Принято считать, будто любой человек способен за свою жизнь написать хотя бы одну книгу, однако это вовсе не означает, что каждый из нас может стать востребованным автором, и сложность здесь заключается не только в том, что истинный литературный талант дарован лишь единицам. Должен ли писатель получить профильное образование, какие препятствия ему придется преодолеть, чтобы опубликовать книгу, и будет ли его труд приносить стабильный доход – разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов.
Прежде чем начать разговор о том, как устроена профессия писателя, нужно принять как данность тот факт, что литературный труд – сложен. Понимание этого обстоятельства важно как для аудитории, которая часто думает, что романы пишутся легко и с удовольствием, как по мановению волшебной палочки, так и для начинающего автора, который вряд ли издаст хоть одну книгу, если будет садиться за стол раз в неделю и ждать, когда муза нашепчет ему сюжет мирового бестселлера.
Гюстав Флобер мог неделями биться над одной строкой романа «Госпожа Бовари», Курт Воннегут сутками напролет беспощадно редактировал свои черновики, Стивен Кинг взял себе за строгое правило писать не менее 2000 слов в день. Да, не все знаменитые литераторы живут по аналогичным правилам, но многие признают, что в основе их успеха лежит не столько талант, сколько привычка трудиться.
Мои университеты
Нет никаких сомнений в том, что для того, чтобы стать успешным хирургом или авиаконструктором, необходимо окончить университет, но когда речь заходит о представителях творческих профессий (в том числе – о писателях), общество не может прийти к консенсусу. Одни считают, что литературная работа – это прежде всего работа, и подходить к ней нужно ответственно и осознанно, с определенным набором навыков и знаний, получить которые можно только в вузе. Другие уверены, что главное иметь талант, а уж как его оттачивать – самостоятельно, методом проб и ошибок, или под контролем преподавателей – не так уж и важно.
Источник фото
«Писатель учится повсюду, — считает Екатерина Владимировна, преподаватель литературы и писательского мастерства. — Чем больше он узнает, чем более интересный ход принимают его мысли, тем более яркими красками он пишет. Поэтому ему полезно получить и профильное, и непрофильное образование. Непрофильное даст ему множество тем, героев и навыков, которых нет у того, кто учился лишь писательскому мастерству. Что же касается профильного образования, то писательство — искусство, а значит рецепты здесь могут быть только приблизительными. Выберете ли вы Литинститут, писательскую студию или онлайн мастерскую — не так уж важно. Слишком многое зависит от того, сколько вы способны усвоить, как вы учитесь и — главное — насколько регулярно вы сидите за столом и пишете.
Я училась в Литинстиуте и могу засвидетельствовать, что образование там дают действительно от слова “образ”. Эта учеба расширила мой кругозор и дала мне много вдохновения. Но моя первая книга выросла на базе материала моей первой профессии. А через 2 года после окончания Литинститута я пошла учиться в американский университет онлайн в поисках структурированности и организованности западного подхода. Пройдите собственный университет — это самое главное. Пишите повсюду и обо всем и учитесь у всех».
Один в поле воин
Если стандартная схема карьерного роста предполагает, что после окончания университета человек устраивается на работу и постепенно из рядового сотрудника превращается в большого начальника, то писателю в этом смысле приходится проще и сложнее одновременно. С одной стороны, он имеет свободу самовыражения и волен самостоятельно планировать свой распорядок дня. С другой, он часто вынужден в одиночку преодолевать ряд профессиональных и психологических трудностей:
- Писатель, особенно малоизвестный, как правило, не получает регулярного положительного подкрепления в виде похвалы начальства или квартальной премии, и ему раз за разом приходится искать мотивацию не вовне, а внутри себя;
- Когда на рынке появляется некачественный продукт, гнев общественности обычно направлен на компанию в целом или, в крайнем случае, на ее руководство. Писатель же всегда получает адресную критику, которая часто бывает чрезмерно жесткой;
- Ни массовая популярность, ни финансовое благополучие, ни членство в союзах литераторов, ни даже Нобелевская премия не являются объективным критерием значимости работ того или иного писателя для развития мирового литературного процесса. Если он и станет классиком, то уже после смерти – и, соответственно, никогда об этом не узнает.
