Вот уже больше десяти лет российские школы официально имеют право придерживаться концепции профильного образования, согласно которой после девятого класса ученики сами решают, какую группу дисциплин будут изучать в ближайшие два года. Правда, далеко не каждый преподавательский состав этой возможностью с радостью воспользовался, а общественное мнение и вовсе склоняется к мнению, что на данном этапе профильное обучение приносит скорее вред, чем пользу. Заложена ли в человеке склонность к гуманитарным или техническим наукам от рождения и должна ли школа готовить ребенка к научной и профессиональной деятельности – разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов.
Зарождение профильного школьного обучения в России можно отнести к второй половине XIX века, когда гимназии были разделены на классические и реальные. Первые готовили к получению академического высшего образования, а вторые – к поступлению в училище или к профессиональной деятельности. Спустя век, уже при советской власти, был проведен эксперимент, в ходе которого в ряде школ учеников разделили на три группы: одни изучали предметы технического профиля, другие – биолого-агрономического, а третьи – гуманитарного.
Незадолго до распада СССР в стране появилось множество лицеев, которые готовили старшеклассников непосредственно к поступлению в университет. Некоторые из этих учебных заведений были и остаются официально прикреплены к конкретным вузам. И уже в 2002 году в России приняли Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования, которая подразумевает возможность выбора из четырех групп предметов:
- Естественно-математические науки
- Социально-экономические науки
- Гуманитарные науки
- Технические науки
Кроме того, существует универсальный профиль, не предполагающий специализации, и именно он пока остается наиболее распространенным.
Природа совершает выбор за нас?
Прежде чем оценивать плюсы и минусы профильного образования, следует попытаться понять, имеем ли мы право говорить, что предрасположенность человека к той или иной группе наук формируется еще в материнской утробе. Действительно ли одни рождаются с потенциалом доказать теорему Ферма, а другие по определению прекрасно ориентируются в мировом историческом процессе, не прилагая к этому никаких особенных усилий?
«Успешность обучения школьников во многом определяется их психофизиологическими особенностями. Исследования ученых показывают, что восприятие учебного материала зависит от доминирующего типа функциональной специализации полушарий головного мозга, – рассказывает Елена Геннадьевна , преподаватель русского языка и литературы. – Левое и правое полушария выполняют разные функции: правое отвечает за образно-чувственное мышление, левое – за понятийно-логическое мышление. Сейчас в науке широко используется понятие профиля ФМА (функциональной межполушарной асимметрии), под которым понимается распределение доминирования активности полушарий при организации моторных, сенсорных и психических функций. Правополушарным детям свойственно целостное, нерасчлененное восприятие, левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. У первых лучше получается синтез, у вторых – анализ.
Источник фото
Профиль ФМА говорит об определенной предрасположенности ребенка к продуктивной деятельности в гуманитарной или технической области, – продолжает эксперт. – Однако даже в пределах гуманитарного цикла есть предметы (литература, история), лучше изучающиеся правополушарными детьми, и есть предметы (русский язык), в которых наибольших успехов добиваются левополушарные дети. То же касается и дисциплин других профилей: они неоднородны по степени представленности в них информации, требующей участия понятийно-логического мышления, за которое отвечает левое полушарие».
Чистых, дистиллированных гуманитариев или технарей не существует ни среди детей, ни среди взрослых: человека, который в десять лет с упоением прочитал «Войну и мир», а потом до тридцати так и не смог выучить таблицу умножения, можно смело считать феноменом. Если бы природная предрасположенность к той или иной сфере знаний играла определяющую роль, в школах бы просто не было крепких отличников, более-менее одинаково успевающих по всем предметам.
Роль окружения и школы
Вместе с тем, одним людям действительно лучше удается писать сочинения, другие щелкают математические задачи как орешки, а третьи могут даже среди ночи, с закрытыми глазами составить уравнения реакций окисления меди. Однако причина тому кроется не только в строении мозга:
- Один из основополагающих факторов – семья. Дети актеров сами идут в театральное училище не потому лишь, что у папы или мамы есть блат. Если ребенок видит, что родители любую свободную минуту проводят с книгой, ему и самому неизбежно захочется больше читать. Отец-программист может запросто доказать дочери, что компьютер предназначен не только для игр, а матери-художнику хотя бы на начальном этапе довольно легко увлечь сына живописью;
- Значительное влияние также оказывает среда. Общаясь со сверстниками как в школе, так и во дворе, дети часто перенимают у них увлечения. Сказывается и атмосфера в классе: ребенок, которого дразнят ботаником, часто скорее предпочтет отказаться от искреннего интереса к биологии, чем давать однокашникам лишний повод для насмешек;
- Не стоит забывать и о том, что старшеклассники уже хорошо представляют, какие профессии престижны, а какие – нет. Подросток может не захотеть идти к класс естественнонаучного профиля, так как понимает, что в современной России врачи получают невысокую зарплату, зато выбор класса социально-экономического профиля может стать первым шагом к должности депутата;
- Наконец, никогда не стоит забывать о роли учителя, который может как привить фанатичную любовь к предмету, так и зарубить ее на корню. И дело тут не только в умении объяснять материал. Даже не будучи уверенным в том, что обязательно станет журналистом или филологом, ребенок порой предпочитает гуманитарный класс просто из-за того, что чувствует симпатию со стороны учителя литературы, уважает его и хочет продлить удовольствие от общения с ним.
«Именно в школе формируется мировоззрение и система ценностей, в соответствии с которыми человек будет жить, — считает Елена Геннадьевна. — Сейчас во многом упущена воспитательная функция школы. Если историк или словесник понимает свою ответственность перед юным поколением, он построит работу так, чтобы донести до учеников высокие идеалы патриотизма, добра, человечности, милосердия, уважения и любви к ближнему. Если учитель физики хочет, чтобы его уроки принесли пользу всем ученикам, в том числе и детям с гуманитарным складом ума, он будет формировать у них представление о том, что физика является элементом общечеловеческой культуры, будет раскрывать гуманитарный потенциал физической науки. Если учитель биологии хочет повлиять на души учеников, то будет говорить о ценности жизни, о необходимости сохранения биологического разнообразия на планете и об ответственности людей за свою деятельность.
Источник фото
Однако многие учителя сейчас воспринимают свою работу не как призвание, а только как оказание образовательных услуг, что пагубно влияет на нравственное развитие школьников, лишает их живого диалога, эмоциональной связи с преподавателем, который может и должен стать духовным наставником для юных душ, во все времена жаждущих справедливости и понимания».
Каждому – по способностям
Если допустить, что педагогический состав каждой отдельно взятой школы состоит из профессионалов высокого класса, прекрасно осознающих, какую ответственность они несут за будущее учеников, у профильного обучения сразу обнаруживается множество преимуществ.
- Бесспорный и наиболее очевидный плюс заключается в том, что такая образовательная концепция позволяет сосредоточиться на предметах, которые действительно интересны и важны школьнику. Конечно, базовые знания в области математики и химии пригодятся любому, но вероятность того, что переводчику на рабочем месте придется решать тригонометрические уравнения, а бухгалтеру – проводить опыты, крайне мала;
- Если раньше для того, чтобы пройти насыщенную подготовку к поступлению в вуз, старшеклассникам часто приходилось переводиться из родной школы в специализированую гимназию или лицей, то теперь потребность в этом снизилась. Многие подростки оказались избавлены от дополнительного стресса, обусловленного расставанием с друзьями, учителями, привычной средой;
- Профильное обучение предполагает наличие элективных курсов, или курсов по выбору. Таким образом, ребенок не только будет получать основополагающие знания из выбранной им предметной области, но и сможет углубиться в науки, заранее подготовиться к тому, что ждет его в университете;
- Конечно, профильное образование подразумевает, что школьников, которые учились вместе 8-9 лет, разлучат и сформируют из них новые классы. Зато в такой ситуации ребенок получит возможность обрести новых друзей, и с ними его будут объединять уже общие интересы, а не только общая парта;
- Концепция профильного обучения предполагает, что школьник не должен просто пассивно потреблять материал и зазубривать главы из учебника: как раз наоборот, от него ждут, что он сам будет искать дополнительные источники информации, получать удовольствие от подготовки домашних заданий, узнает, что такое исследовательский азарт.
