Слово “игра” по соседству со словом “дети” вызывает вполне предсказуемые ассоциации: шум, гам, топот и визги — вещи, с учёбой мало совместимые. Видимо, поэтому “нормальной” обстановкой в классе считается образцовая тишина и минимум движения. Мы расспросили преподавателя Ассоциации репетиторов Александру Валентиновну, можно ли играть на уроках (если это не “Морской бой” под партой) и что будет, если это инициирует учитель.
Игра как учёба, учёба как игра
Как-то само собой разумеется, что время для игр заканчивается в тот момент, когда начинается школа. В дошкольном возрасте дети только и делают, что играют. Лев Семёнович Выготский, без преувеличения великий психолог, посвятил немало времени исследованию феномена игры. В своей лекции, посвящённой роли игры в психическом развитии ребёнка, он отмечает:
“В игре вещи теряют свой побудительный характер. Ребенок видит одно, а действует по отношению к видимому иначе. Таким образом… ребенок начинает действовать независимо от того, что он видит”.
Если взять на себя храбрость делать выводы из этой цитаты, одним из них будет такой: игра — это упражнение воображения. Александра Валентиновна, выпускница Санкт-Петербургского государственного университета, уверена: игры на уроках помогают всем, и преподавателям, и ученикам:
“Игровой элемент в преподавании нужен и имеет в себе многие преимущества в донесении до ребенка необходимой структуры знания, контекста его употребления и возможности запоминания наиболее ярко эмоционально окрашенного материала. Особенно хороша в применении данная техника с учениками среднешкольного возраста и младшеклассниками, в первую очередь, из-за высокой вероятности усвоения в долгосрочной перспективе и научения использовать полученные сведения в практической деятельности”.
То есть, без шума и визгов всё-таки не обойтись? Совсем необязательно.
Какие бывают игры?
Спору нет, салочки и другая подвижная активность пользуются популярностью у школьников. Но по понятным причинам во время урока (если это не урок физкультуры) такими играми заняться вряд ли удастся, да и целям педагога это не поспособствует.
Если пытаться типологизировать игры, можно условно выделить пять их разных видов.
- Предметные. В них ученики манипулируют предметами (часто — игрушками), акцент делается на внешний вид этих предметов, их форму, цвет, особенности строения и т.п.
- Ролевая (сюжетно-ролевая). Этот тип ближе всего к тому, что описывал Выготский. Участники включаются в определённую ситуацию и пытаются разрешить её тем или иным способом, попутно изучая нужную информацию и овладевая навыками. Эти игры часто используются на уроках иностранного языка.
- Дидактические игры — это игры с готовыми правилами, направленные исключительно на отработку предмета. Это всевозможные кроссворды, шарады, ребусы и т.п.
- Конструкторские. Такой вид игр позволяет вникнуть в устройство механизма, понять принцип строительства чего-либо (здания, установки, etc.).
- “Интеллектуальные”. Слово взято в кавычки, потому что, на наш взгляд, в способности упомнить тысячу разнородных фактов нет ничего интеллектуального. И тем не менее под этими играми традиционно подразумеваются викторины, в которых главную роль играет хорошее владение материалом.
Александра Валентиновна делится своим опытом использования элементов сюжетно-ролевой игры на занятиях:
“Я включаю игровые элементы в свои занятия, например, предоставляю возможность ученику взять на себя роль юного химика/биолога/микробиолога и собрать некоторый тематический материал из повседневной жизни в промежутке между занятиями. Затем эти примеры обсуждаются и детализируются, и ученик, видя повсеместное распространение в нашем мире биолого-химического знания, может примерить другую роль на себя и попробовать сыграть, к примеру, молекулу сахара, которая до ужаса боится воды, в чем проявляются ее свойства растворимости в ней”.
Конечно, далеко не на каждом уроке можно использовать каждый из перечисленных видов игр. Но такой цели и нет, ведь для того, чтобы “собрать” внимание учащихся, подчас достаточно только небольшого игрового элемента. Пример (из категории предметных игр) — рассортировать карточки с названиями произведений по авторам, разные названия одного государства — по эпохам, etc.
Уроки биологии — вообще богатейшее поле для игр. В одном из наших выпусков мы рассказывали о разных способах познакомиться с биологией (не считая монолог учителя), и вот ещё один. Почему бы не попробовать сконструировать организм какого-либо животного “с нуля”, зная о том, в какой среде ему предстоит обитать и что он должен для этого уметь делать? Уверены, воображение школьников способно придумать кое-что не менее причудливое, чем трубкозуб.
