Первый ажиотаж после начала учебного года немного поулёгся, оставив наедине с неожиданным осознанием: впереди долгие месяцы учёбы. И неизвестно, кого эта мысль приводит в больший трепет, — самих ли школьников или их родителей.
Плохая новость: трепет родителей, переживающих за учёбу ребёнка, передаётся их детям. Хорошая новость: с этим можно научиться справляться.
Сегодня вместе с преподавателями Ассоциации репетиторов Анной Алексеевной и Екатериной Андреевной пытаемся освоить нелёгкое искусство оставаться спокойным в течение учебного года.
Цена оценки
Давайте на секунду остановимся и попытаемся осознать, какую роль в концепции “успехов в учёбе” играют “хорошие оценки” (подробнее см. наши материалы “Только пятёрка” и “Оценочные суждения”). Когда ребёнок отправляется в школу, ему желают “учиться на пятёрки”, притом пожелание это звучит едва ли не на выпускном в детском саду.
Сейчас не столь важно, насколько выставляемые учителем оценки коррелируют с успехами в учёбе, важно другое: что ему транслируют на этот счёт родители. И почему. Задайте себе честный вопрос: для вас принципиально важен столбик “пятёрок” в отметках за четверть — или что-то другое? И если “другое” — то что это?
“То, как себя чувствуют родители во время учебного года, очень влияет на то, что происходит с ребенком, — объясняет гештальт-терапевт Анастасия Галашина. — Если родители спокойны и расслаблены (ну, давайте представим, что такое возможно), то у ребенка надежный тыл. Это совершенно не гарантирует пятерок, но зато дает возможность ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно. В трудной ситуации, в конфликте или провале в учебе ребенок не станет впадать в яростные истерики. Его мир не будет рушиться каждый раз, когда трудно”.
Помощь в учёбе
Стереотипное представление о том, что “помощь в учёбе” — это когда родители делают уроки вместе с детьми, стоит отправить в архив и пореже туда заглядывать. На самом деле лучшая помощь, которую вы можете оказать вашему школьнику, — это здоровое отношение к процессу обучения и к уже упомянутой успеваемости.
Школьная успеваемость складывается из множества деталей, уверена Екатерина Андреевна, преподаватель русского языка, литературы и обществознания:
“Успеваемость ребёнка зависит от многих факторов: от отношения родителей, от личностных качеств, талантов, интересов, от преподавателей, от окружения. Заинтересованность родителей в учёбе, их участие и помощь, конечно же, способствуют успехам ребёнка. И наоборот, невнимание со стороны родителей может отбить у ребёнка желание стараться.
Ситуации бывают разные, не всегда участие и контроль со стороны родителей обеспечивают хорошие результаты обучения ребёнка. Необходимо также учитывать собственные предпочтения обучающегося, его предрасположенности”.
Также Екатерина Андреевна предупреждает, что родительское отношение к учёбе очень сказывается на школьниках:
“Иногда родители проецируют свои страхи по поводу учебы на детей, тем самым делая ребенка уязвимым к стрессу. В таком случае, ребенок будет думать уже не о знаниях, а исключительно о душевном благополучии родителей. Такое обучение не может быть эффективным. Не следует запугивать ребенка, ставить ультиматумы или винить его в плохой успеваемости. Лучше отнестись к нему как к самостоятельному человеку, объяснить, что на нем лежит ответственность за получение знаний и за собственное будущее. Необходимо, чтобы ребенок шел на контакт, не боясь попросить помощи у родителей или поделиться своими переживаниями из-за учебы“.
“Несомненно, школьная успеваемость коррелирует с отношением к учебе родителей, — согласна Анна Алексеевна, выпускница Санкт-Петербургского Государственного Университета — Однако надо понимать, что к разным детям необходим разный подход. Именно поэтому родители могут не только помочь ребёнку в учебе, но и навредить, сами того не замечая. Необходимо найти "золотую середину", родителям стоит понаблюдать, как реагирует ребёнок на те или иные замечания, предложение помощи и т.д., и исходя из реакции выстраивать правильный и эффективный подход к ребёнку”.
Что можно сделать, чтобы реально абстрактная “помощь в учёбе” стала реальной?
- Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Единственный показатель успеха или неуспеха в учёбе для него — он сам, его достижения по сравнению с предыдущими. И кстати, если вам кажется, что эти достижения непременно должны лежать в какой-то одной плоскости (например, математики), не забудьте расстаться с этим убеждением: ребёнок — не вы. Да, и фраза “я в твоём возрасте” тоже относится к числу тех, которые надо сдать в архив.
- Слушайте. “Автопилот”, который многие родители включают на время учебного года, в основном настроен на то, чтобы в школе “всё было хорошо”. Между тем в рассказах ребёнка о школе может быть скрыто желание привлечь внимание к каким-то проблемам, о которых он не решается сказать напрямую (например, конфликт с преподавателем).
