В одном из выпусков блога Ассоциации репетиторов мы писали о буллинге — травле, которую устраивают школьники одноклассникам. Сегодня речь пойдёт о кибербуллинге — разновидности травли, которая, увы, не заканчивается с последним уроком, а продолжается везде и всегда.

История

Сплетни за спиной появились, надо полагать, в тот же момент, когда человечество обзавелось речью. Но до относительно недавнего времени не существовало единого пространства, где все находятся на виду у всех — и потому для всех уязвимы. С появлением Интернета свобода слова успела проявить себя многожды, и далеко не всегда — с лучшей стороны.

В 2006 году одноклассники Кайли Кенни создали сайт «Корпорация «Убей Кайли». На сайте разместили её координаты и компрометирующую её информацию. Девушке несколько раз пришлось менять школу,  и в итоге перейти на домагнее обучение.

Другая жертва кибербуллинга — Джед Престо, также подросток из США. После конфликта с одноклассниками он перестал выходить из дома, а также пытался покончить с собой. Джеду звонили по ночам, отправляли sms-сообщения, а также распространяли о нём слухи в Интернете.

Джуди Рамб одноклассники «одарили» сайтом, который был посвящён дате её предстоящей смерти и во всех подробностях обсуждал избыточный вес Джуди.

Отравленная реальность

Жислен Раза — подросток, вошедший в историю как Star Wats Kid. Кличка прилипла к нему после того, как одноклассники выложили в сеть снятый им видеоролик, в котором он изображает битву на световых мечах. Ролик получил 76 миллионов просмотров, что существенно изменило отношение к Жислену в школе. В итоге родителям Разы пришлось обратиться к психиатру за квалифицированной помощью сыну.

Наиболее широкий резонанс получила история 13-летнего Райана Хэллигана. В 2003 году он покончил с собой, не выдержав травли одноклассников, распространявших информацию о том, что Хэллиган — гей.

Случай Райана Хэллигана дал основание для ряда законодательных изменений в США и стал поводом осмыслить её в других странах. В России законопроект о наказании за травлю в Интернете обсуждался в марте этого года. Однако вне зависимости от существования подобных норм безопасность в Интернете остаётся прежде всего навыком, который необходимо воспитывать — начиная с того момента, когда ребёнок может пользоваться Интернетом.

Отравленная реальность

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/133951503@N03/31746126403/sizes/l)

Откуда это здесь?

«Кибербуллинг, или онлайн-травля, — к сожалению, явление очень распространённое», — комментирует психолог Анастасия Михайловна.

«Площадок для кибербуллинга предостаточно, начиная от социальных сетей и заканчивая личным номером телефона (не нужно думать, что речь лишь об Интернете). Кибербуллинг может принимать разные формы, но по сути своей мы всегда имеем дело с одним и тем же явлением — это психологический виртуальный террор. Он проявляется за счёт дисбаланса власти (то есть, подрыва социального статуса жертвы в группе).

Я бы не стала сравнивать кибербуллинг и буллинг «реальный», но хотела бы подчеркнуть, что первый может быть куда агрессивнее: жертва «невидима», не существует никакого стоп-сигнала, предел её страданий установить невозможно. К тому же, в отсутствие видимых отметин вроде синяков или ссадин выявить кибератаку куда сложнее».

Кибербуллинг — это общее название, за которым может скрываться множество разных явлений. Американские учёные, исследовавшие кибербуллинг, выделили восемь основных его разновидностей.

  1. Нападки (harrasment) — постоянные атаки, оскорбления (в соцсетях, sms, звонках или онлайн-играх).

  1. Клевета. Речь не только о заведомо ложных слухах, но и о «творчестве» вроде фото, песен и т.п., в которых жертва выставляется в неприглядном свете.

  1. Флейминг. Так называется перепалка в комментариях (например, на YouTube), но несмотря на равноправные изначально позиции один из участников может пострадать, т.к. выпад противника может быть подкреплён либо конфиденциальной информацией, либо массовой поддержкой других, заранее предупреждённых пользователей.

  2. Самозванство. Либо у жертвы похищают пароли доступа к аккаунтам в социальных сетях, либо создаётся аналогичный аккаунт. От лица жертвы ведётся заведомо негативная коммуникация.

  3. Надувательство и выманивание конфиденциальной информации. Помимо собственно получения информации может осуществляться её передача или публикация в открытом доступе (как в случае Кайли Кенни).

