в программировании, эволюционной теории или основах маркетинга. Конечно, в деловой сфере существует давняя традиция в таких случаях обращаться в консультационные бюро. Коучинг же дает возможность по личной инициативе углубить познания в области, которая зачастую напрямую никак не связана с профессией клиента.

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 06 января 2017