Когда мы слышим выражение «полезные привычки», то в первую очередь думаем о занятиях спортом и отказе от алкоголя и курения. Однако существует ряд повседневных поведенческих паттернов, которые помогают человеку повысить уровень интеллекта. Ну, или якобы помогают. Вместе с экспертом разбираемся, какие из них действительно работают и стоит ли вообще говорить о том, что интеллект можно развить.
Прежде всего, стоит разобраться с определением термина «интеллект». Мы уже писали об IQ, об эмоциональном интеллекте и о зоне интеллектуального комфорта, а в этом материале речь пойдет в первую очередь о совокупности когнитивных способностей в целом.
«Интеллект является предметом научного изучения, и, несомненно, принадлежит к научным понятиям, - говорит Олеся Андреевна, преподаватель немецкого и русского языков, а также истории и обществознания. - Изучением интеллекта занимаются психология, педагогика, психолингвистика, когнитивная этология и ряд других наук. Однако, для меня, как и для большинства людей, слово «интеллект» не воспринимается как строго научный термин. Это понятие широко используется на бытовом уровне. Под интеллектом понимают способность приспосабливаться к новым ситуациям, обучаемость, понимание абстрактных вещей и использование полученных знаний и опыта для управления окружающей средой.
Можно сказать, что синонимом понятия «интеллект» является слово «ум», «разум». Человека, который занимается умственным трудом, обладающего высокоразвитым аналитическим мышлением, именуют интеллектуалом или «умным человеком». Наиболее распространенное определение интеллекта дает психология: «Интеллект - это общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение».
Хорошо усвоенное старое
В России сложно найти человека старше сорока лет, который хотя бы раз в жизни не попытался повторить эксперименты, описанные в книге Якова Перельмана “Занимательная физика”, или решить пару представленных в ней головоломок. Именно “Занимательная физика” стала не только классическим пособием, призванным углубить познания в области самого предмета, но и сборником упражнений для развития интеллекта – как у детей, так и у взрослых. Впрочем, есть и другие способы увеличить свой интеллектуальный багаж, о которых мы знаем с юных лет.
· Чтение энциклопедий. Польза чтения в целом неоспорима, но долгое время считалось, что, штудируя статьи энциклопедий или энциклопедических словарей (по алфавиту или в произвольном порядке), ты впускаешь в свою голову информацию, которая в противном случае навсегда останется для тебя недоступной. В конце концов, откуда еще тебе удастся узнать об особенностях брачного поведения павианов или самых низких температурах в истории?
· Игра в шахматы. Еще один проверенный метод, призванный заставить мозг основательно “поскрипеть”. Шахматы позволяют усилить способность к концентрации внимания, развивают логику и абстрактное мышление. Переставляя фигуры по доске, ты учишься и в обычной жизни совершать действия не бездумно, а придерживаясь определенной стратегии. Навык, чрезвычайно важный в любые времена.
· Тренировка памяти. Невозможно иметь широкий кругозор, если данные не задерживаются в твоей голове дольше, чем на несколько минут. Поэтому тренировка навыков запоминания идет рука об руку с интеллектуальным развитием. Заучивание стихотворений, игры с переворачивание карточек, даже простая попытка не записывать на бумажке, а запомнить список продуктов, которые нужно купить в магазине – упражнений существует великое множество.
· Решение логических задачек. Помните игру в “данетки”, которая раньше была хитом едва ли не в каждом дворе? Казалось бы, угадывать причину, по которой человек сел на стул и умер – ерунда и детский сад. Однако “данетки” действительно прекрасно тренируют логическое мышление, и сегодня существует немало сайтов, на которых собраны самые интересные загадочные истории. Впрочем, играть вживую с друзьями и, главное, артистичным ведущим, все еще гораздо интереснее.
Новые веяния
Можно до бесконечности перечислять традиционные способы тренировки памяти и внимания, а также обогащения лексикона, но главным их отличием от полезных интеллектуальных привычек, получивших распространение в наши дни, будет то, что они, как правило, подразумевают целенаправленную, сосредоточенную работу над собой. Сегодня же принято считать, что гибким наш ум делают не столько сложные упражнения на сообразительность, сколько, во-первых, развлечения, совмещающие приятное с полезным, а во-вторых, внимание к собственному психологическому здоровью.
В этом контексте особенную пользу приносят:
- Фрирайтинг. Под этим загадочным словом скрывается привычка каждое утро отводить 20 минут на то, чтобы записать на бумаге все свои мысли и ощущения. Неважно, что это будет: пересказ странного, сюрреалистичного сна или описание чувств, которые вы испытываете перед запуском нового, сложного проекта. Фрирайтинг освобождает голову от лишних, приносящих беспокойство мыслей и позволяет использовать свой ум более эффективно.