  4. Киберпреследование — выслеживание жертвы с помощью онлайн-данных. Целью как правило является нападение и т.п.

  5. Отчуждение. Подобно тому как подростка «исключают из группы» в реальном мире, в сети его могут игнорировать через защиту общих групп паролем, включение в спам-списки, etc., а также не реагируя на его сообщения и письма.

  6. Наконец, хэппислепинг (happy slapping) — публикация в сети роликов, на которых запечатлены реальные сцены насилия. Как правило выкладываются они без согласия жертвы. Кроме того, известны трагические случаи хэппислэппинга — как, например, случай Тристона Кристмаса, умершего от удара головой после такой «съёмки».

Отравленная реальность

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/jaclynt/173036292/sizes/o/)

Что делать родителям?

«В подавляющем большинстве случаев дети не рассказывают о том, что происходит с ними в сети, — подчёркивает Анастасия Михайловна. — И это во многом понятно, ведь Интернет они воспринимают как часть личной территории, особенно подростки. Поэтому в отношении кибербуллинга работают в целом два метода. Первый — предупредительный: вы заранее объясняете ребёнку, какие угрозы существуют в Интернете, и объясняете, как их распознать и что с ними делать.

Второй — наблюдательный. Если вы замечаете, что у ребёнка после визита в виртуальную реальность резко портится настроение, вернее всего, причина не в усталости от экрана, а в том, что по другую сторону его — обидчики».

Итак, что же нужно помнить подростку, если в его отношении развязался кибербуллинг?

  1. Флейминг: нужно покинуть чат/дискуссию/тред, где идёт перепалка, и отписаться от информирования о новых комментариях.

  2. Самозванство: сообщить администрации социальной сети и друзьям, что самозванец — не вы.

  3. Изоляция. Это хороший повод поговорить с родителями, а заодно поразмышлять, почему важно принадлежать к группе, которая отвергает (вполне возможно, это не так уж и важно).

  4. Клевета. Также подходящая причина рассказать о случившемся родителям, а ещё — напомнить обидчикам, что это уголовное преступление (Статья 128.1 УК РФ.).

  5. Преследование в сети/хэппислэпинг. Об этом необходимо сразу же сообщить родителям и полиции.

Если родителям повезло и ребёнок поделился с ними ситуацией, самое время оценить происходящее. Нужно узнать информацию об обидчике — в каких взаимоотношениях он с ребёнком, случались ли похожие конфликты ранее? Нелишним будет выяснить, что известно агрессору о ребёнке, если это не одноклассник, — может ли он знать реальное имя, адрес, номер школы и прочие данные? Ребёнка нужно предупредить о том, чем может быть чревата встреча с незнакомцем из сети.

И разумеется, если от агрессора поступают угрозы, касающиеся жизни или здоровья ребёнка или членов семьи, самое время безотлагательно обратиться в правоохранительные органы.

Отравленная реальность

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/turn_your_swag_on/3832973749/sizes/l)

Профилактика

«Правила пользования Интернетом должны быть выучены до того, как ваш ребёнок отправится в большое плавание по сети. Тогда с большой долей вероятности неприятных последствий можно будет избежать. По большому счёту, от родителей требуется минимум усилий — 

  1. объяснить, что можно и нельзя публиковать (любая личная информация вроде адреса, телефона, а равно и фотографий с обнажёнными частями тела никогда не должна оказываться в сети, и это, кстати, касается не только подростков);

  2. объяснить, как можно и как нельзя разговаривать в сети (этика онлайн-общения — продолжение «оффлайновых» правил);

  3. объяснить, как реагировать на резкие комментарии и обидные слова (лучше всего — полным игнорированием);

  4. и самое главное, показать возможности Интернета и научить их использовать для саморазвития, а не для безудержного и, кстати, вредного заседания в социальных сетях.  

В эффективности последнего пункта я уверена больше, чем во всех остальных. Родительское представление о чём бы то ни было передаётся ребёнку, и Интернет здесь не исключение. Если для вас Интернет — это не только Instagram, Facebook и сериалы, но и возможность обогатить свои знания и умения, вполне возможно, ребёнок также привыкнет воспринимать сеть в первую очередь как удобный источник информации, а не как ещё одно пространство, где можно поделиться с окружающими своими негативными эмоциами и потешить тщеславие».

Напоследок не можем также не напомнить о существовании специальных программ, позволяющим родителям контролировать пребывание детей в сети.

Мудрая сова 12 октября 2018