Тексты, тексты и ещё больше текстов — чем ближе школьник к тому, чтобы превратиться в студента, тем с большим количеством букв ему приходится иметь дело.
Вряд ли скорость чтения можно однозначно назвать решающим фактором при поступлении в вуз, но вот в институте темп чтения решает очень многое: объёмы текста, с которыми сталкиваются студенты, заставляют пересмотреть старые привычки. Те, кто привык к медленному и вдумчивому чтению, частенько хватаются за голову — но в ней, увы, только одна привычная схема. Один из вспомогательных методов — скорочтение — разумеется, далеко не всем кажется однозначно полезным и эффективным.
Может ли помочь скорочтение, как научиться ему без профессионального педагога, все ли тексты можно читать с помощью этого метода — разбираемся в вопросе с помощью нашего педагога Марины Андреевны.
Быстро, быстрее и ещё быстрее
Если у вас нет сверхспособностей, то вероятнее всего, скорость чтения у вас колеблется от 120 до 180 слов в минуту — во всяком случае, так считает Павел Палагин, специалист по скорочтению. Согласно другим данным, средняя скорость чтения взрослого человека — около 201 слова в минуту (что всё равно не очень много). Техника скорочтения позволяет развить скорость примерно в три-четыре раза выше обычной — то есть, читать уже порядка 600 слов в минуту.
“Я считаю студента, ученика свободной личностью, которая имеет право на собственный способ развития в данном направлении, — говорит Марина Андреевна, выпускница Литературного института им. А.М. Горького, преподающая русский язык и литературу. — Я считаю неэффективным активно рекомендовать тот или иной навык чтения, но также, не скрывая, делюсь своими достижениями в этой области. Если ученика пример учителя заинтересует, он позаимствует то, что ему необходимо и в таком количестве, в каком нуждается”.
Источник фото
Обывательское представление рисует скорочтение как некую технику “проглатывания” большого количества слов за меньшее время. Всё не так однозначно: для того, чтобы овладеть скорочтением, нужно научиться сразу нескольким вещам. А именно:
- концентрации
- непроговариванию текста во время чтения
- образному мышлению
В идеале хорошо бы ещё расширить угол зрения (т.е., читать предложениями или даже абзацами) и чтению по принципу “только вперёд” (т.е., без возвратов к уже прочитанному), но это скорее касается студентов и взрослых. Основные же три пункта мы разберём сейчас: технически их можно наработать самостоятельно, и сделать это не так сложно.
Описанные техники довольно просты в освоении, поэтому подойдут и взрослым, и школьникам. Однако прежде чем обучать им кого-либо, мы рекомендуем вначале попробовать их самостоятельно. Или же, как вариант, попробовать научиться им вместе со своим школьником.
Шаг 1. Концентрируемся
Источник фото
Что вы делаете, когда читаете? Ожидаемый ответ — “читаю, конечно!”. Отчасти вы правы, но лишь отчасти. На самом деле чаще всего во время чтения мы работаем сразу по нескольким направлениям (помимо собственно чтения):
- анализируем то, что читаем
- проигрываем в голове сюжет читаемого
- придумываем детали, дополняя прочитанное
- проигрываем в голове события из собственной жизни (!)
- занимаемся планированием (!)
Для того, чтобы ускорить темп чтения, большей частью этого списка придётся пожертвовать. Для нас важными становятся только три пункта — собственно чтение, анализ прочитанного и его сюжет. Иными словами, личное отходит на второй план, оставляя в фокусе внимания лишь книгу. Если вы никогда раньше специально не учились концентрации, попробуйте сделать это прямо сейчас. Закройте глаза и посидите минуту, наблюдая за собственным дыханием. Дальше, открыв глаза, продолжайте фокусироваться на дыхании — и продолжайте читать. Держите фокус на тексте, на дыхании — и возвращайте их туда всякий раз, как только мысль пытается уйти в сторону.
Шаг 2. Замолкаем
Источник фото
Когда мы только учимся читать, мы непременно проговариваем весь текст — по буквам, по слогам, наконец, по словам. Процесс чтения, таким образом, делится на четыре этапа: увидеть написанное, проговорить написанное, услышать произнесённое, понять прочитанное. Это довольно долго.
Темп чтения существенно повысится, если пренебречь двумя этапами, ограничившись лишь пунктами “увидеть” и “понять”. Как избавиться от привычки артикулировать прочитанное? Самое простое (и самое популярное) упражнение — вместо того, чтобы мысленно произносить читаемые слова, попробовать подсчитывать их количество. Звучит сложнее, чем получается на практике. Проверено!
Другой способ, тоже довольно распространённый — во время чтения отбивать ритм указательным пальцем по столу и пытаться синхронизировать его с читаемым. Немного практики — и вместо звучания слов у себя в голове вы начнёте слышать ритм читаемого. Который, кстати, можно будет ускорить, просто начав постукивать пальцем быстрее.
