Сегодняшний материал о нашей с вами восприимчивости к чему-нибудь или кому-нибудь. Хорошему или плохому. Почему мы верим, что, разослав «письма счастья» десяти знакомым, заживём ух! как хорошо. Или вкладываем сбережения в мошенническую финансовую пирамиду. А кто-то истово ратует за мир во всём мире. Примеров «идолопоклонничества» бессчётное множество. Единое название для всех этих явлений – мем. Смотрим в Википедии, что за штука такая. «Мем – это единица культурной информации. Считаться ею может любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и так далее».
Мемов и в нашем современном бытие предостаточно. Причём они соответствуют стремительности века технологий, сменяя друг друга со скоростью 5 мегабайт в секунду. Рупорами теперь служат средства массовой информации и Интернет. Знаменитостью может стать любой. Достаточно выложить на youtube ролик а-ля «жизнь моего котэ», собрать 800 000 лайков и понеслось. У воссиявшей звезды целую неделю берут интервью, а каждое новое мяуканье расхватывают на цитаты. А уже через несколько дней автор кис-кис хита канет в Лету. Его потеснит создатель анимешного «Няш-Мяша». И так до бесконечности.
Долгоживущая классика, конечно, тоже есть. О ней, непреходящей, следующие главы.
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ АРТЕФАКТЫ
Для выживания мему необходимы нескончаемые множественные ресурсы. То есть, мы, люди, носители идей. И на поверку оказывается не так уж много их, прошедших естественный отбор, здравствующих столетиями.
Безусловным лидером является религия. По данным статистического бюро ЦРУ World Factbook, во всём мире лишь 14 процентов людей причисляют себя к агностикам или абсолютным атеистам. Да, погрешность естественна в любом исследовании. И уж тем более в таком – планетарного масштаба. Но примем имеющиеся данные как факт. Жителей Земли чуть более восьми миллиардов. Из них не веруют 1 миллиард 120 миллионов. Это примерно всё население Индии. Представьте, неверующие поместятся в ОДНОЙ стране. Обитатели всех прочих государств на планете – приверженцы какой-либо конфессии.
Поразительно живучий мем. Тысячи лет уже его догмы копируют и передают из поколения в поколение. Другой, такой же глобальной идеи, человечество не придумало. И потому нет ни малейшего основания предположить, что религия исчерпает себя и перестанет существовать.
Ночь. Июль. Иван-Купала. Я в костёр чуть не упала
Другой устойчивый мем – традиции. Они, безусловно, проигрывают религии и в числе последователей, и в географии распространения. Отдельно взятые государства наследуют свои национальные обычаи. Мы, конечно, слышали о чайной церемонии в Японии или о бразильском карнавале, но для нас эти обряды – не более чем любопытная статья в газете. У каждого народа есть свои, впитанные с молоком матери, культурные ценности. Уже, может, навсегда забыт прародитель традиции и значение её. Но мы, современные, всё также прыгаем через костёр и гадаем в ночь на Ивана-Купалу.
В число нестареющих с годами мемов относятся так же предметы и явления культурного наследия. Бывают они мировые, национальные и местные. Первые – это то, на чём базируется туристический бизнес. Из поселения инков в Перу или Великой китайской стены давно уже сделали бренд. И он будет хорошо продаваться до тех пор, пока существуют, собственно, сами исторические жемчужины.
К достояниями национальным относятся популярные в своей стране книги,театральные, оперные поставки, кинофильмы, песни… Выражения персонажей расхватывают на цитаты, и уже сами цитаты превращаются в мем. Произнесёт, например, ваш собеседник фразу «за державу обидно!» и соответственно теме разговора смысл будет ясен. Иностранец поймёт её дословно. Но постсоветские граждане знают, что она применима к любой ситуации, где имеет место быть несправедливость.
Царь! Приятно познакомиться! Царь!
Замыкают хит-парад популярных мемов – присущие какому-то одному населённому пункту высказывания. Связаны они, как правило, с неким значимым в городе местом или событием. Скажет москвич москвичу: «Пойдём флакониться» и разумеют оба, где это и что это. (Дизайн-завод FLACON – место средоточения магазинов, развлекательных центров, площадок для перформансов).Или вот северо-столичный «поребрик». Любим и мил петербуржцам, он мало что значит для жителей других городов.
Мастер-класс «Как прифлаконить девушку»
Объединяют все вышеперечисленные явления – их принадлежность к истории. Седой-седой или относительно недавней. Наследство предков, нами, в свою очередь, передаваемое следующим поколениям. Когда-то единственным доступным средством коммуникации – из уст в уста. Затем слова разлетелись по миру в письменах, зазвенели в проводах телеграфа и телефона. Скорость распространения мысли увеличивалась сообразно веку, её транслирующей. Некогда, чтобы поведать о чём-либо за пределами не то что страны, а хотя бы поселения, месяцы могли уйти только на дорогу. Сегодня, чтобы «заразить» полпланеты своей идеей, достаточно кликнуть мышкой.
СЕТЕВЫЕ ВИРУСЫ
Современные распространители мемов – средства массовой информации и Интернет. Медиа можно даже считать традиционными. В них уже сложились свои, проверенные временем, ритуалы обольщения потребителей. Тонны книг посвящены исследованиям тех средств, коими пресса, радио и телевидение манипулируют общественным сознанием. Всемирная сеть пока ещё только формируется. Законы жанра ещё не укоренились основательно. Но и на ранней стадии развития Интернет породил неохватное количество субкультур, или, по-другому, интернет-мемы.
С(т)имулятор
Чего стоит одно такое явление, как виртуальная жизнь. В социальных сетях, на сайтах знакомств можно без затрат и усилий стать молодым, красивым, успешным. Править обширными землями в экономической игре-симуляторе. Возможности альтернативной реальности безграничны. Неудивительно, что поклонников различного вида жизнезаменителей миллионы.
Удачливым интернет-мемам свойственно: а) возникать стихийно, б) стремительно мутировать. Как произошло с селфи, например. Выкладывали люди автофографии в фейсбук или твиттер и что, казалось бы, особенного. Явление, однако, прогрессировало до академической степени. В 2013 году слово «селфи» вошло в почётнейший Оксфордский словарь. Классическое портретное фотографирование быстро разветвилось на множество видов и подвидов. Экстремальное селфи – на фоне разевающей пасть акулы. Комбинированное – коллаж из снимков себя и знаменитости. Антиселфи – увидеть, как кто-то собирается оставить след в истории и влезть в кадр, тем самым испортив его. Рэтро-селфи – фотошопят Мэрилин Монро с телефоном в руке. Селфи животных
.
Наверно, делая селфи, коала говорит: «Эвкали-и-и-и-пт».
Вполне возможно, что за время перечисления существующих вариантов, появились ещё пара-тройка новых.
Антиподы непредсказуемых мемов – детально спланированные и сознательно запущенные медиавирусы и маркетинговые ловушки. У «засланных казачков» две цели – внедрить в сознание некую идеологию, а после продать нам эту идеологию. Банальная реклама вуалируется под письмо от обычного пользователя.
Схема простая, но очень действенная. В точке А находится тролль, специально обученный писать обольстительные тексты. Из точки Б ему поступает заказ – продвинуть кандидата на пост губернатора или новый товар фабрики «Бурёнушка». Исполнитель размещает на каком-нибудь ресурсе пост. Мнение якобы непричастного наблюдателя. Типа: «Народ, всем привет. Случайно совершенно наткнулся сегодня на выступление Мурзилкина. Вообще не знал, кто он такой. Много потерял, оказывается. Чувак нереально крут. Прям завидую жителям N-ской области, где будет рулить этот красавчик. Перебраться что ли туда жить». Или: «Хочу по-братски поделиться вкусной новостью. Был в гостях давеча, угостили кефирным супом. Полный отпад! Пальчики оближешь, что называется! Хозяйка сказала, что такая вкусняшка получается на кефире «Бурёнушка». Перепробовала, мол, всякие, но какие-то они пластиковые, а этот прям настоящий».
Схема вирусного маркетинга
Как гласят маркетинговые исследования, люди мало склонны доверять рекламе, поскольку считают, что производитель слишком приукрашает качества товара. А вот если они получат информационное сообщение о продукте от «незаинтересованного лица», то, вероятнее всего, купят. Проголосуют. Поверят. Добровольно размножат текст, желая поделиться новостью с друзьями. Друзья со своими друзьями, и так далее.
Должно быть, только младенцы, пока их разум безусловен, не подвержены влиянию какой-либо идеи. А в момент взросления (5, 15, 45… лет) от нас зависит: мем выберет нас или мы его.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
14 августа 2014