Пора вырасти!
Одно из самых больших заблуждений так называемых “взрослых” — что игры интересны только детям. Миллионы геймеров, на деньги которых существуют игровые корпорации, опровергают его каждую секунду, маркетологи вовсю используют нашу любовь к играм, меж тем как самый, кажется, важный период в становлении личности — учёба — устроен по принципу, исключающему игру практически полностью.
Преподавателей тоже можно понять: у игр в учебное время есть свои минусы.
- Объяснение правил и демонстрация игры отнимает время, и может статься, материал, который нужно было успеть изложить за оставшиеся минуты, “переедет” на следующий урок.
- Из-за конфигурации класса провести игру довольно сложно — начинается давка, путаница, а результаты могут остаться и вовсе в тени.
- После игры немало времени уходит на то, чтобы “угомонить” учеников, переключившихся в игровое настроение.
- При групповых формах игры бывает сложно предотвратить соревнование между детьми, что может привести к испорченным отношениям даже после того, как игра уже закончилась.
Но если попробовать приглядеться к плюсам, выяснится, что здесь есть ради чего рискнуть. Эли Кар-Челмен, методист, изучающая эффективность разных методов обучения, поделилась своими наблюдениями о влиянии геймификации на обучение. В выступлении “Игры для вовлечения мальчиков в учёбу” она рассказала о результатах своего исследования влияния информационных технологий на образование. По её мнению, у геймификации в образовании есть как минимум четыре главных качества, полезных для учеников:
- Правильное отношение к ошибкам. Учиться становится гораздо проще и приятнее, когда неправильный ответ не ведёт к двойке. (Подробнее об оценках и их влиянии на успеваемость мы писали здесь.)
- Вознаграждение как мотивация. “Пятёрка”, про которую знает весь класс, — не более, чем спорный атрибут престижа. Символический приз, завоёванный в игре, — игровой элемент, не несущий за собой никаких интерпретаций (“ты прекрасно знаешь предмет, ведь ты получил пять баллов!”).
- Командная работа. Важность кооперации сложно переоценить, и научиться ей в школе — очень и очень полезная идея.
- Вовлечение в обучение. Захватывающая игра — наверное, единственный способ сделать учёбу по-настоящему желанным процессом. Когда заучивание неправильных глаголов приобретает ценность не само по себе, а во время увлекательной эпопеи “Крестовый поход на английскую грамматику”, у учащегося есть все шансы воспылать энтузиазмом даже к самому “скучному” предмету.
Александра Валентиновна считает, что эффективность игрового обучения ни в коем случае не зависит от возраста учащихся:
“На мой взгляд, игра нужна на занятиях вне зависимости от категориального деления учеников по возрасту, она хорошо зарекомендовала себя и в работе с юношами и молодыми людьми, которые с помощью включения в происходящее действо имеют возможность привнести положительный эмоциональный контекст в порой очень скучные академические темы, что важно для повышения эффективности работы”.
Э — Энтузиазм
К перечисленным “бонусам” игрового взаимодействия нужно присовокупить ещё один — пожалуй, самый главный. Это энтузиазм, рождающийся в процессе игры. Можно бесконечно рассуждать о плюсах и минусах ЕГЭ, необходимости включения в программу одних предметов и исключения из неё других, но вряд ли это сильно повлияет на общую картину: большая часть школьников “любит” школу за возможность встретиться с друзьями, и куда меньшая часть — за интересные уроки и преподавателей, приобщающих к удивительным открытиям. Школа прочно ассоциируется со скукой, и это — основная причина учёбы “из-под палки”.
Яркий пример, обратный этому, недавно появился в Великобритании. В школе XP все уроки, кроме испанского языка, преподаются в виде экспедиций-проектов, в ходе которых преподаётся весь нужный материал. Результаты удивляют в первую очередь родителей учеников, не устающих повторять, что “дети растут на глазах”. Думается, во многом это связано с осознанием собственной роли по отношению к воспринимаемому: обычно ученику достаётся роль пассивного слушателя, ученикам же йоркширской школы посчастливилось стать активными участниками процесса познания. Этот пример показателен во всех отношениях: помимо невероятного энтузиазма у учеников он вызвал массу вопросов у Министерства образования, уже загрузившего создателя школы тонной бюрократической отчётности.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
10 марта 2017