Три весомых аргумента «за» животных в доме
Фраза, состаящая из «хочу» и названия животного, неизбежно звучит в каждом доме, где есть ребёнок. И первое, на что натыкается желание завести кота или пса, — разумеется, слово «нет», произнесённое трезвомыслящим родителем. Дальнейшее развитие событий зависит от настойчивости ребёнка и от того, насколько давно сами родители хотели завести себе зверя. Но каким бы ни было решение, есть несколько соображений (помимо пресловутой ответственности), о которых стоит задуматься, прежде чем «нет» станет окончательным.
О том, чем могут быть полезны животные в семье, разговариваем сегодня с психологом Ассоциации репетиторов Ксенией Николаевной.
«Он теперь будет жить с нами»
Домашние животные в современном большом городе, строго говоря, нужны не почему. Никакой прикладной функции (ловить мышей или охранять собственность) им найти не удастся, как ни пытайся. Единственное объяснение, которое удастся найти смятённому родительскому разуму, — абсолютно иррациональное: кот, пёс и все те, кто помельче, компенсируют нам ностальгию по живой природе, с которой среднестатистический человек соприкасался ещё относительно недавно, в эпоху собственного огорода и скотины. Правда, в генах никакой любви к живой природе найти не удастся, поэтому и это объяснение придётся отмести как ненаучным.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/143544746@N07/23556732898/sizes/l)
Что на самом деле стоит за детским желанием завести животное? На самом деле, всё просто: дети хотят присутствия другого. Зачастую желание завести «котика или собачку» перемежается с желанием завести «братика или сестричку» — вполне распространённая модель, доказывающая вышесказанное. И братик, и сестричка, и пёс с котом — это потенциальные друзья, свои, домашние друзья, с которыми можно будет играть всё то время, что родители заняты.
И если подобное желание кажется вам сколько-нибудь обоснованным и вы всерьёз вознамерились обдумать пополнение в семействе, начните с главного правила:
— никогда не дарите животных.
День рождения, Новый год и другие радостные поводы — отличный момент, чтобы порадовать ребёнка чем угодно, но только не ещё одним живым существом. Животное — отдельное существо, и его появление в доме должно быть спланировано вместе с тем, кто так ратует за него. Если вы собираетесь уговориться на живность, позовите ребёнка и обговорите вместе с ним все важные моменты:
— что нужно для содержания животного?
— как вы будете его кормить?
— кто будет с ним гулять/обновлять содержимое туалета?
— как вы будете поступать, когда нужно будет уехать из города?
— что, если…?
Нюансов миллион — и все их нужно обсудить до того, как новый член семьи поселится в вашей квартире.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/145850046@N04/32865566147/sizes/l)
Скрытая угроза
В целом животные со здоровой психикой и при условии адекватного же к ним отношения не имеют привычки атаковать иначе как в игре. Но и «здоровая психика», и «адекватное отношение» не появляются на пустом месте, а вырастают из грамотной подготовки всех членов семьи. Животное легко испугать и причинить ему боль по незнанию, в особенности это легко удаётся детям, которые зачастую бывают невнимательны к реакциям четвероногих.
Немецкая версия издания The Huffington Post опубликовала пять основных правил, которые помогут научить ребёнка правильно обращаться с животными. Они очень просты и во многом исчерпывают все необходимые «надо»:
- Нельзя слушать громкую музыку, если дома животное. Потому что слух любого питомца лучше, чем слух человека, и он легко может испугаться (многие собаки, например, во время грозы уползают под стол или под кровать, где прячутся от громких звуков).
- Животному нельзя делать больно. Никаких резких хватаний (в особенности за хвост), подбрасываний, одеваний в гирлянды и тому подобного. Животное испытывает ту же боль, что и человек.
- У каждого вида свои особенности. Их надо учитывать — например, котам, вопреки распространённому мнению, не нужно чесать живот, а многие собаки могут резко отреагировать, когда человеческое лицо оказывается непосредственно над их мордой, воспринимая это как агрессию.
- Кормить животных со стола нельзя. Это то самое правило, которое регулярно нарушают все, но именно его стоит не забывать ни на секунду. Человеческая еда далеко не так безобидна, как нам хотелось бы о ней думать.
- Общение с некоторыми животными требует присутствия взрослых. В частности, хомяков и морских свинок (а также кроликов) лучше не брать на руки — они очень пугливые и могут поцарапать. Царапины, оставленные кроликом, вполне могут соперничать с кошачьими — и заживают так же долго.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/117745028@N08/12765690834/sizes/l)
Правда, помимо зубов и когтей у животных есть ещё и масса положительных сторон (помимо умения быть лучшими друзьями). Научно доказано, что присутствие в доме животных может иметь самые что ни на есть радостные последствия на его владельцев.
Исследование, проведённое в Университете Альберты, показало, что соседство с собаками и кошками снижает риск аллергии и ожирения у владельцев. Правда, лучше всего «работают» всё-таки собаки (70% против 30% положительных результатов котов), и по преимуществу в тех случаях, если ребёнку три месяца от роду. Сомнительно, что в этом возрасте он уже в состоянии самостоятельно попросить зверушку.
Причины столь очевидно благотворного влияния — отнюдь не мистического происхождения: просто одновременное пребывание в доме ребёнка и животного увеличивает содержание полезных бактерий, укрепляющих иммунитет, в детском организме.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/113167570@N03/11918443956/sizes/l)
Ответственность, привязанность, боль
Плохая новость для родителей: вне зависимости от количества проведённых бесед об ответственности за тех, кого мы приручили, дети постепенно охладевают к своим питомцам. Увы, это такой же сухой научный факт, как и полезные бактерии из предыдущего абзаца. Подробности о привязанности детей к домашним животным были опубликованы в Journal of Applied Developmental Psychology учёными из Эдинбургского университета.
Двое дотошных шотландцев-исследователей проанкетировали внушительную — порядка двух с половиной тысяч человек — выборку и проанализировали ответы. Результаты оказались крайне неутешительными для родителей, но вполне ожидаемы для всех остальных. Выяснилось, что с возрастом у детей существенно снижается желание играть с домашними животными, а равно и проводить время с ними.
Интересный нюанс: меньше всего снижение уровня привязанности было зафиксировано у хозяев собак, а больше всего «не повезло» маленьким млекопитающим и кошкам.
Учёные сделали вывод, что подобное охлаждение в отношениях вполне логично, поскольку с любимого зверька внимание ребёнка, переходящего в стадию взросления, перемещается на признание сверстников — мало что в подростковом возрасте играет столь же большую роль, как пресловутая авторитетная группа. А животные, будучи, по сути, не чем иным, как частью семьи, вместе с ней оказываются на втором (если не на третьем) плане.
После таких новостей желание заводить кого бы то ни было несколько угасает, правда?
Впрочем, мы решили не делать скоропалительных выводов и обратились за советом к психологу Ксении Николаевне, специализирующейся на работе с подростками, чтобы докопаться до правды. Можно ли с какой-нибудь степенью объективности говорить, что домашние животные — это скорее благо?
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/118100172@N02/13143245653/sizes/l)
Почему всё-таки «да»
Мы думали, первым делом разговор зайдёт об ответственности, но не тут-то было: Ксения Николаевна обмолвилась о ней лишь мельком.
«Об ответственности действительно говорят очень часто, притом как правило в контексте «родитель разочарован». Но мне кажется, речь не только и не только и не столько об ответственности или безответственности ребёнка. Да, ребёнок может научиться быть более ответственным благодаря наличию в доме животного, о котором он будет заботиться, — но только если удастся договориться и удастся создать условия, в которых самому ребёнку будет понятно и интересно заниматься этим».
Сложно спорить, что забота о собаке, которую, например, невозможно удержать после прогулки, чтобы вымыть ей лапы, была по душе ребёнку, который меньше её в полтора раза.
«Так вот, от появления в доме животного помимо ребёнка бонусы получают ещё и родители. Их несколько и они огромные.
— Первый — это то, что в жизни ребёнка появляется отдельный персонаж, с которым у него непременно будут тёплые отношения. Переживание дружбы с кем угодно, но особенно с животным — само по себе очень полезный опыт, а не поладить с питомцем просто невозможно.
— Второй бонус — то, что ребёнок, у которого есть животное, становится своего рода экспертом. Да, экспертом в общении с этим конкретным видом животных, но всё-таки экспертом. Он знает, как за ним ухаживать, он знает какие-то его особенности — и это ещё одна возможная дорожка к социальным контактам с другими людьми. Вспомните мам, которые наперебой обсуждают своих детей; поверьте, собачники мало чем от них отличаются. Это по-настоящему здорово, когда ты, даже не будучи ещё взрослым, чувствуешь, что тебе есть чем поделиться с малознакомым человеком, знаешь, о чём с ним можно поговорить и можешь поделиться собственным опытом.
— И наконец, третье.
Слово «тренажёр» — очень грубое, но я всё-таки им воспользуюсь. Так вот, животные — это немножко тренажёр про жизнь. У животного цикл жизни более сжатый, но все знакомые нам моменты присутствуют. Когда он маленький, он ведёт себя как все маленькие, у него схожие со всеми детёнышами (включая человеческих) эмоциональные проявления. Взросление, старение, болезни — всё это важно для ребёнка, который благодаря ему может узнавать какие-то вещи про жизнь в целом, понимать, как эта жизнь устроена».
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/cuatrok77/8437421198/sizes/l
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: