Зачем учиться одиночеству
Одиночество не принято любить: раз человек — существо социальное, то и социализация ему показана. Но умеем ли мы вообще по-настоящему находиться в одиночестве? То есть — совсем, без телефона, интернета и комьютерных игр? Нужно ли этому учиться? И есть ли какая-нибудь практическая польза от этого одиночества?
Тихо сам с собою
Если озадачиться поиском синонимов к слову “одиночество”, выяснится, что в русском языке это слово довольно однозначно — печально — окрашено: среди созвучных по смыслу слов — ”сиротство”, “покинутость”, “разобщённость”. Что же касается другого его значения — ”уединение”, — то его используют скорее чтобы описать намеренное удаление от шума и суеты. Никакого названия для пребывания наедине с самим собой в языке нет. Мы можем сказать “я был один” — но это не более чем внешнее наблюдение.
Почему же “одиночество” звучит так грустно? Всё просто: когда мы говорим об одиночестве, мы намекаем на некую отдельность от других, пропасть, разверзшуюся между здоровыми розовощёкими “всеми” и бедным-несчастным, никем не понятным собой.
С другой стороны “одиночество” подкрашено романтической традицией пешеходных прогулок в подозрительных местах под аккомпанемент философских размышлений, но это, опять-таки, ближе к “уединению”.
Слов, чтобы выразить промежуточное состояние, у нас нет. И это кажется нам нормальным: любые события, происходящие с нами, мы описываем через какие-то внешние предметы и действия. Что же происходит в момент, когда мы оказываемся одни?
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/67744291@N02/38664275360/sizes/l)
Игры в Робинзона
Мало чьё детство обходится без мечтаний о необитаемом острове. Синее-синее море, пальма, рокот волн — и никого… И можно делать что угодно!
В современном варианте этой мечты, по всей видимости, должен присутствовать ещё один важный элемент — планшет (а заодно и солнечная батарея для его подзарядки). Словосочетание “полная изоляция” сегодня подразумевает наличие выхода в интернет — и только оказавшись в ситуации, когда его вдруг нет, мы начинаем понимать, насколько сильно привязаны к нему.
О том, так ли страшен мир, в котором люди с детства держат в руках планшет, мы спросили у преподавателя Ассоциации репетиторов Жанны Владимировны.
“Если я отнимаю у него интернет и компьютер ,он начинает биться головой об стенку”, — этот разговор двух мам я случайно услышала в вестибюле детской поликлиники.
Неужели такое бывает?
Как понять, что ребенок перешёл черту, за которой невозможно обойтись без интернета? И что делать, если планшета нет рядом?”
Характерно, что вопрос “Как жить без интернета?” звучит всё чаще и чаще — например, в книжном магазине можно встретить книгу под названием “Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета”. Кажется, кризис общения идёт семимильными шагами.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/shaorans/16352253433/sizes/l0
“Я спрашивала мнения на эту тему у родителей своих учеников, — добавляет Жанна Владимировна. — вот их советы:
-
Посещение зоопарка. Детям настолько нравятся животные, что они не оставят это предложение без внимания.
-
Завести домашних питомцев. Чем больше, тем лучше. Например, хомяков. Они умеют отвлечь от компьютера. К тому же домашние питомцы — это всегда повод для общения с одноклассниками.
-
Совместное хобби.
-
Посещение мастер-классов по кулинарии. Изготовление и совместное поедание сладкого – это всегда приятное занятие.
-
Приглашение друзей из класса в гости. Поводом может послужить не только день рождения.
-
Некоторые мамы узнают, в какие кружки ходят одноклассники и отдают туда своих детей. Совместное проведение досуга отвлекает от планшета и учит дружить”.
То, что для отвлечения от потоков информации на экране необходимо выискивать другие занятия, — примета времени, и с этим, кажется, придётся смириться. Новое поколение родителей — люди, которым, среди прочего, предстоит научить детей не только компьютерной грамотности, но и информационной гигиене. А кроме того, непростому искусству оставаться наедине с самим собой. Это непросто даётся даже (в особенности!) взрослым людям. Есть о чём поговорить!
...И тишина!
История рода человеческого подсказывает нам, что суперспособности homo sapiens, позволившие нам, в частности, придумать интернет, появились благодаря жизни в коллективе, поддержанию его, коллектива, ценностей и выработанному непростым трудом умению договариваться (в частности, о несуществующих вещах). Вполне естественно предположить, что с точки зрения эволюции человеку в норме не должно хотеться остаться одному: другие — это залог выживания.