Шаг 3. Активизируем воображение
Источник фото
О сходстве литературы и кинематографа сказано уже не раз. Об их родстве красноречиво свидетельствует то, что чаще других экранизируются произведения авторов, которых читать легко. Притом это “легко” отнюдь не всегда свидетельствует о низком качестве текста: романы Стивена Кинга и Филипа Дика — далеко не бульварная литература.
Наша задача — научиться использовать выразительность слов себе на пользу. Читая очередной текст, попробуйте на сей раз не просто скользить глазами по строчкам, но подбирать к каждому слову максимально яркий образ — представьте, что вы как бы оживляете напечатанный текст, делаете его объёмным. Пусть теперь каждое слово ассоциируется у вас не только с его начертанием, но и с эмоцией, цветом, ощущением. Этот навык невозможно отработать за один подход, но если попытаться ввести его в привычку, то читать тексты станет не только проще, но и увлекательнее.
Где и когда?
Разумеется, считать скорочтение панацеей было бы как минимум наивно. Это — только техника, и как у любой техники, у неё есть свои ограничения, условия и сферы применения.
Источник фото
“Давайте задумаемся, что стоит за идеей «скоро»чтения, «скоро»писания, спешного получения информации, знаний, навыков… за ней стоит идея «скоро» жить. И хотя мы все сегодня «жить торопимся и чувствовать спешим», стоит согласиться, что эта тенденция бесперспективная и даже порочная. В области художественной литературы скорочтение лишает читающего всех прав и привилегий ценителя словесности: эстетического наслаждения, глубинного взаимодействия с автором, понимания, — считает Марина Андреевна. — Мне импонирует опыт медленного, вдумчивого совместного чтения, когда преподаватель обращает внимание студентов на значимые детали, приоткрывает глубины подтекста, авторского стиля, интерпретирует роль средств выразительности. Однако здесь важна ориентация на слушателя, важны стимулирующие размышление вопросы, важен диалог”.
Да и да: художественная литература — занятие специфическое, требующее соответствующих условий и настроя. Но помимо художественной литературы есть ещё масса другой — статьи, техническая литература, etc. Кроме того, как ни жаль об этом говорить, есть ситуации, когда экспресс-чтение художественного текста необходимо — с этим часто сталкиваются гуманитарии с филологических факультетов, факультетов журналистики и из переводческих вузов.
Источник фото
Для экзамена по литературе зачастую важнее оказывается знание конкретных деталей в тексте, нежели отношение экзаменуемого к этому тексту. Чтение текста “по диагонали” помогает освежить память — а порой даже спасает от “неуда”, когда, например, в срочном порядке необходимо подготовиться к коллоквиуму. Отдельно стоит упомянуть о книгах non-fiction, 60% объёма которых — вводные предложения и прочая “вода”. Научиться читать подобную литературу, скользя по поверхности текста — не просто полезный навык, но долг перед самим собой: это сэкономит многие часы жизни (которые при желании можно потратить на художественную литературу).
Подводные камни
Одно правило, которое следует непременно усвоить, прежде чем браться за обучение ребёнка скорочтению: эту технику следует осваивать только после того, как у ребёнка уже закрепился в голове начертательный образ отдельного слова. Почему это важно?
По меньшей мере потому, что так называемая “врождённая грамотность” (которая, конечно, никакая не врождённая) — следствие вдумчивого многократного прочтения одних и тех же слов и их запоминания. Выражаясь метафорически, для того, чтобы играть быстро, для начала нужно по крайней мере выучить ноты. Слова (то есть, образы слов) — это ноты, которые мы воспроизводим во время чтения. Не научившись правильному их воспроизведению, мы рискуем всю жизнь “фальшивить” — писать, а то и говорить неграмотно.
Источник фото
Второй момент — и он едва ли менее важен, чем первый — скука. Скорочтение похоже на экспресс-обед, когда основная задача — насытиться, а вкус еды отходит на второй план. Этот способ хорошо работает в рабочих ситуациях, где процессом заправляет слово “надо”: надо написать реферат на основе прочитанного, надо подготовить доклад, надо написать билеты к экзамену или, наконец, диплом.
Но читая “на скорости” всё подряд, можно потерять вкус к литературе вовсе — и в этом она тоже похожа на кинематограф: важен тайминг, важна размеренность, важны детали. Проносясь сквозь них на всех парах, ученик (студент) рискует не распробовать оттенки вкуса, поэтому очень желательно, чтобы первое прочтение классики происходило самым что ни на есть традиционным методом — с чаем, в кресле, с выключенными телевизором и компьютером, наедине с книгой.
Обобщая, можно сказать, что техника скорочтения — то, что должно прививаться лишь после того, как заложены основы культуры чтения.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
18 марта 2016