Как вернуться в школу после каникул
Мы все знаем, что это неизбежно, и из года в год пытаемся притвориться, что ничего страшного, дело-то житейское. Но чем ближе к началу, тем сильнее стучат зубы, натягиваются нервы и становится очевидно, что надо что-то придумать. Сейчас.
В сегодняшнем выпуске блога Ассоциации репетиторов — советы психолога для тех, кто считает, что начало учебного года — лучший повод инсценировать своё похищение.
Она нечаянно нагрянет
Школьников, которым отчаянно не хочется в школу в начале учебного года, меньшинство. Официальной статистики у нас нет, но здравый смысл подсказывает, что, не будь у большинства учащихся желания первого сентября идти в школу, образовательная система уже давно бы себя исчерпала.
Что бы там ни писали в школьных пабликах, в школу хочется как минимум по одной причине — в школе друзья. И в общем-то, это многое способно компенсировать — и нелюбимые предметы, и необходимость вставать в семь утра.
А вот что действительно может нагнать тоску на самого оптимистичного ученика, так это то, как к школе относятся его родители. Не верите? Попробуйте представить свою учёбу в школе без необходимости отчитываться о своих успехах и провалах перед Самыми Главными Людьми.
“У меня довольно обширный опыт работы со школьниками, и я с полной уверенностью могу сказать, что ответственность за проблемы, которые якобы “приносят” домой из школы, только наполовину лежит на собственно школе. Вторая половина ответственности — на родителях”, — считает психолог Анастасия Михайловна.
“Школьные учителя могут транслировать какие угодно ценности и ставить сколь угодно необъективные оценки, это случается всё то время, что мы в школе, и это в известной степени “нормально”. Но конечная “интерпретация” всех этих оценок и ценностей всё равно за родителями. Именно они объясняют ребёнку, что, как и в каких количествах он “должен” школе”.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/124794122@N07/29034910237/sizes/l)
Типичный пример — ”подбадривающие” реплики, начинающие звучать ближе к первому сентября. Припоминается всё — невыученная таблица неправильных глаголов, не заполненный дневник наблюдений, приобретённая за лето привычка к позднему подъёму — короче говоря, полное несоответствие некоей школьной кондиции.
“Родителей можно понять (родителей всегда можно понять). Но есть нюанс: почему-то по умолчанию считается, что школьник на самом деле просто злостный лодырь. А это только одна сторона медали. Другая сторона (если мы заставим себя к ней присмотреться) переживает на счёт предстоящей учёбы ничуть не меньше родителей. Поэтому лучшее, что можно сделать, — принять эту сторону в расчёт и по мере сил поддержать своего школьника”.
Переходный период
Смена режима и приоритетов всегда находит своё отражение в пространстве. Появление ребёнка сопровождается полным переустройством квартиры, захватывающее хобби запросто потребует перестановок (и, возможно, новой мебели), и даже занятия йогой заставят вас расчистить пространство так, чтобы в нём можно было растянуться во весь рост в любом направлении.
Что уж говорить об учёбе.
“Подготовка рабочего места — отличный способ психологически “подогреть” ребёнка и настроить его на учёбу”, — объясняет Анастасия Михайловна. — ”Если вам удастся превратить этот процесс из скучной процедуры в нечто творческое, успех гарантирован. Под “скучной процедурой” я подразумеваю фразы вроде “И куда ты будешь складывать тетради?” или “У тебя тут опять будет свалка”.
Мне кажется, гораздо эффективнее настраивает на учёбу предложение сделать рабочее место уютным и соответствующим вкусу ребёнка, сколько бы лет ему ни было. А с подходящим местом для тетрадей он как-нибудь разберётся. В крайнем случае поищете его вместе”.
Вообще, вся “физическая” подготовка к учёбе — выбор рюкзака, канцелярских принадлежностей и тому подобного — способна творить чудеса. Важно лишь помнить, что это в первую очередь пространство столкновения вкусов, и с огромной вероятностью ваши представления о прекрасном не совпадут с аналогичными представлениями у вашего школьника. И да, это не повод для ссоры. Совсем.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/128992070@N06/15915303262/sizes/l)
Право на права
Любимая родительская фраза, связанная со школой, — ”ты теперь взрослый”. Подразумевается, что, раз кое-кто теперь “взрослый”, в его обязанности входит много чего — вовремя готовить домашнее задание, не забывать дома голову (что бы это ни значило), следить за состоянием школьной формы, думать о последствиях своих поступков и так далее.
Впрочем, большинство родителей ограничивается только этим, хотя по логике вещей очевидно, что расширение обязанностей неизменно должно повлечь за собой и увеличение количества прав.
