Высокая способность к обучаемости или суперобучаемость дает возможность быстро и легко усваивать любую информацию. Этим навыком обладают способные школьники, которым хорошо дается изучение практически всех предметов. Однако если ребенок не проявляет данной способности, то это совсем не повод отчаиваться. Суперобучаемость вполне можно развить, и сегодня мы узнаем, как это сделать.
Что такое суперобучаемость
Под термином «суперобучаемость» понимается хорошая восприимчивость к получению и усвоению знаний и способов учебной деятельности. Другими словами, это способность школьника быстро улавливать суть любой информации, отлично запоминать ее, легко воспроизводить и использовать при необходимости. У некоторых детей эти способности являются врожденными – таких школьников принято называть одаренными. У других учеников суперобучаемость скрыта, но ее можно успешно открыть и развивать.
Суперобучаемость включает в себя ряд компонентов:
- Развитое логическое мышление
- Способность к быстрому и неосознанному применению мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.)
- Умение быстро выделять главное, суть
- Чтение «по диагонали» (т.е. способность уловить суть текста, не вчитываясь в каждое предложение)
- Хорошая память
Разумеется, весьма трудно в совершенстве развить все эти навыки. Но для высокой обучаемости достаточно наличия этих способностей у ребенка, не страшно, если одни из компонентов развиты больше, чем другие.
Упражнения для развития и тренировки суперобучаемости
Описанные ниже упражнения имеют разную направленность и тренируют один или несколько аспектов суперобучаемости. Именно поэтому для достижения положительного эффекта рекомендуется выполнять все задания.
Исключение лишнего
Упражнение может выполняться со словами и символами. Необходимо подобрать ряд понятий (картинок), обозначающих предметы, связанные между собой по какому-то признаку. При этом одно из них этим признаком не обладает, значит, является лишним.
Соль задания состоит в том, что лишним может быть не одно слово (картинка). Это зависит от конкретного признака, по которому проводилась группировка. Например, ряд: Катя, Маша, Дима, Анна, Света. Лишним может быть имя:
- Дима. Потому что это мужское имя, а остальные – женские.
- Анна. Это полное имя, а остальные – нет.
- Света. Состоит из пяти букв, в то время как другие – из четырех.
- Катя. Заканчивается на букву «я», а все остальные – на букву «а».
Ряды слов для самостоятельного выполнения:
- Микроскоп, линза, бинокль, очки, фотоаппарат.
- Река, ручей, канал, озеро, водопад.
- Цветок, лист, ягода, дерево, шишка.
ВАЖНО! Слова и признаки, по которым они группируются, могут быть абсолютно любыми. Но необходимо, чтобы ученик давал обоснование своего ответа, т.е. сказал, почему считает то или иное слово лишним.
Аналогично выполняется задание с картинками:
Источник: Акимова Г.Е. «Superинтеллект»
Выделяем главное
Необходимо вычленить главную мысль, суть, важный признак предмета, текста, произведения и т.д. Упражнение выполняется в несколько этапов:
- Выделение существенных признаков. Например, без чего не может существовать сад? (Ответ: без растений, деревьев, земли).
- Определение назначения предмета. Бинокль необходим для наблюдения за предметами, находящимися в отдалении.
- Выделение сути предложения. В этот тихий весенний вечер никто не ожидал дождя, начавшегося так внезапно и затянувшегося на всю ночь.Суть: дождь начался внезапно и лил весь вечер и ночь.
- Выделение главной мысли нескольких предложений. Задание этого этапа выполняется аналогично предыдущему, но осложняется тем, что необходимо вычленить суть из большего количества информации.
- Выделение главной мысли текста, произведения. Аналогично заданиям №3 и 4.
ВАЖНО! Переходить к каждому следующему этапу нужно только после того, как ребенок начал самостоятельно хорошо выполнять задания предыдущего.
Ключевые слова
В этом задании ученику необходимо выделить ключевые слова и словосочетания, которые наиболее полно отражают какую-либо тему. Упражнение может выполняться:
- По заданной теме. Например, какими ключевыми словами можно отразить суть майского вечера? Теплый, тихий, светлый, все зеленеет и т.д.
- На основе текста. Школьник читает текст и передает его суть с помощью ключевых слов и словосочетаний. Например, для сочинения на тему «Как я провел лето» можно подобрать следующие ключевые слова: летние месяцы, интересные занятия, поездка на море и т.п.
- По фото или картине. Ребенок изучает какую-то картину или композиционное фото и характеризует ее/его ключевыми словами:светлое, трое людей, покупка, прием гостя и пр.
ВАЖНО! Ключевые словосочетания не должны состоять более чем из трех компонентов. Исключения могут составлять только некоторые короткие фразы с предлогами.
Отвечай не задумываясь
Источник фото
Это блиц-опрос на знания, память и сообразительность. Необходимо заранее составить список вопросов, на которые ребенок должен отвечать быстро и почти не задумываясь. Для ответа на каждый вопрос отводится порядка 10-20 секунд. Если в течение этого времени ответа не последовало, необходимо переходить к следующему вопросу. Примеры вопросов:
- Когда ты родился (родилась)?
- Назови имена-отчества своих родителей?
- В каком году распался СССР?
- Сколько на Земле материков?
- Сколько в России было президентов? И т.д.
ВАЖНО! Вопросы должны подбираться в соответствии с возрастом ребенка и касаться тем, с которыми он точно знаком. После проведения блиц-опроса необходимо подсчитать количество правильных ответов и разобрать ошибки.
Изучение по времени
За определенное количество времени (3, 5, 10, 20 минут) ученику нужно изучить текст/картину/задачу и др. Перед началом упражнения необходимо дать установку «Внимательно изучи… Обращай внимание на все мелочи и детали». После изучения ребенку предлагается рассказать об этом предмете сначала кратко, обозначив лишь его суть, а потом подробно, со всеми деталями.
Повторение действий и применение их на практике
В эту категорию заданий можно включать любые действия, выполняющиеся по образцу. Упражнение выполняется в несколько этапов:
- Ребенку демонстрируется последовательность выполнения какого-то действия. Например, складывание оригами, разбор предложения, составление классификации и пр. Демонстрация сопровождается разъяснениями и комментариями. Школьник может задавать любые вопросы.
- Ученик пробует повторить действие. На этом этапе он может спрашивать совета, просить помощи взрослого.
- Школьник полностью самостоятельно выполняет работу. Здесь родитель уже не должен давать подсказки и оказывать помощь ребенку.
После того, как ученик освоил действие, необходимо закрепить его на практике. Т.е. ребенок должен понять, когда в его жизни или учебной деятельности может пригодиться этот навык, озвучить это, применить. Например, школьник учился выполнять разбор предложения (выделение грамматической основы, определение второстепенных членов предложения). Это необходимо при выполнении упражнения по русскому языку или после написания диктанта (в качестве дополнительного задания). В первом случае ребенок делает необходимое упражнение (например, в рамках домашнего задания), во втором – представляет себя в ситуации диктанта и повторяет усвоенный навык.
Составляем интеллект-карты
Интеллект-карта – это графическое изображение какого-либо понятия. Для ее создания ребенку нужно:
- Ознакомиться с понятием (любым) и его научным определением.
- Зарисовать свое представление о понятии. Это может быть любой набор символов и картинок.
- Зарисовать свое представление об определении.
- Объединить рисунки понятия и его определения.
Такие карты позволяют наиболее эффективно осваивать информацию и изучать понятия, лучше запоминать их и легко воспроизводить при необходимости. Первоначально ребенку нужно постоянно рисовать такие карты на бумаге. После того как этот навык достаточно разовьется, ученик может составлять интеллект-карты уже не на бумаге, а мысленно.
Интеллект-карта Нигеля Темпла – основателя компании «Темпл Маркетинг» Источник: Бьюзен Т., Бьюзен Б. «Супермышление».
Советы для отличной концентрации
Повысить уровень обучаемости и довести его до отметки «супер» поможет полная концентрация на предмете. Достичь ее позволит:
- Готовность включиться в работу. Человеку невероятно сложно сконцентрироваться, если он не выспался или голоден. А у детей это особенно заметно.
- Желание включиться в работу. Школьник должен четко представлять, зачем ему данная информация, принимать это и хотеть легко усваивать материал.
- Предварительное погружение в любимое занятие. Наибольшая концентрация наблюдается тогда, когда ребенок занимается своим хобби. При этом его ресурсы внимания, восприятия и памяти восстанавливаются – после этого можно легко включиться в любую другую работу. ВАЖНО!Нельзя резко отрывать ребенка от любимого занятия. Он должен самостоятельно «поставить точку» в нужном месте и перейти к выполнению другой деятельности. Иначе концентрация на новом действии не будет достигнута из-за постоянных мыслей о незавершенности предыдущей работы.
- Сосредоточение на дыхании. Перед выполнением какой-либо трудной задачи, требующей повышенной концентрации, необходимо сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При этом следует отбросить любые посторонние мысли, кроме мыслей о дыхании. После нескольких минут такого упражнения лучше активизируется мозг, улучшается концентрация и повышается работоспособность.
Суперобучаемость и легкое усвоению практически любого материала – это не просто мечта, а вполне реальная способность, поддающаяся тренировке. Главное, серьезно взяться за работу, выполнять упражнения и переносить развитые умения на практику.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
21 августа 2015