Есть и другая, ещё более очевидная истина: любой человек по сути своей одинок. По большей части мы действительно выбираем быть с группой, но так или иначе это со-пребывание связано с получением выгоды того или иного толка: мы получаем от других признание, одобрение, средства к существованию, валидацию своего “смысла жизни” и т.д.. Жизнь человека в большом городе сегодня вся подчинена социализации как никогда — и любопытно, что чем сильнее и плотнее мы обрастаем социальными связями, тем реже случаются встречи и разговоры, в которых удаётся по-настоящему соприкоснуться с той же хрупкой частью другого человека, которую мы и сами редко демонстрируем кому-то, кроме самих себя.
И это нормально.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/giovatibaldiph/16771577206/sizes/l)
Что ненормально, так это вектор, который по мере взросления в каждом человеке укрепляется всё сильнее и сильнее: необходимо быть интересным — интересным для других.
Попытки привлечь чужое внимание, показать свою лучшую сторону, выступить — даже в бытовой беседе — как очень хорошая и приятная личность — это, безусловно, очень нужные для успешного выживания в социуме навыки. Но, к сожалению, и опустошающие, поскольку за постоянным стремлением быть интересным для окружающих мы забываем научиться быть интересными себе самим.
Ничего особенного
Кларк Мустакас, представитель экзистенциального направления в психологии, писал об одиночестве так:
“Одиночество — это условие жизни человека. Одиночество — это опыт человеческого существования, который даёт нам возможность поддерживать, расширять и углублять нашу человеческую природу”.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/93352388@N00/396896080/sizes/o/)
Разумеется, когда речь идёт о детях, прописывать одиночество было бы странным: это не то состояние, к которому спокойно может отнестись детская психика. Альфрид Лэнгле, австрийский психотерапевт, в своей лекции, прочитанной в Москве в 2016 году, подробно остановился на одиночестве, переживаемом в детстве:
«Одиночество травмирует детей, потому что в одиночестве они не способны развивать свое Я. Они останавливаются в развитии. Происходит искривление в развитии ребенка, если он переживает долгие моменты одиночества. С другой стороны, не так плохо, если ребенок проведет пару часов один, поскольку для него это толчок для развития. Как раз то, что представляет собой реальность».
В отсутствие мало-мальски значимой практики пребывания наедине с самим собой уже в подростковом возрасте человека настигает паника — вспомним хотя бы знаменитый эксперимент, в котором подростки оставались в одиночестве на восемь часов. Как отмечает автор эксперимента, “практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли”.
Об этих “дурацких” мыслях стоит сказать отдельно.
“Дурацкие” мысли — то самое, от чего мы так настойчиво пытаемся отвлечь себя с помощью информационного потока в виде общения, телевидения, YouTube, социальных сетей и тому подобного. И конечно, проблема “дурацких” мыслей не в том, что они есть, а в том, как мы на них реагируем.
Мы привыкли улыбаться там, где появляется событие со знаком плюс — и грустить там, где появляется минус. А быть наедине с собой значит непременно встретиться со всем тем, с чем так не хочется встречаться — и встречаться вплотную. Страх пережить свои эмоции в полной мере отворачивает нас от одиночества и гонит навстречу миру.
Плохая новость: все негативные эмоции никуда не денутся, пока с ними не встретиться.
Хорошая новость: человек, полностью принявший себя со всеми своими деталями, чувствует себя значительно здоровее и счастливее.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/146277461@N08/39826183433/sizes/l)
Практика самопринятия (а стало быть, самозаинтересовывания) вырастает из долгой и постепенно нарабатываемой привычки быть с собой. Конечно, усадить ребёнка напротив телевизора с мультфильмами гораздо проще, чем несколько раз пытаться вместе с ним выяснить, что интересного можно сделать в комнате без телевизора и родителей. Но простое умение наблюдать за происходящим, не вмешиваясь в него, — прекрасный навык, который можно развивать и в отсутствие движущихся изображений на экране, и даже в отсутствие живописного пейзажа за окном.
В конце концов, осознание огромности своего внутреннего мира — и аналогичного же одиночества всего живого — отличный повод для долгого семейного разговора, в котором можно сделать немало открытий.
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/127699546@N06/15185891504/sizes/l
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: