Их принято бояться. К ним невозможно быть готовым. Они случаются в тот момент, когда жизнь только-только начала налаживаться. И после них она никогда уже не бывает прежней.
Контрольные работы иной раз кажутся изобретением инфернальных сил: мало что приводит школьника в такой шок и трепет и мало что так сильно обостряет противопоставление “учитель-ученик”. И что бы там ни говорили учителя, учащимся “контрохи” кажутся отнюдь не способом “закрепить материал”, а скорее способом в очередной раз подчеркнуть разделение мира на три большие части — отличников, хорошистов и всех, кто не попал в эти эмпиреи.
Что думают об этом сами преподаватели? Так ли необходимы контрольные работы — и каково их настоящее предназначение? Можно ли смягчить столкновение с ними — и если да, то как? Сегодня поговорим об этом с преподавателем Ассоциации репетиторов Дарьей Михайловной.
Немного предыстории
В начале октября прошлого года глава Рособрнадзора Сергей Кравцов выступил с заявлением. Из заявления следовало, что одиннадцатиклассникам весной 2017 года придётся писать контрольные работы по пяти дополнительным предметам (говоря упрощённым языком, школьников будут проверять по большинству «невостребованных» предметов.
На вопрос, для чего это нужно, Кравцов ответил так:
«Ученики не уделяют достаточно внимания тем предметам, по которым не планируют сдавать ЕГЭ. Это негативно влияет на качество образования по данным предметам».
А нынешняя глава министерства образования РФ Ольга Васильева добавила:
«Я буду очень наказывать и региональное руководство, и руководство школ за так называемое натаскивание. Потому что я убеждена, если ребёнок проходит программу, то не надо бояться отвечать на те вопросы, которые у него стоят».
Реакция на эту новость была молниеносной: школьники устроили протест, заполонив Twitter сообщениями с хештегом #ВыпускникиПодписываютПетицию, который быстро стал вторым по популярности в русскоязычном твиттере. Школьников легко можно понять и посочувствовать им, но не менее интересна и сентенция министра образования. Что же за вопросы стоят у школьника и может ли контрольная работа помочь справиться с боязнью отвечать на них?
Необходимость контроля “На мой взгляд, цель контрольных работ — прежде всего в оценке уровня знаний и навыков, приобретенных учеником по конкретному разделу или курсу”, — считает Дарья Михайловна, выпускница Национального исследовательского ядерного университета “МИФИ”. “Также контрольная работа помогает выявить пробелы и проблемы, которые могли появиться по мере изучения материала. Что касается того может ли контрольная работа быть заменена другим видом проверки, на данный момент, как мне кажется нет”.
И действительно, если верить результатам исследований учёных из Калифорнийского университета в Сан-Диего, регулярная проверка — один из залогов качественного результата обучения. Мы рассказывали об этом в статье о самообучении, где среди прочего перечисляли основные факторы, влияющие на успешное обучение. Напомним, это:
- Направленное внимание
- Постоянная практика
- Регулярная самопроверка
- Организованная система распределения времени
Итак, хорошая новость — в том, что мы все страдали не зря. Постоянно проверяя, как мы помним выученное, мы сильно повышаем свои шансы на качественное запоминание этого. “В своей работе с учениками я использую скорее небольшие проверочные работы, так как имеет место ограничение по времени. Проведение достаточно частых проверочных работ стимулирует к более качественной подготовке и изучению материала учеником”, — добавляет Дарья Михайловна, обращая внимание на то, что от постоянной проверки во многом зависит успех выступления на экзаменах: “В идеальном варианте проверочные работы было бы хорошо проводить на каждом занятии, но не объемные. Это могут быть как работы, включающие в себя задачи и примеры, так и вопросы, касающиеся знания определений и теорем. Для успешного прохождения таких экзаменов как ОГЭ и ЕГЭ, где встречаются вопросы из всего курса школьной математики, необходимо, чтобы пробелов было минимум”. Но отчего тогда это безобидное и душеполезное дело влечёт за собой такой огромный поток негативных ассоциаций и желание спрятаться в дальний угол, пока всё не закончится?
Пан или пропал
Обычное начало урока — это проверка пройденного на прошлом занятии. Как правило, учителя для этого имеют обыкновение вызывать к доске отдельных учеников — и, разумеется, остальным в это время решительно нечем заняться, кроме как подсмеиваться над проколами стоящего у доски одноклассника.