“Отличный способ отбить мотивацию делать что бы то ни было, — увеличивать количество пунктов в графе “должен”, оставляя нетронутым столбик “можешь”. Лучшее тому свидетельство — вечно раздражённые подростки, которые прекрасно знают, что они всюду “должны”, при этом любое “можно” проверяется опытным путём по принципу “посмотрим, что мне за это будет”, — считает Анастасия Михайловна.
Расширить список прав одновременно со списком обязанностей — гениальный в своей простоте ход, считает психолог.
“Попробуйте ненадолго представить себя на месте ребёнка, который отправляется в школу. Подумайте, где и как ваши родительские ограничения могут потесниться в этом году — и расскажите об этом школьнику. Эффект будет потрясающий, но главное, вы тем самым дадите понять, что ответственность влечёт за собой не только тяготы, но и привилегии. А попутно вы сможете поговорить с собой и задаться вопросом, есть ли подобная корреляция в вашей жизни”.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/highly-suspicious/4957548568/sizes/l)
Операция “Адаптация”
У учителей в свою очередь есть свои любимые фразы, связанные с началом учебного года. Одна из таких — разные модификации реплики про “раскачку”. Детям великодушно напоминают, что в первые дни учебного года на их несобранность будут закрывать глаза (ведь за спиной каникулы), но дальше — дальше только суровый труд.
Справедливости ради стоит сказать, что слова учителя в этом случае подкрепляются научными данными. Наша физиология устроена так, что без этой самой “раскачки” не обойтись никоим образом. Первые несколько недель учебного года предназначены ровно для того, чтобы вспомнить, что было в прошлом году, и понять, что не всё забыто безвозвратно (а это абсолютно типичная ситуация).
Лучше всего дать им прожить эти несколько недель спокойно, не устраивая допросов и не донимая классного руководителя осведомительными звонками. Ничего хорошего, кроме тревоги и неприязни у ребёнка, вы этим не добьётесь.
Конечно, есть и особые случаи (куда же без них). В особом случае выясняется, что, к примеру, второе полугодие предыдущего года какой-то отдельно взятый предмет тянулся через силу, и вспомнить о нём, несмотря на все усилия, не удалось ровным счётом ничего. Причиной этому может быть как конфликт с преподавателем (что делать в этом случае, мы писали в одном из наших выпусков), так и элементарное отсутствие интереса к предмету. Способов действовать в этой ситуации существует всего два.
-
Решить, что “география не нужна для нашей будущей профессии” и пустить её на самотёк.
-
Найти репетитора, который сможет не только подтянуть по предмету, но и привить к нему интерес.
Оба варианта рабочие, но принимать решение по любому из них лучше всё-таки посоветовавшись с ребёнком, сколь бы абсурдным вам это ни казалось. В конце концов, внезапно нанятому репетитору тоже не очень интересно будет заниматься с ребёнком, заранее решившим, что условная география лежит на параллельной с ним прямой.
Корректирующие упражнения
Живущему в России взрослому человеку в школьной системе может не нравиться очень многое. Но скорее всего, все эти раздражающие вещи мало связаны с тем, что не нравится в школе рядовому школьнику: его представления об учёбе куда как более насыщены опытом, чем ваши.
И выяснить, что именно ему не нравится в процессе учёбы, — отличная идея. Оставьте учителей за скобками — они никогда не бывают идеальными — и попытайтесь проанализировать, что такого раздражающего в самом процессе. Может выясниться, что дело в исключительно бытовых моментах — например, в отвлекающих от подготовки д/з звуках телевизора, который по вечерам на кухне смотрит бабушка. Возможно, придётся поговорить с бабушкой — но оно того стоит.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/anni3goesclick/6171316601/sizes/l)
“Показывать своё неравнодушие к учебному процессу важно и нужно, — отмечает Анастасия Михайловна. — И есть очень понятная грань между неравнодушием и неврозом. В первом случае вы делаете всё, о чём вас просят, чтобы сгладить проблемные моменты. Во втором случае вы сами, не спросясь, берётесь выискивать и сглаживать все проблемные моменты, даже если об их существовании подозреваете только вы. Это здорово отталкивает и чаще всего приводит к тому, что ребёнку хочется максимально развести в своей жизни вас и школу. Не стоит это провоцировать”.
Начало учебного года — отличное время, чтобы понаблюдать за собой в качестве неспящего наблюдателя, блюдущего порядок. Воспользуйтесь этим шансом — и возможно, погружение в учёбу у вашего ребёнка получится несколько более спокойным, чем обычно.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
31 августа 2018