«Кем быть и куда поступать?» — этот вопрос рано или поздно встает перед каждым школьником. Неминуемый процесс самоопределения и поиска часто усложняют разные факторы. С одной стороны — широкий разброс интересов или, наоборот, их отсутствие. С другой — родители, своим нервным трепетом подавляющие ребенка. С третьей — школа, которая не всегда готова показать, какую роль занимает предмет в разных профессиональных сферах. В этом смысле совершенно неслучайно, что напутствие первокурсникам часто начинается со слов — «Забудьте все, чему вас учили в школе». В реальности же ключ к разгадке заключается в поиске баланса между желаниями и возможностями школьника, в ответе на три коротких вопроса — что я хочу, что я умею и что мне предлагают.
Понять, из чего выбирать
Сегодня изучение существующего предложения на рынке образования больше не должно ограничиваться только сборниками факультетов, рейтингами специальностей, наиболее популярных среди абитуриентов, и стастистикой занятности молодежи. Важно еще и понимать направление, в котором развивается рынок труда: ведь под влиянием новых технологий многие профессии, о которых сегодня мечтают родители школьника, могут быть не востребованы уже через 10 лет. К примеру, согласно «Атласу новых профессий», к 2030 году исчезнет порядка 60 специальностей. Среди них — любимые бабушками многих абитуриентов переводчик, бухгалтер и нотариус.
«Атлас новых профессий» — это совместный проект Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления «Сколково». Он показывает, какие профессии зарождаются и развиваются, а какие уходят в прошлое. Среди новых профессий, которые появятся уже в ближайшие пять лет, в “Атласе” названы, к примеру, цифровой лингвист, специалист по адаптации мигрантов и консультант по здоровой старости. Помимо самих специальностей, «Атлас» дает примеры российских университетов, в которых можно получить соответствующее образование и примеры потенциальных работодателей.
Дарья Варламова, главный редактор проекта «Атлас новых профессий»:
“Нужно принимать участие в формировании будущего, делать выбор, думать своей головой — эта идея лежит в основе «Атласа». Мы не просто предлагаем список профессий, мы пытаемся объяснить логику, по которой изменяется рынок труда. Понимание этой логики и умение с ней работать дают гораздо больше шансов на успех, чем слепое следование любому списку. Но от проектов вроде нашего люди обычно ждут готовых рецептов — «Скажите, на какую конкретно специальность мне отдать ребенка, чтобы больше не волноваться о его судьбе?». Преодоление этой инертности и недопонимания — наш главный вызов”.
Чтобы понять логику будущих изменений рынка труда, «Атлас» предлагает также список навыков и умений, необходимых для новых специальностей. По словам Дарьи Варламовой, в будущем будет важным умение профессионально приспособиться настолько, чтобы компьютер не смог потеснить с рабочего места. Это предполагает и развитое творческое мышление, и умение мыслить нестандартно, и умение сопоставлять неожиданные вещи и умение общаться в коллективе.
«Роботы заменят официантов в общепите — в сетях фастфуд или в недорогих забегаловках, – продолжает Дарья Варламова — Но не заменят в дорогих ресторанах, где обходительность официанта останется важным аспектом удовольствия для клиента. Роботы также повлияют и на сферу журналистики: новостники с большой вероятностью вымрут, потому что роботов уже сейчас учат писать новостные заметки, и там достаточно понятный шаблон. Но при этом журналистское расследование робот сделать не сможет».
Источник фото
Понять свои способности
Но прежде чем определяться между парковым экологом и энергоаудитором, стоит все же понять свои способности и предрасположенности к разным сферам. В этом школьнику помогут стажировки, игровые погружения, опыт реальной работы или дополнительное образование. Участие в таких программах позволяет школьникам осмыслить свои особенности и интересы, выстроить некоторую стратегию выбора, который они в будущем собираюся сделать.
Дополнительное образование. «Школа анализа данных» — это образовательный проект компании Яндекс. «Малый ШАД» это его эквивалент для школьников. В программе «Малого ШАДа» — лекции по информатике, математике, лингвистике и смежным дисциплинам. Занятия бесплатные, а для тех, кто живет в других городах или не успел зарегистрироваться, ведутся онлайн трансляции.
В ходе лекций школьникам показывают практическую связь предметов с их реальным применением. В качестве лекторов в «Малом ШАДе» выступают ученые, специалисты наукоемких компаний и преподаватели университетов. К примеру, специалисты компании ABBYY рассказывали школьникам про связь лингвистики и программирования, а профессора МГУ — про связь медицины и техники, а именно про машинное обучение и диагностику заболеваний по ЭКГ.
Выездной семинар. Программа «Выбор» центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» — это серия выездных семинаров для старшеклассников. Группы участников семинаров собираются на базе школ, а родители оплачивают участие. Дети заполняют профессионально-ориентационные тесты, по которым специалисты определяют доминирующие у них профессиональные интересы. В течение трех дней программы дети проходят через три профессионально-ориентационных салона, которые соответствуют их выбору. Внутри салона они пробуют себя в разных видах действий и деятельности, которые важно уметь хорошо делать людям этого профессионального типа.
«Например, если это тип «человек-знаковая система», то это профессия, где нужно очень много и тщательно работать с текстами, — рассказывает Марина Битянова, директор центра «Точка ПСИ» — Мы даем им всякие пробы, которые показывают, умеют ли они, интересно ли им сосредоточено и внимательно работать с текстами, умеют ли они работать со знаками и схемами. Если это технический профиль, мы им даем изобретательские, инженерные и практические пробы, чтобы понять, интересно ли им вообще разговаривать с техникой, техническими моделями и физическими закономерностями».
Лаборатория. Ресурсный центр развития естественнонаучного образования МГПУ и Школьной Лиги РОСНАНО – это собрание высокотехнологичных лабораторий, открытых для пользования всем школьникам. Задачей Центра стоит заполнить недостающий пробел знаний между школьной и университетской программами, показать детям последние достижения науки и техники. На базе центра организуются семинары, встречи с учеными и специалистами, проводятся фестивали науки, разрабатываются специальные образовательные программы для школ.
Бизнес-школа и стажировка. Летняя выездная школа «Наноград» от Школьной лиги РОСНАНО существует с 2010 года. Обучение здесь построено на базе стажерских площадок от десяти инновационных компаний. Школьники разбирают бизнес-кейсы и решают междисциплинарные задачи в области естественных наук и высоких технологий. В ходе работы они учатся проводить исследования и эксперименты, проверять гипотезы и строить научные прогнозы.
Источник фото
Понять свои желания
Но что делать, если ни новые исследования рынка труда с перспективами стать дизайнером эмоций или космогеологом, ни игровые семинары по сбору роботехники не вдохновляют школьника на выбор будущей профессии? Как решить эту проблему и помочь школьнику понять свои желания и мечты? В качестве ответа на этот вопрос Марина Битянова, директор центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», предлагает родителям целый ряд советов.
- Надо перестать пугать детей, что они выбирают профессию на всю жизнь и что это очень серьезно. Весь сегодняшний мир показывает, что люди очень часто меняют профессию и в результате не работают по профессии, которую они планировали. Поэтому они не должны на всю жизнь определяться: они должны сделать выбор на ближайшее время, понять, в какой сфере они бы хотели попробовать себя реализовывать, пока им 18-20 лет.
- Перестать подменять выбор детей собственным выбором. Конечно нет ничего плохого в том, чтобы ребенок поддерживал династию. Но он должен делать это осмысленно, решив, что для него это очень ценно. Родители очень часто считают, что вот профессия юриста принесет деньги, а деньги это самое главное, поэтому ребенку нужно идти на эту специальность. То есть они подменяют выбор ребенка, часто не видя его самого, а видя только свою любовь к нему и свое желание сделать ему хорошо.
- Перестать добавлять истеричности – «Все уже определились, а ты нет». Вместо этого надо с ребенком поговорить. Но родители часто этого вообще не делают. С подростками разговаривать непросто, многие родители на этом очень быстро ломаются и не выстраивают с ребенком диалог.
- Перестать бояться и поговорить. На самом деле подросткам очень хочется общаться с родителями. Тоска подростков по тому, чтобы их слушали и с ними говорили, огромная. Другое дело, что они очень требовательны, пугливы и противоречивы внутри. Поэтому один неверный шаг, одно неверное интонирование, слетевшее с уст какое-то слово и ребенок замыкается. Здесь нужна очень большая аккуратность. Но в любом случае, мне кажется, родитель должен прежде всего помнить, что его ребенок невероятно нуждается в разговоре.
«В целом, — подводит итог вышесказанного Марина Битянова — Это не проблема, это абсолютная норма для этого возраста. Школьникам должно быть трудно выбрать, потому что им еще очень трудно представить свое самостоятельное будущее, ведь у них нет никакого опыта самостоятельного профессионального действия. Я не считаю это проблемой. Я считаю, что дети имеют право сомневаться и не хотеть пока ничего выбирать. Но если нам, взрослым, все-таки надо, чтобы они выбрали, мы должны для этого предпринимать специальные педагогические меры, чтобы этот выбор дети хотели сделать. А это уже не их проблема, это наша проблема».
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
06 ноября 2015