- Медитации. Необязательно уходить в полутрансовое состояние на несколько часов: достаточно посвятить все те же 15-20 минут в день самосозерцанию, отвлечься ненадолго от рутины, “перезагрузиться” – и с новыми силами браться за решение рабочих и бытовых задач.
- Занятия спортом. Обидный, но распространенный стереотип гласит, будто спортсмены обычно не отличаются высоким IQ. Во-первых, это неправда. Во-вторых, занятия спортом косвенно влияют на развитие интеллекта – причем не только те, что подразумевают работу с тактикой и стратегией: бокс, футбол и т.д. Благодаря активным физическим нагрузкам наш мозг, с одной стороны, насыщается кислородом, а с другой, получает хорошую передышку. Более того, при занятиях спортом активируется серотонин – молекула счастья. А ведь быть светочем мысли в угнетенном состоянии гораздо сложнее, чем в стабильном и благостном.
- Занятия живописью/театром/музыкой/литературой. В бытовом сознании искусство часто противопоставляется интеллектуальному труду. Мол, где художники, а где – физики-ядерщики. Но на самом деле даже попытка написать стихотворение станет для мозга отличной тренировкой. И неважно, каким оно в итоге получится – хорошим или не очень. В конце концов, великих поэтов и так единицы и не стоит рассчитывать стать одним из них с бухты-барахты.
- Новые маршруты. Не только буквальные – на дорогах. Хотя психологи говорят, что даже привычка ходить на работу разными улицами или пользоваться разными видами транспорта действительно тренирует внимание и память. В целом стремление не загонять себя в рамки однотипных повседневных ритуалов имеет выраженный эффект и создает новые нейронные связи. Попробуйте, например, начинать уборку с другой комнаты или введите в меню несколько новых, более сложных в приготовлении блюд.
«Существует множество работ, где даются рекомендации, описание «ухищрений» для развития интеллекта, - рассказывает Олеся Андреевна. - Например, психологи советуют правшам как можно чаще использовать в быту левую руку, что способствует дополнительной «стимуляции мозга». Рекомендуют стараться больше запоминать и меньше записывать, делать определенные физические упражнения на развитие координации движений. Все эти приемы я считаю очень полезными, они улучшают многие показатели. Особенно важны они для детей и пожилых людей. С другой стороны, трудно определить, как это все связано с «интеллектом» и его развитием. «Умнее» стать такие ухищрения не помогут».
Расслабиться и получить удовольствие
К перечисленному выше вполне можно добавить психотерапию, здоровый сон, любимую работу, возможность читать хорошие книги и играть в качественно сделанные компьютерные игры – главным образом, квесты и стратегии. Поэтому сам собой напрашивается вывод: интеллектуальное развитие, по всей видимости, невозможно без создания общих комфортных условий для жизни, пусть это и звучит несколько абстрактно.
С другой стороны, уровень интеллекта сам по себе – показатель не то чтобы очень конкретный и определенный. И даже хваленые тесты на IQ далеко не всегда отражают реальное положение вещей. Поэтому и полезные интеллектуальные привычки стоит рассматривать скорее не как безотказно работающие и гарантирующие результат упражнения, а как способ позаботиться о себе в целом и, отчасти, повысить свои шансы избежать старческой деменции. Ну, или хотя бы отсрочить ее наступление.
«Хорошая память, например, присуща большинству людей, которых определяют как высокоинтеллектуальных, - рассуждает Олеся Андреевна. - Но память, вернее, объем так называемой «рабочей памяти», это всего лишь один из многих параметров, формирующих интеллектуальную систему. Большую, чем память, роль, играет, по моему мнению, генотип индивида и жизненный опыт. Именно этим параметрам принадлежит определяющее значение. Отсюда возникают такие понятия, как социальный интеллект, эмоциональный интеллект и другие, связанные, главным образом, с личностными качествами индивида.
Обучая человека, мы всегда ставим перед собой определенные цели. Освоить иностранный язык, понять исторические закономерности, научиться решать те или иные виды задач. Заучивание стихов, «интеллектуальные игры» и чтение важны для образования и обогащения человека. Что же касается развития «умения соображать», «изобретать», то, это, скорее, врожденные качества человека, и тут я настроена достаточно скептически. Я сомневаюсь, что интеллект вообще можно развить. Он присущ человеку как задаток, который можно превратить в способность путем обучения. Но только в том случае, если задаток присутствует. Я бы вовсе не стала ставить перед собой такую абстрактную цель, как «развитие интеллекта». Поскольку невозможно даже оценить, насколько развился интеллект в результате обучения и развился ли он вообще».
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
29 сентября 2017