Прогнозы об изменениях в образовательной сфере не делал только ленивый: на этот счёт высказываются и эксперты, и рядовые родители, и чиновники. Предсказания переливаются всеми красками — от бодрого оптимизма с одного конца шкалы до беспросветного мрака и отчаяния с другой. Что встречается по-настоящему редко, так это компетентные предположения о том, как будет развиваться образовательный сектор, и к чему нам готовить себя и своих детей.
К счастью, нам есть на что опереться: совсем недавно на Апрельской конференции НИУ ВШЭ выступил Андреас Шляйхер, автор исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) и руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР. Он рассказал о том, как изменится образование к 2035 году и какие тенденции окажут влияние на эти изменения. Мы решили разобраться в результатах исследования, а заодно спросить мнения преподавателей Ассоциации репетиторов о том, чего ждать от школы в будущем.
Кто такой учитель?
Мы однажды рассказывали об учителе-наставнике (тьюторе) как одном из вариантов исполнения роли учителя. Однако вариантов этих — огромное количество, и вопрос о том, что же за роль будет играть учитель в будущем, — пожалуй, в тройке главных вопросов о школе следующего поколения.
В докладе Шляйхера нет полномасштабного “руководства идеального учителя”, но зато есть любопытные замечания о том, как должна быть устроена учительская практика. По мнению исследователей, образовательные программы, “спущенные сверху”, — устаревшая и неэффективная практика. В противовес им учителям предлагают стать самостоятельными в разработке своих программ и перенимать опыт своих лучших коллег.
«Результаты исследования TALIS показывают, что чем больше учителя взаимодействуют друг с другом, тем эффективнее они работают, — рассказал Андреас Шляйхер. — Обмен опытом между учителями обязателен, например, в Китае. Этот элемент педагогической культуры характерен для стран, где в учительскую профессию удается привлекать молодежь».
Шляйхер также подчёркнул, что образование страдает от стандартизации и единого подхода ко всем детям, а значит, учитель будущего не должен будет требовать ни того, ни другого. Это потребует определённых перемен в подготовке курсов: в частности, по мнению Шляйхера, стоит в большей степени использовать проектный подход, чем дисциплинарный.
Самостоятельное мышление
Интересная проблема, на которую обратили внимание исследователи, — развитие самостоятельного мышления.
“Содержание школьного образования — это маленькая «коробочка», в которую мы хотим впихнуть как можно больше информации. Поэтому глубина образования в большинстве стран уменьшается, а широта растет, — говорит Шляйхер. — В результате школьники хорошо воспроизводят данные, но не умеют мыслить как ученые, анализировать процессы и факты, проводить эксперименты. Исключение составляют страны лидеры исследования PISA — Сингапур, Япония, Китай, Финляндия”.
Существование этой проблемы бросается в глаза не только профессиональным исследователям, но и рядовым учителям. Наталия Юрьевна, преподаватель математики, сетует на современную школьную практику и на возможные её последствия:
“На мой взгляд, сейчас в школах становится все меньше ребят, умеющих исследовать, самостоятельно находить решение сложившейся проблемы. Зачем запоминать формулы, если интернет всегда под рукой, зачем учить то, что не попадёт в ЕГЭ/ОГЭ, зачем самому разбирать решение, если оно уже доступно в сети? И это удручает. Стандарты образования ставят перед собой задачу подготовить выпускника, умеющего применять полученные знания на практике, но на деле все выглядит иначе. Ребята привыкли, что им дают подсказки, готовые ответы или чёткие инструкции по выполнению задания.
Сложно сказать в чем корень проблемы — в реализации стандартов образования, в ОГЭ/ЕГЭ или в неумении молодежи правильно использовать современные технологии. И оценить масштабы бедствия мы по-настоящему сможем лет через 10-15, когда сегодняшние школьники начнут работать и строить будущее нашей страны (как бы громко это не звучало). У каждой медали есть оборотная сторона: общедоступность материалов и «решебники» в сети увеличили процент ребят поверхностно или вовсе не изучающих предмет”.
Любопытно, что на аналогичную проблему могут пожаловаться страны, в которых уровень образования и достижения педагогической науки считаются традиционно высокими. Как отмечают исследователи, механическое заучивание — метод, который используется в Великобритании даже в большей степени, чем в Китае (!), несмотря на то, что самостоятельность и творческий подход здесь традиционно называются одной из главных ценностей образования.