Поэтому неудивительно, что контрольная работа становится не самым ожидаемым событием: шанс подготовиться к ней за время классных занятий остаётся минимальным. Психолог Иван Геронимус отмечает один важный момент, влияющий на общую “неприятность” любой проверки: мы очень склонны интерпретировать результаты конкретной проверочной работы как оценку себя как личности.
О всех сложностях, сопряжённых с оцениванием результатов в школьной системе оценок, мы рассказывали в статье “Оценочные суждения”, но никогда нелишне напомнить ещё раз:
- оценка, даже если это оценка контрольной работы с конкретными критериями, — это в очень большой степени условность.
- она не отражает сложности внутреннего мира ребёнка и уж тем более не должна быть критерием хорошего к нему отношения.
- оценка — это маркер, который был изобретён для упрощения взаимодействия ученик-учитель, и только.
Следует помнить о главном: контрольная работа необходима для лучшего запоминания и отработки навыков. И не более того.
Как подготовиться к неизбежному?
“Для себя негативной стороной проверочных работ я вижу нервное напряжение, которое появляется у абсолютного большинства учащихся перед подобными работами. Систематическое проведение подобного рода работ с достаточной частотой позволяет привыкнуть и легче справляться с нервной обстановкой”, — считает Дарья Михайловна. Вероятно, среди читающих найдутся такие, кто к одиннадцатому классу успел свыкнуться с неизбежностью контрольных работ и, быть может, даже научился получать от них удовлетворение. Скорее всего, это были счастливые обладатели “пятёрок” и “четвёрок”. Обратная же сторона медали такова: мотивация у тех, кто регулярно получает низкие баллы, едва ли укрепится за счёт более частых контрольных. Вернее всего, она ещё снизится из-за постоянной психологической нагрузки. Более того, зачастую низкие результаты контрольной работы связаны не с плохим знанием пройденного материала, а только лишь с волнением, перекрывающим способность трезво мыслить. Можно ли как-то справиться с ним?
Ответ — однозначно “да”. В идеале с таким запросом хорошо бы поработать совместно с психологом, но если такой возможности нет, то большим шагом станет просто разговор с ребёнком.
- Объясните, что интересы учителя во многом совпадают с интересами ребёнка. Преподаватель руководствуется не желанием выставить учеников в невыгодном свете, но необходимостью добиться наилучших результатов для его учеников.
- Ставьте правильные цели. Задача контрольной работы — не в том, чтобы продемонстрировать своё блестящее знание материала, а в том, чтобы выяснить, насколько хорошо усвоено пройденное и, в случае недочётов, ещё раз уделить внимание тому, что было плохо запомнено.
- Поиграйте в визуализацию: попросите у ребёнка рассказать, как выглядит написание контрольной работы, к которой он хорошо подготовился.
- Если преподаватель вызывает у ребёнка неоднозначную реакцию, попытайтесь вместе с ним найти у учителя положительные стороны. Если воспринимать учителя как монстра, который хочет испортить жизнь, это может сказаться на результатах контрольной работы неожиданным образом, даже если ученик был готов к ней “от и до”.
Волшебная техника
В качестве бонуса — техника, которая, может, и не сделает учащегося круглым отличником, но здорово поможет в адекватной оценке контрольной работы. Для её выполнения достаточно будет получаса, но, разумеется, прежде придётся заручиться согласием ребёнка — никто не гарантирует, что у него при слове “контрольная” не сработает мощный блок. Попросите его написать на листе бумаги все неприятные мысли, которые приходят в голову, когда он думает о контрольной. Всё что угодно, от реакции родителей и одноклассников до прогноза апокалипсиса, который неизбежно случится в случае плохой оценки. Когда полчаса истекут (это может быть и меньшее время, но оговоренное), бумагу нужно будет разорвать и выбросить. Не стоит думать, что это шаманство позволит символически “похоронить” все страхи, связанные с опасением потерпеть неудачу. Но, во всяком случае, проживание вымышленных последствий своей неудачи поможет сильно снизить напряжение перед предстоящей контрольной.
Неплохо бы ему объяснить и ещё одну вещь: худшее, что его будет ждать после плохо написанной контрольной, — дом, где его любят любым.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
07 апреля 2017