Источник фото
Есть и другая сложность: для писателя считается хорошим тоном много читать и блестяще разбираться в отечественной и зарубежной литературе. Вот только далеко не каждому под силу приучить себя не сравнивать свои работы с произведениями Толстого и Набокова и не посыпать голову пеплом перед лицом их гениальности.
Нет слов!
Еще одно явление, с которым хорошо знакомы как начинающие, так и опытные авторы, это «writer’s block». Его также называют писательским ступором, синдромом чистого листа или попросту творческим кризисом, который в случае с литературной деятельностью сводится обычно к невозможности часами, днями, неделями, а порой и месяцами выдавить из себя хоть одну строчку, хоть одно слово.
Причин у писательского ступора может быть множество:
- Усталость
- Стресс
- Неуверенность в себе
- Давление дедлайна, к которому нужно успеть сдать рукопись
- Отвлекающие факторы
Иногда шумный успех первой опубликованной книги формирует у ее автора своеобразный комплекс, и он никак не может вновь взяться за перо, потому что боится не оправдать ожиданий аудитории. Впрочем, работа над рассказом или романом порой не ладится просто потому, что писатель купил себе новый, неудобный стул или переставил стол в другую, непривычную часть комнаты – а может, наоборот, ему требуется глобальная смена обстановки.
Источник фото
«Чаще всего у писательского блока, или синдрома чистого листа, простейшая причина: недостаточное знание материала, — говорит Екатерина Владимировна. — Очень сложно сесть и описать обед французских родителей вашего главного героя, если вы не знаете, что обычно едят на обед французы этого возраста и достатка, во сколько они обедают и вообще — как они выглядят. Вы можете месяц сидеть у раскрытого ноутбука и написать всего полстраницы, которые в итоге удалите.
Однажды мне нужно было описать барельеф, который случайно увидела в церкви моя героиня, реставратор по профессии. Когда я, наконец, пошла в ближайшую к дому церковь и встала напротив ее единственного барельефа, перенося в блокнот его подробности, не только эта сцена, но и вся моя повесть стала развиваться. Оказалось, что в этой церкви скоро начнется венчание. Я и не думала о таком повороте, но он мне очень пригодился, став символичным. Церковь пахла гортензиями. Ленточки свадебных букетов у входа покачивались на ветру. Я записывала, как она наполняется: сначала вошел фотограф, неся в руках несколько объективов, потом — кудрявая девочка в розовом платье и с белым гипсом. В мой блокнот просочилось так много деталей, что сцену с барельефом мои читатели называли одной из самых живых в повести.
Поэтому один из моих способов преодоления писательской блокировки: идти “в поле”. Другой — играть, ведь искусство — не только великое дело, но и игра. Третий — писать в технике free-writing. Нет возможности описать все способы здесь, поэтому приглашаю авторов, которым интересна эта тема, в свой блог. Он во многом посвящен этому».
Есть и другие способы борьбы с синдромом чистого листа:
- Соблюдать дисциплину. Хотя принято считать, что творчество невозможно без вдохновения, писателям часто мешает то, что за дело они берутся спонтанно, по велению души. При этом многие классики – от Бальзака до Марка Твена – трудились над своими произведениями строго по расписанию и не вставали из-за стола, пока не была выполнена дневная норма, измеряемая в количестве слов или страниц;
- Постоянно практиковаться. Литературный талант – не мышцы, он вряд ли может полностью атрофироваться, однако для того, чтобы эффективно его использовать, нужно регулярно упражняться. Проще всего это делать, если начать, например, ежедневно вести дневник;
- Знать меру. Порой лучше прерывать работу на высокой ноте: когда следующий поворот сюжета или следующая строфа стихотворения уже придуманы. В этом случае велик шанс не впасть в фрустрацию и на следующий день вернуться к рукописи во всеоружии.
Роль издателя
Допустим, начинающему писателю удалось выбрать подходящую тему, собрать материал, преодолеть синдром чистого листа и написать, наконец, свой первый роман. Возможно, он даже дал прочитать рукопись книги нескольким друзьям и родственникам и получил положительные отзывы. Что делать дальше? Как добиться того, чтобы роман стал доступен широкой читательской аудитории?
«После того, как вы пробежите город насквозь, переполненные счастьем… обязательно найдите хорошего редактора, даже если вы филолог, — советует Екатерина Владимировна. — Перед тем, как отправить рукопись в издательство, нужно отшлифовать ее и покрыть лаком. Редактор — это не то же самое, что корректор. Во-вторых, определитесь с типом публикации, который вам подойдет. Сейчас это не только классическое издание книги через большое издательство. Такие сервисы, как Ridero предлагают публикацию на заказ (причем платите не вы, а читатели), и часто это прекрасный вариант для тех, кто издает книгу для своего круга.
Источник фото
Если же вы выбираете издаваться классическим способом, то запаситесь терпением и приготовьтесь тренировать устойчивость к отвержению. Портфели издательств переполнены, и многие не ответят вам либо пришлют отказ. Известные писатели в своих интервью называют количество отказов, которые получила их первая книга (они коллекционируют их), и те исчисляются десятками. Пусть отказы не смущают вас. С благодарностью воспринимайте критику, стучитесь в самые разные двери и не забывайте внимательно читать правила оформления и отправки рукописей на сайтах издательств».
К выбору издательства нужно подходить с умом: не стоит тратить время и силы на пустые хлопоты. Существуют издательские дома, которые публикуют только научно-популярную литературу или мемуары, поэтому пытаться продать им фантастический роман, даже если он действительно прекрасно написан и потенциально может пользоваться популярностью, бессмысленно.
Кроме того, следует понимать, что подача рукописи в издательство – это не просто жест доброй воли писателя, а формальная процедура, которая подчиняется определенным правилам. Недостаточно просто распечатать роман на принтере, положить его в коверт и отправить по почте – ну, или передать редактору из рук в рук. К рукописи должны прилагаться заявка и синопсис:
- Заявка – это сопроводительный текст, где автор сообщает название книги, жанр, в котором она написана, ее объем и целевую аудиторию, а также краткую информацию о себе: ФИО, адрес, контактный телефон, образование. Если книга основана на уникальном опыте писателя (например, он стал свидетелем убийства Кеннеди или 30 лет прожил в тибетском монастыре), это обстоятельство также необходимо упомянуть: оно привлечет внимание редактора в первую очередь;
- Синопсис – это краткий пересказ произведения. Его объем варьируется от 2-3 до 10-15 страниц, в зависимости от требований конкретного издательства. К написанию синопсиса нужно подойти очень ответственно и передать в нем как сюжет, тему и идею книги, так и основные достоинства авторского стиля.
Сроки рассмотрения рукописи сильно зависят от загруженности издательства и актуальности поднятой в книге темы. К примеру, если сегодня автор предложит редактору грамотное, достоверное, полное новых фактов и разоблачений исследование, посвященное истории президентских выборов в США, его шансы на успех велики. Текст же романа о любви или фэнтезийной саги может лежать на полке и дожидаться своей очереди полгода, а то и целый год. И это, кстати, вовсе не значит, что автору гарантированно откажут в публикации.
Бессребреник или корыстолюбец?
Есть и еще один вопрос, который часто волнует молодых писателей: можно ли сегодня литературным трудом зарабатывать на жизнь? В большинстве случаев ответ на него будет отрицательным. В России существует буквально два-три десятка авторов, которые в качестве гонорара за очередную книгу получают от издательства миллион рублей и более (это касается главным образом создателей популярных детективов). Остальные же вынуждены довольствоваться суммой в размере 25-100 тысяч рублей за книгу.
Источник фото
Учитывая, что на написание одного романа может уйти от двух месяцев до нескольких лет, очевидно, что безбедно прожить, а тем более прокормить на такие деньги семью, практически невозможно. Поэтому авторов, которые зарабатывают исключительно продажей книг, ничтожно мало. Обычно существенный вклад в их бюджет вносят:
- Литературные премии;
- Журналистские публикации;
- Преподавание в вузах;
- Выступления с публичными лекциями;
- Собственный бизнес.
Мы часто слышим, что отличным стимулом для развития писательского таланта служит голод; что творческая профессия по определению не подразумевает жажды наживы; что даже Пушкин был в долгах как в шелках. Безусловно, человек вряд ли напишет великий роман, если будет руководствоваться исключительно желанием получить прибыль. Однако любой труд должен быть оплачен, и нет ничего преступного в желании зарабатывать на жизнь любимым делом. Увы, большинству писателей такая роскошь недоступна, и с этим приходится мириться.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
28 октября 2016