Кажется, единственная черта, объединяющая все школы на свете — звуковой фон на переменах. Коридоры заполняются шумом и топотом, учителя стараются идти быстрее и поближе к стенке, самые низкие школьники всерьёз рискуют быть затоптаны. “Отдых” на перемене в школе трактуется вполне единодушно как возможность подвигаться и пошуметь. Почему так — и что об этом думает школьная система, — разбираемся сегодня с помощью преподавателя Ассоциации репетиторов Наталии Владимировны.
Необходимость шуметь
В книге Виктора Дольника “Непослушное дитя биосферы”описывается феномен “пошумелок” — коллективных шумных сборищ молодняка, демонстрирующего таким образом мощь своей группы. Едва ли эту милую биологическую особенность можно с полным основанием использовать как объяснение происходящего на переменах, но в качестве метафоры она более чем уместна. Школьники, только что просидевшие целый урок под строгим учительским надзором, всем своим поведением заявляют “Свобода!”, пусть даже эта свобода длится считанные минуты.
Источник фото
Но если сами по себе “пошумелки” воспринимаются учителями как неизбежное зло, то вот “беготня” — определённо предмет, который по меньшей мере принято “искоренять”.
“Даже временное статическое напряжение отрицательно действует на микроциркуляцию и гемодинамику, снижая подвижность нервных процессов и нарушая регуляцию вегетативных функций. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками”, — меланхолично сообщает учебник по валеологии Н.Н. Малярчука.
Это же пособие (и тем же меланхоличным тоном) уверяет читателя, будто “двигательная активность является… главным фактором физического развития в жизни ребёнка”. Что, конечно, не может не удивлять, учитывая, с какой истовой настойчивостью преподаватели пытаются эту физическую активность ограничить. Кажется, первое с чем ассоциируется школа, — это поза “руки на парте”, которую запрещено менять под страхом двойки.
Источник фото
Правда, у этой позы есть и обратная сторона: чтобы поддерживать её в должном виде, необходим мышечный корсет. А для мышечного корсета, в свою очередь, необходима двигательная активность. А для двигательной активности…
“У меня есть опыт работы в школе, где детям запрещали бегать на переменах. Сейчас я работаю в другой школе — здесь детям разрешают бегать и играть в подвижные игры в рекреациях под присмотром учителей, — рассказывает Наталия Владимировна, выпускница МПГУ, специалист по логопедии и специальной психологии. По своему опыту могу сказать, что, конечно, вариант с играми (салки всех разновидностей, кошки-мышки и т.д.) детям подходит больше: на уроках они уже готовы к обучению, так как не нуждаются в немедленном выбросе скопившейся энергии. Когда детям запрещали бегать и играть на переменах, шуметь, то и на уроках они были перевозбуждённые, не слушались и, соответственно, хуже воспринимали учебный материал. Я считаю, что детям (особенно в начальной школе) обязательно нужно разрешать на переменах играть в подвижные игры, но все учителя должны наблюдать за этой игрой. У нас в школе все учителя на этаже начальной школы во время перемен стоят в коридорах и дежурят на предмет опасных для детей ситуаций”.
Школьный коридор
Источник фото
Разумеется, у учителей есть свои причины недолюбливать “беготню”. Дело, конечно, не в том, что они и без того измучены жизнью, а тут ещё детский топот и крики. Отнюдь. В ситуации, когда сил много, а осознанности пока что ещё нет, велик риск самых разных последствий:
- драки (из-за внезапного столкновения)
- “порча школьного имущества” (разбитые стёкла, вмятины в дверях, etc.). Особенно “достаётся” стеклу двери между лестничным проёмом и коридором.
- травмы при ускоренном спуске по лестнице (а как иначе?)
- травмы при позднем “торможении” или внезапно открывшейся на пути двери
- травмы при падении (причин множество — от специально поставленных подножек до развязанных шнурков)
Хорошая новость заключается в том, что малоконтролируемая двигательная активность — достояние по большей части младшей школы. У старших школьников на перемене главная задача — социализация.
Подросткам пространство для рекреации нужно в первую очередь как площадка, где они могут продемонстрировать себя. Для подростков 13-14 лет школьный коридор превращается в своего рода саванну, где сразу видно своих и чужих и где самопрезентация становится основой успешного существования не в меньшей степени, чем хорошая учёба (если не в большей). По этой причине так популярны становятся у восьми- и девятиклассников скамейки на первом этаже, около раздевалки. Это идеальное место, с которого видно всё вокруг — и на котором тебя тоже видно всем, кому ты хочешь себя показать.
Источник фото
“Учащимся средней и старшей школы на переменах необходимо предоставить зону для общения, а если им необходимо подвигаться — сделать доступным спортивный зал на время перемен”, — считает Наталия Владимировна.
Образ действий
В тёплое время года у школьников (чисто теоретически) есть возможность выходить на перемены на улицу, где можно подвигаться. Это, впрочем, работает лишь во время больших перемен, да и то не всегда: необходимость переобуваться убавляет пыл даже у самых энергичных.
Вместе с тем в школе как правило есть спортивный зал — и нет никаких оснований, почему бы его не задействовать в интересах тех, кому не сидится на месте.
“Для спортивных старшеклассников должен быть доступ к спортивному залу во время перемен — под присмотром учителя физкультуры, — подчёркивает Наталия Владимировна. — Ребята могут поиграть в баскетбол или волейбол. Некоторым детям порой нужно просто выместить злость (или какие-либо другие сильные эмоции) на мяче: можно просто забивать голы в футбольные ворота. Тоже наблюдала такие ситуации не раз — ребятам подобная терапия «отыграться на мяче» очень помогала прийти в себя перед следующим уроком”.
Многие частные школы, чья планировка позволяет учитывать пожелания владельцев, подходят к созданию зон отдыха с большим творческим запалом, устраивая в них настоящие рекреации с мягкими диванами, коврами, wi-fe и столиками. Разумеется, у типовых государственных школ такой возможности, как правило, нет, но, по мнению Наталии Владимировны, это не большая проблема.
“В стандартных школах в форме буквы Н рекреации на 2 и 3 этажах одинаковые — их площади вполне хватает как для подвижных игр, так и для организации зон отдыха. Минимальные требования — дать возможность (пространство) тем, кто хочет двигаться, и предоставить диванчик тем, кто предпочитает пассивный отдых. Повышение комфорта дальше зависит от типа здания”, — считает педагог.
Источник фото
В идеальном мире зоны отдыха можно было бы устраивать с учётом обратной связи от учеников. Например, нет ничего сложного в том, чтобы выделить небольшую полку для буккроссинга, где бы учащиеся могли оставлять прочитанные книги и брать себе те, что хочется прочесть. Стенгазеты — формат, как будто бы уже изживший себя, — можно было бы превратить в средство для организации групп для работы над творческими проектами — к праздникам или просто так.
Источник фото
Пространство школьных коридоров, обычно пустое и исключительно безликое, по большей части воспринимается как источник опасности и место, где нужно всегда быть начеку — и происходит это преимущественно потому, что ровно этого от него и ждут. Дать школьникам “обжить” его — как будто бы невыполнимая утопия: сразу представляется орда инстанций, ведающих пожарной безопасностью и множеством других безопасностей, которая только и ждёт, как бы запретить всё, что намекает на жизнь и движение.
Но с чем большей привязанностью и теплом школьники относятся к школьному пространству, тем меньше в них желание намеренно его разрушать и вносить в него деструктивный хаос — в виде несмываемых надписей, приклеенных жвачек, etc. Возможно, дать возможность ученикам качественно передохнуть между уроками — первый шаг к тому, чтобы школа чуть меньше ассоциировалась с грустной повинностью.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
04 ноября 2016