- Договаривайтесь. Очевидно, что “учиться на одни пятёрки” — скорее утопия из жизни родителей, которых самих принуждали к этому в обязательном порядке. Но договорённости важны — именно они помогают вам транслировать ребёнку здоровое отношение к учёбе.
Важность последних подчёркивает психолог.
“В начале учебного года хорошо бы решить для себя и обсудить с ребенком, каких результатов вы от него ждете, что для вас приемлемо, а что нет, — говорит Анастасия Галашина. — Именно из-за того, что мы про это не думаем, потом, когда тучи сгущаются, последние силы тонут в авитаминозе, а третья четверть еще только начинается, мы ведёмся на чужие установки. И в моменты ослабленности есть риск свалиться в самобичевание и истязание ребенка. Поддержкой для вас могут стать ваши договоренности. Например: в четвертных и годовых никаких троек, или тройки - это в целом ОК, но ты занимаешься футболом 3 раза в неделю, или четверти и год должны быть на отлично. И много других вариантов”.
Но главным способом помочь ребёнку в школе всегда будет ваша забота о себе. Не забывайте: в семье очень сложно не “поймать” то, что чувствует другой, и ваше гармоничное состояние будет передаваться ребёнку куда проще, чем вы думаете. Что такое “забота о себе”?
Всё что угодно, всё, что помогает вам чувствовать себя спокойно, что приносит радость и силы. Чтение книжки на диване, долгий сон, спорт, прогулки, баня, поход в театр, посиделки с друзьями, ретрит на выходные (да, без ребёнка), поход в кино или в кафе. И всё это — без чувства вины.
Тяжело в учении, легко в учении
“Как правило, родители знают своего ребёнка лучше всех, поэтому именно они смогут выбрать правильный подход к воспитанию и обучению именно этого ребёнка, универсального метода не существует”, — отмечает Анна Алексеевна. — Одна и та же мотивация может очень по-разному работать с разными людьми. Если для кого-то похвалы и поощрения будут стимулом трудиться ещё лучше, то для другого они станут поводом расслабиться. Также по-разному могут действовать на ребёнка сомнения в успехе: одного расстроят до потери интереса к предмету, а другой захочет показать, на что он на самом деле способен.
Важно быть другом ребёнку, понимать его, знать его характер. Если родители не вникают в его проблемы, не слушают его мнение, то очень вероятно, что их действия будут мешать ребёнку”.
Знать, что на самом деле помогает, а что мешает ребёнку в учёбе, — большое родительское достижение. И совершенно очевидно, что для этого нужно время — такое понимание едва ли придёт к вам на линейке в первом классе (и вполне вероятно, что во втором тоже). Кроме того, со временем ребёнок имеет свойство меняться — меняются его интересы, меняется внутренний ритм, наконец, меняется мотивация.
Есть ли вероятность, что трудностей станет меньше к старшим классам?
“С одной стороны, родители, у которых дети впервые пошли в школу, сталкиваются со школьной адаптацией, непривычными трудностями. Здесь, возможно, легче тем родителям, у кого есть старшие дети, с ними они уже проходили этот этап. С другой стороны, сколько бы ни было детей в семье, за будущее каждого страшно всегда. Поэтому родители старшеклассников чувствуют дополнительную ответственность за знания и успеваемость детей, в том числе и потому, что повлиять на их учебу становится гораздо сложнее. Так что, мне кажется, родителям старшеклассников немного сложнее”, — говорит Екатерина Андреевна.
Анна Алексеевна, в свою очередь, считает, что “сложно” — категория, не зависящая от возраста ребёнка.
“Поступление ребёнка в первый класс – это, разумеется, целое событие для всей семьи. Меняется привычный уклад жизни, появляются уроки и домашние задания. Опять же, всё зависит от ребёнка – как он будет переносить эти изменения. Для кого-то это стресс, для кого-то – интересное приключение.
Родители старшеклассников скорее всего давно привыкли к этим хлопотам, а основная масса забот ложится уже на ученика, подростка, который должен быть ответственным и самостоятельным. Однако подростковый период – не самый простой в жизни как для ребёнка, так и для родителей.
Я склоняюсь к тому, что на протяжении всего обучения ребёнка в школе у родителей есть и сложные моменты, и приятные, и интересные”.
Однако безотносительно возраста вашего школьника важно помнить главное: ваши с ним отношения вне школы — залог его здорового отношения к жизни в целом и к учёбе в частности. Пятёрки, контрольные, ошибки — это всё частности. Куда важнее эмоциональный фон и любовь, с которыми ребёнок встречается дома.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
22 сентября 2017