Одним словом, профильное образование – идеальный вариант для тех, кто определился если не с будущей профессией, то хотя бы с высшим учебным заведением: дети, которые с первого класса мечтают стать врачом и планомерно идут к своей цели, пусть редко, но все же встречаются. А как быть с остальными?
Мама, я стану космонавтом. Или поваром
Одна из главных сложностей, связанных с профильным образованием в школе, заключается в следующем: далеко не каждый взрослый с уверенностью скажет, что доволен выбранной профессией и продолжает развиваться в ее рамках не по инерции, а потому, что действительно этого хочет. Среди 14-15-летних подростков и вовсе единицы твердо знают, чего ждут от жизни и какие школьные предметы им в дальнейшем больше пригодятся.
Источник фото
Да, сегодня большинство школьников к девятому классу имеют хотя бы смутное представление о том, на какой факультет собираются поступать. На этот выбор, впрочем, часто оказывают влияние родители, ориентируясь, главным образом, на собственные амбиции. Но даже если предположить, что мама и папа хорошо понимают своего ребенка и всячески поддерживают его желание стать ученым, нет никакой гарантии, что их совместные усилия не пропадут втуне. Сплошь и рядом встречаются случаи, когда студент, отучившись три-четыре года на факультете биоинженерии, вдруг осознает, что его призвание – не сидеть в душном НИИ, а писать романы. И получается, что в школе ему нужно было выбирать гуманитарный профиль вместо технического.
Кроме того, профильное обучение дает ребенку своеобразный карт-бланш: взрослые поощряют в нем стремление глубоко изучать лишь ограниченный круг предметов. Получается, что другие дисциплины как бы второстепенны, а порой и вовсе бесполезны. В таких условиях в головах выпускников возникает дисбаланс между углубленными и поверхностными знаниями.
Не хочу учиться, а хочу работать
Есть и еще один немаловажный аспект профильного образования, о котором стали часто говорить в последние годы. Не все дети после окончания школы стройными рядами отправятся в высшие учебные заведения: некоторые захотят сразу идти работать. Если школа создает условия, в которых одни могут преуспеть в науках, то почему бы ей не позаботиться о других и не предоставить им возможность получить профессиональную подготовку в стенах alma mater, не переходя в профтехучилище?
«Школе не нужно подменять собой среднее профессиональное образование, – считает Елена Геннадьевна. – Роль школы иная – не научить профессии и даже не научить чему-то конкретному, что можно будет использовать в жизни, а научить мыслить и чувствовать. Мало кому удастся применить выученную на уроке алгебры формулу, но пользоваться всю жизнь аналитическим мышлением, развившимся благодаря школьным урокам, будет каждый.
Вспоминаю свой ученический опыт с 1970-го по 1980-й. После восьмого класса примерно треть наших ребят добровольно закончила обучение, мальчики поступили в ПТУ, девочки – в медицинские и педагогические училища, на курсы швей-мотористок и поваров, так как были нацелены на получение профессии, финансовую независимость, самостоятельную жизнь. Однако не думаю, что для них лишними были уроки литературы и физики, геометрии и пения, биологии и истории. Все важно, когда продуманно и системно. Все предметы в совокупности формируют научную картину мира, необходимую современному человеку, кем бы он потом ни стал, где бы ни работал. Все развивает мышление и чувства».
Источник фото
Продуманность и системность – вот то, чего пока не хватает концепции профильного образования. Безусловно, в ней есть разумное зерно, и она позволяет рационализировать процесс обучения. Но она же, по сути, убивает в детях желание узнавать что-то новое, расширять свой кругозор, а ведь именно в 10-11 классе перечень предметов, предлагаемых в общеобразовательных школах, становится наиболее разнообразным.
«Существующая система профильного обучения очень несовершенна, — соглашается Елена Геннадьевна. — Если ее оставлять, то необходима реорганизация: во-первых, нужно внедрить постоянное квалифицированное психологическое сопровождение; во-вторых, сделать так, чтобы из школы не выходили «однобокие» технари, не прочитавшие ни одного крупного художественного произведения, или недоучки-гуманитарии, не имеющие представления о математических методах и экспериментальной основе физики; в-третьих, необходимо наладить профориентационную работу, чтобы обеспечить понимание учениками затрачиваемых усилий и подготовить их к следующему этапу жизни».
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: