Как оживить книгу без помощи магии
На прошлой неделе в сети появилась книга Maginary. Её вряд ли номинируют на какую-нибудь литературную премию, но своё место в истории она обязательно займёт. И неспроста: Maginary — книга, читая которую, погружаешься в неё в самом буквальном смысле, становясь одним из её героев. Как мечта о живой книге стала реальностью, рассказываем в сегодняшнем выпуске.
Слова, слова, слова
Порядка шести тысячелетий назад человечество освоило письменность. Причина была довольно скучной: нужно было как-то вести бухгалтерию. Потребовалось много сотен лет, чтобы на сколько-нибудь долгое чтение (а значит, и написание текста) появилось достаточное количество времени.
Но в прошлом столетии литературе пришлось потесниться под натиском кинематографа, который взял на себя те же функции, которые в своё время выполнял рыцарский роман: он полностью захватил внимание зрителя и заставил его на пару часов забыть о существовании реальности.
Триумф “Гарри Поттера” (а затем и “Игр престолов”, и “Сумерек”, и “Голодных игр”) заставил несколько пересмотреть пессимистичные прогнозы насчёт будущего чтения. Стало очевидно, что чтение не собирается никуда уходить, просто для выживания ему придётся стать гораздо более динамичным и вовлекающим читателя в повороты сюжета — с тем же лихим задором, с каким это научился делать кинематограф благодаря просчитанным до сотых долей секунды монтажным склейкам.
Михаэль Энде в детской книге “Бесконечная история” , написанной в 1979 году, описал идеальный механизм взаимодействия читателя и текста. Маленький мальчик, главный герой, читая украденную им в антикварной лавке книгу, постепенно понимает, что он и есть тот, о ком в ней написано, и что всё происходящее с ним в так называемой реальности — лишь продолжение того, о чём написано на страницах, которые он судорожно перелистывает.
Maginary — своего рода воплощённая “Бесконечная история”, только текст в ней действительно оживает по мере чтения, а действия читателя непосредственно влияют на развитие сюжета.
Как они это делают?
Никакого мошенничества
Семён Поляковский, автор идеи и создатель Maginary, долгое время занимался квестами. Захватывающее на первый взгляд занятие оказалось со временем не таким увлекательным.
“Все время казалось, что можно сделать что-то действительно стоящее, где можно было бы реализовать свой "потенциал" и все свои хотелки: и историю классную написать со своим миром и крутыми твистами; и волшебства навести с помощью технологий; и восприятие у подопытных немного сдвинуть. Ну... В общем, чтобы красиво было”, — рассказывает Семён, анонсируя игру.
Получилось действительно красиво, но опыт, полученный в квестах, тоже не стоит преуменьшать: многое из происходящего в Maginary, судя по всему, было почерпнуто именно в нём.
Что же, собственно, происходит?
Представьте, что вы читаете на смартфоне книгу, главный герой которой — вы сами. Поначалу вы об этом не догадываетесь, но это очень быстро становится очевидно. К примеру, книга утверждает, что страницы в ней невозможно листать назад и предлагает в этом убедиться — и вы, листая страницу назад, обнаруживаете, что текст на ней — продолжение только что прочитанного, а стало быть, книга была права.
А вот что происходит в книге, когда главный герой попадает в густой туман:
Разогнать его можно, только подув на книгу — и именно это вы и сделаете, с удивлением обнаружив, что “облака” действительно пропали. Разумеется, ничего подобного с обычной бумажной книгой провернуть бы не получилось, но Maginary рассчитана на то, что читать её будут при помощи вполне себе современной “бумаги” — iPhone.
И надо сказать, из своего “носителя” книга выжимает всё, что только можно. Текст “плавится” от жары, обрушивается вместе с читателем с обрыва, вызывает раскаты грома (при условии, что внимательный читатель не забыл включить звук), а кроме того, как и любой хороший квест, загадывает загадки и требует отгадок.
Maginary находится на стыке форматов—литература, игра, кино. Она приглашает читателя к сотворчеству и вовлекает его в историю, наполненную красочными образами. Без лишней скромности можем сказать: книги такого формата еще не было”, — пишут создатели.
Теория жанров
Рассказывать обо всех изощрённых хитростях Maginary не стоит:
— во-первых, для этого понадобилось бы слишком много времени,
— во-вторых, как известно, всегда лучше один раз увидеть, и в случае с этой книгой это определённо так.
Достаточно сказать, что то, что принято называть user experience, здесь на высоте: книга захватывает полностью, чудесным образом превращая смартфон из дурной привычки в окно в другое измерение. (Впрочем, разве не то же самое делают и квесты, живое подобие компьютерных игр?)
Вместо скурпулёзного описания книги-игры гораздо интереснее было бы поразмышлять о ней как о явлении.
По большому счёту, Maginary — не что иное, как логичное развитие одной из ветвей литературы, литературы иммерсивной, начавшейся, по всей видимости, с “Игры в классики”, в которой читателю предлагалось самостоятельно “собрать” книгу, прочтя её от корки до корки или же следуя предложенной автором последовательности.
Эту традицию подхватили и растиражировали — первые попытки были сделаны уже в 50-е годы прошлого века. Эти книги были задуманы в образовательных целях, но, разумеется, формат мгновенно перерос себя: к семидесятым годам книги-игры распространились повсеместно и существенно расширили свой жанровый диапазон; среди прочего, появились бизнес-симуляторы и даже книги для взрослых.
Знаменитая серия “Выбери себе приключение” появилась в 1979 году и определённо пользовалась успехом: в общей сложности в этой серии книжек-”бродилок” было издано 185 книг.
В 2005 году вышел роман Дмитрия Глуховского “Метро 2033”.
Некоторое время спустя на литературной ярмарке в ЦДХ состоялась дискуссия, посвящённая будущему литературы, в которой Глуховский принимал участие. Он рассказывал присутствующим, как писалось “Метро 2033” — как книга частями выкладывалась в сеть, прежде чем быть опубликованной. В какой-то момент Дмитрий заметил, что по сути ничто не мешает автору уже опубликованной книги править её, меняя какие-то её части и даже, возможно, полностью меняя её сюжет, привлекая к участию читателей.
В каком-то смысле Maginary — нечто среднее между книгой-бродилкой и тем, что описывал Глуховский: с одной стороны, сюжет её разворачивается с учётом действий читателя, с другой стороны — не зависит от них напрямую, а подчиняется воле автора. Но при этом автор коллективный (над книгой трудились программисты, дизайнеры, музыканты, аниматоры и другие специалисты), и книга действительно будет меняться по их воле — но и с учётом обратной связи, полученной от пользователей.
В лучших традициях
Конечно, Maginary — это в первую очередь аттракцион. Текст в ней — такая же органичная часть общего целого, как анимация, звук и интерактивные задания. Было бы странно подходить к ней с теми же мерками, с которыми мы подходим к литературному произведению.
И всё же литературная составляющая (весьма достойно выполненная) — костяк всего произведения, и именно это даёт повод задуматься о феномене книги-игры как о чём-то, что в будущем займёт свою полноценную нишу наряду со, скажем, детективами или биографиями.
Maginary — великолепный образец жанра. В техническом отношении это настоящий маленький шедевр, если и не заставляющий читателя пережить катарсис античного образца, то во всяком случае захватывающий дыхание совершенной проработкой малейших деталей и красотой визуального наполнения.
“Много времени ушло на то, чтобы найти формат. Я вспомнил, что как раз на заре квестов прочитал в ЖЖ у Артемия Лебедева про книгу-игру на айфон — Device 6. И обалдел от того, какими, оказывается, могут быть игры. Я узнал, что игры могут быть красивыми. Как произведения искусства. Они могут быть не просто убийцами времени, они могут быть приятны глазу, приятны для восприятия. В них может быть интересная история. В них могут интересно использоваться технологии для взаимодействия с игроком. Тогда я понял, что хочу сделать нечто подобное”, — рассказывает Семён.
Насколько это удалось, можно узнать прямо сейчас. Книгу можно скачать по ссылке.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
03 августа 2018