“Можно сколько угодно говорить про интегральное обучение и творческое мышление, — говорит Шляйхер, — но если студенту на экзамене предлагаются тесты с выбором ответов, смысла в таких разговорах нет”.
Наталия Юрьевна полностью согласна с таким подходом: по её мнению, миссия школы будущего — не в утрамбовывании как можно большего количества информации и не в дрессуре для решения определённых задач:
“Я считаю, что школа будущего должна, в первую очередь, научить ребёнка правильно использовать накопленный опыт, научить анализировать, развивать пространственное воображение. Задача учителя — показать ученику, как отыскать материал для решения задачи, в каком учебнике посмотреть, как из всей добытой информации отобрать необходимую”.
Кстати об учебниках
Было бы наивным предполагать, что из картины образования будущего будут исключены компьютеры. Разумеется, дигитализация должна сыграть свою роль в изменении школьных занятий.
Владислав Георгиевич, преподающий математику и программирование, уверен, что одна из коренных перемен, ожидающих школы в будущем, — это форма учебных пособий.
“Я считаю, что главным событием в сфере образования в ближайшие 20 лет должно стать кардинальное изменение самой сути учебников и отказ от их книжной формы в пользу электронной, — говорит Владислав Георгиевич .
- Интерактивность и отзывчивость цифровых учебных пособий, не присущая бумажным учебникам, хоть и не полностью, но заменит собой необходимость индивидуального подхода к каждому обучающемуся, позволив преподавателям проводить уроки более эффективно.
- Встроенные средства контроля сэкономят кучу времени и сил, а благодаря функциям электронной аналитики учителя всегда будут иметь представление в деталях о знаниях каждого учащегося, и смогут принимать «точечные» меры для заполнения конкретных пробелов в знаниях конкретных учеников. Это лишь часть преимуществ электронных учебников над бумажными, многие из них менее очевидны, но не менее значимы. Так что их распространение — это лишь вопрос времени”.
Кажется, внутреннее сопротивление компьютерным технологиям до конца победить не удастся: родительские кошмары, в которых дети сутки напролёт сидят за мониторами, не проходят бесследно (подробно мы писали об этом в статье “Живущие в сети”). Но было бы бесполезно открещиваться от простого факта: от использования компьютера в XXI веке может себе позволить отказаться разве что монах. И дело вовсе не в интернет-зависимости.
По всей видимости, образование уже отказалось от попыток притвориться, что ничего не происходит, и вместе с другими областями жизни вступило в цифровую эпоху. А в ней уже недостаточно уметь только читать и писать: к этим драгоценным навыкам незаметно прибавилась информационная грамотность. Она позволяет:
- научиться ориентироваться в информационном пространстве, элементарно отделяя факты от вымысла или манипуляций
- увидеть мир с разных ракурсов
- анализировать информацию из разных источников
- понимать её через призму разных идей, при этом ни присваивая себе слепо чужой точки зрения
- наконец, понимать, как защитить свои персональные данные в “открытом” мире со смазанными личными границами.
Время, талант и здравый смысл
Знаете ли вы, в какой стране дети проводят больше всего времени в школе? Правильный ответ — Объединённые Арабские Эмираты. И несмотря на столь строгое следование поговорке “Делу время, потехе час” результаты учёбы у эмиратских школьников значительно уступают европейским, где на школьное обучение тратится меньше времени. Секрет, как несложно догадаться, — в продуктивности его использования. Образование будущего, считают исследователи, не должно закрепощать ребёнка в школьных стенах. Вместо этого следует организовать программу таким образом, чтобы при оптимальном времени в школе дети получали для себя максимум.
Отдельное внимание исследователи уделили работе с одарёнными детьми. Россия, по их мнению, представляет собой прекрасный образец работы с талантливыми школьниками. Качество математического образования, к примеру, здесь существенно выше, чем в США. Однако, подчёркивает Шляйхер, усилия российских педагогов не могут повлиять на эффективность применения этих знаний, производительность труда и качество жизни (по этим показателям США даёт фору). Поэтому задачи, связанные с применением талантов школьников в обществе, должны решаться не только в школе, но и на уровне существующих в государстве институций. Изменить их так, чтобы талант человека смог максимально раскрыться, — куда как проще, чем научиться выращивать таланты, считает Шляйхер.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: